26 октября исполнилось бы 93 года режиссеру Игорю Масленникову. Он снял более 40 фильмов, но его самые известные и любимые зрителями – кинокартины о Шерлоке Холмсе и телевизионная сага «Зимняя вишня». Вспоминаю нашу беседу накануне его 85-летия. Ушел из жизни Масленников два года назад.
- Игорь Федорович, перед нашим разговором читал о вас разные статьи в интернете…
- Да, что в этом интернете делать?! – сердито отмахивался Масленников. - Одна - порнография, ничего интересного там нет. Этим миром не интересуюсь. Мне 85 лет, для чего мне эти сайты?! Компьютер у меня существует только для того, чтобы пользоваться электронной почтой, ну, еще использую, как пишущую машинку. Редко, как справочным бюро.
- Чем сегодня живете?
- Я так устроен, что все время работаю. Может быть, из-за этого своего недостатка, и снял столько много кинокартин. Нет проблем с моею занятостью, у меня всегда есть дела. Например, более двадцати лет я занимаюсь педагогикой – раньше десять лет преподавал во ВГИКе, сейчас – в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. А еще на «Высших режиссерских курсах». Жизнь идет! Кроме того, есть проект: собираюсь, несмотря ни на что, снять картину на тему - «30 лет спустя», а иначе – «Зимняя вишня – 4». В прошлом году я полгода пролежал в больнице - сломал ногу, потом мне еще делали операцию на желудке. И все это время думал: вот первая «Зимняя вишня» была создана в советское время, никто ни о чем не подозревал, что может быть с героями дальше. Прошло пять лет – 1990-й год, - вторая «Зимняя вишня», которую мы делали с моим товарищем, сценаристом Владимиром Валуцким, уже снимали в другую эпоху. Начались такие сложности в жизни людей! А третью «Зимнюю вишню» сделали при Ельцине, - развал страны, все разбегались, многие уезжали за границу.
О том, кто играл Бориса Ельцина в кино, читайте в статье канала "Пераново перо":
Как Борис Ельцин выступал с Евгением Осиным читайте в статье канала "Пераново перо":
- Посмотрите на фильмы и сериалы того периода: герои все живут за рубежом. И вот в больнице мне пришло в голову, что сейчас ведь снова другое время! Пора не разбрасывать камни, а собирать. Живы все герои, кроме главного - Вадима в исполнении Виталия Соломина, который, к сожалению, умер четырнадцать лет назад. Но любимые женщины и жены Вадима – существуют. Замечательные актрисы: Елена Сафонова, Ирина Мирошниченко, Ирина Климова, Лариса Удовиченко… Я с ними связывался, спросил и заручился поддержкой: они были бы счастливы, если смогли бы сыграть самих себя, но уже сейчас, в этом возрасте и в этом времени. Кроме того, их «кинодети», стали взрослыми людьми, всем под тридцать лет. Они же, разбросаны по всему миру. Я с ними иногда общаюсь: кто-то стал профессором в Америке, кто-то живет во Франции и так далее. И мне показалось, что все знаю про своих героев, для меня они живые люди, многое у них переплелось с реальной жизнью. К несчастью, Владимир Валуцкий умер в прошлом году. Но опыт сценарной работы у меня тоже есть, пришлось самому сесть и все сочинить. Уже начали готовиться к съемкам, а зимой, надеюсь, будем снимать.
К слову, проект «Зимняя вишня – 4» был заморожен.
- «Зимнюю вишню» часто показывают по телевидению. Вы получаете авторские?
- Так я когда-то и создал студию «Троицкий мост», которая не развалилась с годами. Поэтому мы до сих пор торгуем этим фильмом, ведь авторские права принадлежат нам. И я чувствую, что людям до сих пор интересно смотреть эти фильмы.
- В чем вы видите успех «Зимней вишни»?
- В том, что эта история про простых людей, вне политики, в которой показаны реальные судьбы. Простые рядовые инженеры: она и он, - и вот так сложилась у них жизнь. В первый год проката нашего фильма его посмотрели семьдесят миллионов зрителей! Это были женщины. Двадцать семь стран купили эту картину, несмотря на зубовный скрежет нашей кинокритики. Это была мелодрама - классический жанр для женской аудитории. Все замешано на человеческих чувствах, то, чего в последнее время не хватает нынешнему кинематографу. Меня вообще сейчас угнетает состояние нашего кино. К сожалению, возобладали деньги. Молодежь сегодня идет в кино потому, что там - развлекуха. В момент перестройки мы лишились нашего проката, его забрали американцы, и в этом смысле они – молодцы.
