Цены на новые автомобили сейчас очень сильно кусаются. Поэтому неудивительно, что многие приглядывают себе машину на вторичном рынке. Продавцы подержанных автомобилей подходят к своей работе с большим вниманием и тщательностью. Благодаря их усилиям даже не новый автомобиль может выглядеть не хуже, чем новый из салона. Но у каждой такой машины есть свое прошлое, своя история, узнав которую, потенциальный покупатель может немедленно отказаться от своих намерений. Одним из самых неприемлемых вариантов считается использование автомобиля в такси.
В позднесоветский и постсоветский периоды единственными автомобилями такси были «Волги» ГАЗ-24-01. Кратковременный эксперимент с Москвичом 2140 не в счет. Поэтому, если продавалась Волга салатового цвета с дефорсированным двигателем под 76-й бензин и просиженными сиденьями, то двух мнений о ее прошлом быть не могло. Некоторые и устраивались таксистами, чтобы потом была возможность выкупить престижную «Волгу». А потом продать ее, уже как собственную.
В 90-е годы в страну хлынул поток подержанных иномарок, и немалая доля была как раз после такси. Таксопарки продавали автомобили, отходившие свое, дешево, а состояние их по нашим меркам было еще весьма неплохим. Этим и пользовались тогдашние перекупщики. С помощью простых действий можно превратить машину, которая раньше использовалась как такси, в современный и привлекательный автомобиль.. А неискушенному российскому автолюбителю в то время было за радость поездить на иномарке, пусть немного подержанной. За границей еще не стали бывать массово, и какие там такси ездят было неизвестно.
Например, продается дизельный 5-6-летний Мерседес D-класса из Германии в хорошем состоянии с небольшим пробегом. Ценник весомый. Продавец, он же перегонщик, уверяет, что на нем добродушный немецкий дедушка ездил только в магазин за покупками, да по воскресеньям в кирху. Многие верили. Мерседес уходил быстро, и потом еще много лет служил верой и правдой новому владельцу. И невдомек было довольному хозяину, что машина до него уже прошла свои положенные 400-500 тысяч, отслужив в такси какого-нибудь Мюнхена. Но, благодаря огромному ресурсу, заложенному немецкими инженерами в то время, и при должном обращении еще вполне могла походить столько же. А пробег был нещадно скручен до скромных 40 тысяч, в результате автомобиль ощутимо подрос в цене, проведен небольшой косметический ремонт, придумана легенда про дедушку, и все, пыль в глаза пущена, а перегонщик заработал неплохие деньги.
В наше время люди стали ушлыми, и после таксопарков, даже европейских, брать машины не хотят. Любой приглянувшийся автомобиль можно пробить по различным базам данных, например, через Автотеку, обратиться к сведущим друзьям, подключить к диагностическому разъему аппаратуру и проверить предыдущую жизнь авто.
Таксопарк – предприятие коммерческое, а основные примитивные принципы бизнеса – поменьше вложить и побольше получить, подешевле купить и подороже продать. Поэтому обычно выбираются самые бюджетные автомобили в минимальной комплектации. Сегодня в такси представлены самые разные модели, но есть явные фавориты – Фольксваген Поло, Хендэ Солярис, Киа Рио, Рено Логан, Шкода Рапид, Лада Веста и Гранта, в последнее время стали добавляться бюджетные китайские модели. Модельный ряд от города к городу может отличаться, скажем, на Дальнем Востоке по понятым причинам самые популярные машины-такси праворульные 15-20-летние Тойота Королла и Карина. Принцип один, модель должна быть довольно вместительной, недорогой, экономичной, не испытывать проблем с запчастями и быть ликвидной после завершения своей таксистской карьеры. То есть модели, популярные в такси не отличаются от просто популярных моделей, как новых, так и на вторичном рынке. В VIP-такси работают автомобили классом повыше, но и здесь используются популярные модели, такие как, например, Тойота Камри.
В среднем автомобиль обычного автовладельца проезжает 15-20 тысяч километров в год, хотя бывают всякие исключения. В такси годовой пробег под 100 тысяч – обычное дело. Поэтому пробег в 250-400 тысяч за 3-5 лет обычно означает убитую подвеску, изношенную трансмиссию, обросший нагаром мотор, чему способствуют городские режимы работы, усталость металла, повреждения ЛКП и кузовных элементов.