- Будете ругать Голливуд?
- А что такое Голливуд? Они снимают не американское кино и не для американцев, они снимают для всего мира. Это некое, универсальное средство, которое, приучает определенный состав зрителей к развлечению, к попкорну, к сладкому, к фокусам. Какие-то инопланетяне, ерунда. И все это для того, чтобы отучить людей переживать и сопереживать, смеяться и плакать. Сегодня фильмы в кинотеатрах перестали быть школой жизни и школой чувств.
- А разве ваши фильмы про Шерлока Холмса не развлечение?
- Ну, если так считать, то можно и наш разговор назвать развлечением. Но в «Холмсе» заложено очень мощная нравственная база от Конан Дойля. Шерлок Холм ведь не штатный сыщик, он – частный человек, который приходит на помощь бедствующим и страдающим. Там, абсолютно высоконравственная основа всех этих историй. И в этом сила Конан Дойля. Не просто детективные истории, например, как про майора Пронина, а история нравственных уроков. Зло должно быть наказано, доброта должна восторжествовать, понимаете?! В этом основа. Думаю, поэтому много лет и нравится зрителю этот сериал.
- Игорь Федорович, а почему в свое время вы обратились к такому автору, как Конан Дойль?
- Да все случайно. Так же, как и в кино, я пришел случайно. Заканчивал газетное отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета. Диплом мой называется так: «Специалист по русскому языку и литературе. Литературный сотрудник газеты». Тогда ведь не было факультета журналистики. Работал журналистом, потом - в театре художником, и оказался на телевидении.
- Откуда же у вас – сына инженера появилась такая любовь к творчеству?
- Мой папа дружил с народным артистом СССР Василием Меркурьевым, и мы даже пару лет после войны жили в квартире Меркурьевых. Эта семья постоянно устраивала какие-то домашние спектакли. Вот тогда я и заболел искусством. Писал стихи, занимался в художественном кружке – неплохо рисовал. И вот, когда убрали Хрущева, и исчезла некая «оттепель», я ушел в кино.
О том, кто сыграл в нашем кино Никиту Хрущева читайте в статье канала "Пераново перо":
- Просто стало неинтересно работать на телестудии, хлопнул дверью. И вот иду и вижу: в вестибюле объявление о приеме на режиссерские курсы «Ленфильма». Если бы там было написано, что зовут учеников на цирковую режиссуру, пошел бы туда. Получается, я как щепка плыву по течению. И, кстати, советую, делать тоже самое, тогда интереснее жить.
- С чего же все-таки началась работа над Шерлоком Холмсом?
- Все давняя история и простая. Тогда я уже работал художественным руководителем объединения телевизионных фильмов киностудии «Ленфильм». И вовсе не думал ни о каком детективном жанре, да и творчеством Конан Дойля не увлекался. И два замечательных московских сценариста Юлий Дунский и Валерий Фрид принесли сценарий, который, так и назывался «Шерлок Холмс». Предложили мне это сделать. А, поскольку во мне всегда сидело некое англичанство что ли, то я заинтересовался. В 1959 году я даже в Лондоне оказался в командировке, помню, мой день рождения там отмечали. Впечатление было, конечно, огромное: много магазинов, переливающиеся огнем вывески, вереницы автомобилей. И посетили мы телестудию БИ-БИ-СИ, где тогда производили лучшие в мире телесериалы. Признаюсь, тогда я рассматривал в павильонах и аппаратных все эти чудеса кинопроизводства с праздным любопытством. Вовсе не подозревая, что через несколько лет и сам буду снимать нечто подобное.
- А что такое «англичанство»?
- Ну, мне всегда нравилась английская литература, английская философия. И, конечно, я увлекся историей про Шерлока Холмса. А дальше, когда мы сделали первую картину, телевидение ко мне прицепилось как «банный лист» - сделайте продолжение. С такими многотысячными просьбами обращались в письмах телезрители. Кончилось тем, что мы в течение восьми лет сняли пять фильмов про это дело. Между этими работами я еще успел снять «Зимнюю вишню» и «Пиковую даму».
- Я прочитал, что изначально вам понравился персонаж – доктор Ватсон, а не Холмс?
- Кто вам сказал?!