Экономика таксопарков подразумевает минимизацию расходов на ремонт и обслуживание. Расходники обычно используются самые дешевые, запчасти – неоригинальные, изношенные шины заменяют на самые бюджетные. По статистике машины такси в 7 раз чаще личных автомобилей попадают в ДТП, на мелкие повреждения вообще не обращается внимание. Ремонтируют такси, как правило, максимально быстро и максимально дешево. Главное, чтобы машина снова вышла на линию и приносила деньги, поэтому и качественный ремонт экономически не оправдан.
Подходит срок, и дальнейшая эксплуатация автомобиля такси становится вовсе нерентабельной. Но сдавать его на утилизацию или на запчасти – это не по-хозяйски. Если можно продать – значит надо продать, автомобиль уже многократно окупился, пусть принесет последнюю прибыль. Автомобили из таксопарков выставляются на продажу. Таксопарк и не скрывает таксомоторного прошлого продаваемых машин. Хотите дешево приобрести популярную модель – купите, правда это будет кот в мешке. Затраты на последующий ремонт и поддержание машины в приемлемой форме могут превысить всю выгоду от приобретения. Хуже когда автомобили из таксопарка берут перекупщики, главная цель которых – получить больше прибыли.
Перекупщик постарается скрыть таксистское прошлое автомобиля, иначе смысла в таком бизнесе нет. Обычно кузова 3-5-летних машин, даже из такси, еще не успевает тронуть коррозия, мелкие недочеты легко корректируются. Если двигатель работает без посторонних шумов - оставляется как есть, есть проблемы – устраняются по возможности внешними воздействиями, без разборки. То же и с другими агрегатами и системами. Есть ряд косвенных признаков работы машины в такси, как то: просиженные сидения, особенно водительское и заднее правое место, сильная потертость рулевого колеса и накладок на педали, провисшие двери, состояние торпедо со следами установки телефона, следы пленки, наклеиваемой на кузов и ряд других улик. Они достаточно полно описаны в интернете, и покупателю неплохо бы их знать. Но перекупщик тоже знает про все это и постарается подкорректировать все проблемные места. Но заменить все на новое было бы экономически невыгодно, исправляется родное. Если все же что-то требует замены, берется бывшее в употреблении по дешевке на авторазборках. И последний штрих – подкорректировать показания одометра. Все эти манипуляции значительно поднимают цену машины.
И вот перед Вами хороший с виду автомобиль, популярная модель, в меру поезженный со стандартным для частного владельца пробегом, ничего не стучит, не брякает. Цена адекватная для возраста и пробега. Надо брать. Расчет продавца именно на это. Ведь если начать дотошно проверять приглянувшийся автомобиль, его таксомоторное прошлое обязательно проявится. Можно съездить в автосервис, но не в тот, в который повезет продавец, где с умным видом подтвердят версию продавца. Можно пробить по базам, современный автомобиль всегда оставляет цифровые следы – в автосервисах, страховых компаниях, объявлениях о продаже. Серьезным поводом задуматься о чистоте истории машины должны стать скачки пробега в истории — когда в одной из предыдущих записей значения выше, чем в последующих. Также нелишним будет тщательное изучение ПТС машины. Если, например, первым владельцем там числится юридическое лицо, вероятность работы в такси очень большая.
Уголовной ответственности за скрученный пробег в России нет, в отличие от некоторых европейских стран. Сейчас все одометры электронные и производители предусматривают резервирование данных о пробеге в нескольких электронных блоках, например, в блоке управления двигателем, в электронном блоке управления КПП, в особо защищенных моделях предусмотрены до десяти "хранилищ" в системах автомобиля, где сохраняются цифры пробега. Если на одометре они скорректированы, то либо со временем проявятся реальные цифры, восстановленные из других блоков, либо панель приборов будет выдавать ошибку.
Так стоит ли бояться автомобиля после такси? Нередко бывает так, что бывшее такси долго радует нового владельца беспроблемной ездой, требуя лишь замены расходников. А машина с реально небольшим пробегом, где не меняли масло и терзали короткими зимними поездками, начинает ломаться немедленно после покупки. Но все же мы бы не рекомендовали брать машину с таксомоторным прошлым, в основном все они уже «устали» и желают уйти на покой. Лучше поискать авто без такого прошлого, пусть на пару-тройку лет постарше. Проблем будет меньше. Ну и, конечно, гигиенический аспект. На этой машине проехали тысячи людей, и никто не пытался бережно к ней относиться. Так что выбирайте сами, но осторожно. Счастливого пути!
Читайте также в нашем блоге:
Исчезновение частного извозчика: куда ушла старая добрая традиция?
Негласные ПДД: сигналы и жесты