- Ну, вот передо мной ваше интервью…
- Понимаете, Шерлок Холмс – вообще, скучная фигура. Все дело в том, что мы сделали открытие. Ведь все рассказы Дойля как бы написаны от лица Уотсона и он, как автор, во всех экранизаций существовал в тени. Во всем мире было снято десятки картин, и везде присутствовал только Холмс. И только Дунский и Фрид «изобрели» доктора Ватсона, превратили закадрового английского Уотсона в человека, со своим характером, с поступками и так далее. И он для меня, как для реализатора, более живой, чем Холмс. Шерлок, как был схемой, так он схемой и остался.
- Может, так говорите, потому что вы в давней ссоре с исполнителем этой роли Василием Ливановым?
- А уж про него я вообще говорить не только не буду, но и даже глядеть в эту сторону. Для меня этого человека не существует уже много лет, - он во многих интервью говорит, что именно Василий Ливанов сделал фильмы о Холмсе!.. Могу лишь сказать, что никто не мог поверить, что он сможет сыграть такого англичанина. Только я в свое время это почувствовал в нем. И угадал. Да и в Соломине никто не видел англичанина, мне говорили: «Посмотри на его русскую физиономию, курносый какой-то!» Но я случайно увидел какую-то фотопробу, где Виталий с такими английскими армейскими усами. В этом образе я сразу узнал самого писателя Конан Дойля, только молодого. Такой типичный англичанин, с красной шеей, рыжий. Так и создались эти две фигуры.
- В этих фильмах свою последнюю роль миссис Хадсон сыграла блестящая Рина Зеленая…
- Кстати, Рину Васильевну тоже не сразу утвердили, ведь на тот момент ей было уже под восемьдесят лет. «Как она будет ездить из Москвы в Ленинград?» - говорили мне, боялись, что заболеет в период съемок. Но ее кандидатуру я отстоял. Хотел для актрисы даже роль расширить, добавить эпизодов, но она запротестовала: «Я никогда еще не играла мебель, мне это интересно». А потом в шутку просила называть ее Руиной Васильевной.
- А вы были в Лондоне в музее Шерлока Холмса?
- Да, побывал уже позднее, и даже подарил музею фотокадр из нашего фильма. Могу сказать, что в нашей картине декорация лучше, чем в этом музее.
- Мы придумали свою Англию. Хотя, заметьте, что в конце XIX века наша Россия по своей культуре, мало чем отличалась от Европы, много было похожего у наших стран.
- Вы смотрели российский сериал с Игорем Петренко и Андреем Паниным в главных ролях?
- Совсем немного, но своего мнения вам не скажу. И до нас снимали про Шерлока Холмса и после нас сняли, и еще много снимут. А что останется в памяти у зрителей, пусть решает время.
- Игорь Федорович, наверняка, у вас были ситуации, когда вы оказывались перед неким выбором. Что тогда помогало сделать правильный выбор?
- Конечно, такое бывало и часто. Стоишь как витязь на распутье и думаешь: куда идти?! Тогда я делаю так, как подсказывает интуиция. Наверное, поэтому не снял ни одной какой-то заказной или конъюнктурной картины, снимал только то, что мне нравилось. Сейчас это и представить себе сложно! Просто не надо было жадничать, гнаться за деньгами и славой. Один мой коллега как-то написал в своей книге, мол, ему пришлось вступить в Коммунистическую партию, иначе он не мог быть художественным руководителем творческого объединения. Но я вспоминаю, что на «Ленфильме» худруками подобных объединений были беспартийные Григорий Козинцев, Сергей Микаэлян, Виктор Трегубович… Молодежи сейчас трудно работать. Да и учиться им сложно. Я никогда и представить себе не мог, что придет время, и за обучение студентам надо будет платить огромные деньги. Разве страна не заинтересована в образованных людях?! Стыдно! Мне задают вопросы: «А для чего ты учишь студентов, куда они потом пойдут? Делать «мыло» на телевидении?!» Да, некоторые уже этим занимаются и успешно. А что им делать? Я иногда думаю о революции в кино. Ведь появляются молодые, талантливые, сильные, творческие ребята, они и должны взорвать эту систему, не с помощью денег, а своей энергией и талантом. Поэтому их и надо учить.
- Но некоторые могут разочароваться и потом не связать свою жизнь с кино?
- Знаете, кино такая ужасная зараза, от которой не избавишься. Там работают люди, которые решили всю жизнь играть в куклы или в солдатики. Это особая порода. Если заражаешься кино, то это уже навсегда.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов