Найти в Дзене
#IT-надзор

Почему статистика Яндекс.Директа не совпадает с Яндекс жеж Метрикой?

Парадокс, но эти два отдела одной большой корпорации дружат как два левых ботинка. Приведу пример – в одной из рекламных компаний у нас такая статистика: Выглядит это где-то так: Но стоит нам перейти в метрику как мы видим другую картину, цифры не сойдутся: Поверите, если я скажу – что я писал о том, что цифры не сойдутся – еще до того, как зашел в метрику и построил отчет? Нет, я не ванговал. Все проще – цифры не сходятся ВСЕГДА! И, к сожалению, сходятся они не в нашу с вами сторону. Никаких манипуляций с отчетами: Как мы видим – разница между оплаченным (952) и поступившим (784) составляет без малого 168 клика или 16,3% от объема рекламного трафика. (Между всем рекламным трафиком на сайт и заявленными кликами в директе - 13.5%) Но это мы не учитываем недействительные клики, которые Яндекс бережно выносит за скобки как недействительные: Недействительные клики и конверсии — это ошибочные или недобросовестные действия пользователей, в том числе трафик, привлеченный мошенническими спо
Оглавление

Парадокс, но эти два отдела одной большой корпорации дружат как два левых ботинка.

Приведу пример – в одной из рекламных компаний у нас такая статистика:

Выглядит это где-то так:

Да, тут в основном РСЯ трафик, но тем не менее...
Да, тут в основном РСЯ трафик, но тем не менее...

Но стоит нам перейти в метрику как мы видим другую картину, цифры не сойдутся:

-3

Поверите, если я скажу – что я писал о том, что цифры не сойдутся – еще до того, как зашел в метрику и построил отчет?

-4

Нет, я не ванговал. Все проще – цифры не сходятся ВСЕГДА! И, к сожалению, сходятся они не в нашу с вами сторону.

Никаких манипуляций с отчетами:

Как видим - даже с роботами у нас всего зашло на сайт 784 посетителя (вместо 952)
Как видим - даже с роботами у нас всего зашло на сайт 784 посетителя (вместо 952)

Как мы видим – разница между оплаченным (952) и поступившим (784) составляет без малого 168 клика или 16,3% от объема рекламного трафика. (Между всем рекламным трафиком на сайт и заявленными кликами в директе - 13.5%)

Но это мы не учитываем недействительные клики, которые Яндекс бережно выносит за скобки как недействительные:

-6

Недействительные клики и конверсии — это ошибочные или недобросовестные действия пользователей, в том числе трафик, привлеченный мошенническими способами. К нему относятся, например, клики, совершенные с помощью ботов или замотивированных пользователей, а также случайные клики, совершенные ненамеренно, например, из-за расположения рекламного блока.

Ну да, скажете вы - это конечно плохие клики. Но какие бы они ни были плохими - это все-таки клики. Посетители, которые попали на сайт в виде трафика, но были признаны некачественными и отсеяны фрод-контролем рекламной площадки. Яндекс.Директ из убрал из расчета, но в метрику они все-равно при этом должны были попасть.

Получается, что реальных посетителей (вместе с ботами и фрод-контролем) должно быть: 952+179 или 1131 посетитель.

Однако как мы помним – по статистике Яндекс.Метрики мы получили только 826 визитов.

Т.е. разница составляет уже 305 кликов или…

26%.

Я конечно не один взял в руки калькулятор и задался этим вопросом.

Яндекс уже отвечал на этот вопрос, например, так:

(с) вопрос и ответ с сайта яндекса - у него не досчиталось 22.5%
(с) вопрос и ответ с сайта яндекса - у него не досчиталось 22.5%

Надо сказать, что ответ сотрудника универсален и намекает что «возможно, ты сам дурак», а может и нет - какая разница? И убирает любую ответственность Яндекса.

Разберем все причины, которые нам обозначил специалист Яндекса:

Почему же не сходится?

1. Наличие блокировщика рекламы. Абсолютно не убедительно. Во-первых, массовые блокировщики (такие как adblock), не блокируют все счетчики по умолчанию. Это можно настроить - долго и мучительно, да, но так настраивают единицы пользователей. Остальные же, даже с блокировщиками - успешно попадают в ту же Яндекс.Метрику:

Например, на нашем анализируемом сайте:

10,7% используют блокировщик рекламы, и не могут попасть в Яндекс метрику - судя по данным из Яндекс.Метрики
10,7% используют блокировщик рекламы, и не могут попасть в Яндекс метрику - судя по данным из Яндекс.Метрики

На другом:

Здесь больше трафика - но те же 11% посетителей кто не любит рекламу
Здесь больше трафика - но те же 11% посетителей кто не любит рекламу

Как видно, процент блокировок примерно всегда одинаков и составляет 10-11% от посетителей. Заметим, что эти данные предоставлены самой метрикой, которая, по словам представителей Яндекса, не должна была работать с включенным блокировщиком.

2. «Технические проблемы в ассортименте». На самом деле, отговорки в виде «различных технических проблем», например, таких как «загруженность канала интернет-провайдера» — выглядят комично. Всерьез воспринимать это мягко говоря сложно.

Но собрав волю в кулак - конструктивно проверить не так сложно: нужно лишь сравнить несоответствие несколько временных периодов, когда показывалась реклама. При кратковременных проблемах провайдера разница статистик будет отличаться только в одном периоде, а в других все будет совпадать.

Но в реальности, если вы сделаете это и сравните разные периоды – то убедитесь, что процент «потерь» будет примерно стабильным вне зависимости от «потерь канала интернет-провайдеры».

3. Метрика не учитывает данные (не прогрузился скрипт, например). Ок, допустим – несовершенство самой метрики, которая не собирает данные перехода по той или иной причине.

Проведем эксперимент, возьмем другой проект, где у нас установлен дополнительный счетчик.

По статистике Директа мы видим, что было 108 кликов c рекламы, причем заметьте – что ВСЕ клики тут идут с Я.Директ (Поиск), т.е тут наиболее качественные и дорогие клики (в отличие от РСЯ из первого примера):

-10

По метрике мы опять не добираем переходов, сколько нам показал Директ:

-11

С натяжкой, только 60 посетителей попало в метрику (а это 55% от заявленных рекламных переходов). 45% опять где-то потерялось по пути.

Идем в альтернативную систему аналитики (серверная Matomo, установленная на том же сервере что и анализируемый сайт), и видим там:

Источники трафика того же сайта по версии программного обеспечения Matomo
Источники трафика того же сайта по версии программного обеспечения Matomo

В двух абсолютно различных системах статистики в данных нет никакой ощутимой разницы по цифрам. Сбоят две разные системы аналитики? Маловероятно.

4. Клиент не доходит до сайта. Или, как написано в ответе специалиста Яндекса: «Клик, выполненный по виртуальной визитке – не будет учтен, т.к. не происходит перехода на сайт. »

Тут пришлось несколько раз перечитать, прежде чем понять о чем идет речь.

И вообще, наверное это самый достоверный пункт, если сравнивать с предыдущими 4-мя вариантами. Причина несоответствия метрик действительно может крыться в том, что клиент не доходит до вашего сайта, но клик при этом засчитывается. Как это может вообще быть? Спросите вы.

Я бы выделил два основных направления этого пункта:

4.1. Происходит клик по виртуальной карточке, клик засчитывается, деньги снимаются – но клиент на сайт не попадает, т.к. остается на Яндексе.

Вообще это из сферы невероятного. Додуматься брать оплату за посетителей которые никуда не переходят - это надо сначала такое придумать...

Знаю, что в рекламных компаниях карточки компаний нередко навязчиво заполняются, но где они объективно отображаются в рекламе – вспомнил с трудом.

Например, это может быть вот эта ссылка:

Эту ссылку открыть можно только после клика на три точки -> ...
Эту ссылку открыть можно только после клика на три точки -> ...

Но сложно сказать, сколько людей на нее нажимают. На мой скромный взгляд – на нее никто не нажимает вообще, ибо смысла в этом не много (!).

Другой момент – это кнопки вида «Контактная информация», например, такая:

Кнопка контактной информации, не знаю что влияет на ее включение сюда.
Кнопка контактной информации, не знаю что влияет на ее включение сюда.

По клику на которую происходит переход не на рекламируемый сайт, а на один из колдунщиков Яндекса (например, Яндекс-карта или Яндекс-организация).

Где искать такую статистику (оплата за клик, но без перехода на сайт) – непонятно. Кто-то знает?

Но вопрос остается открытым – если 20-30% бюджета уходит в эти кнопку – то логично ее отключить?! Мне надо чтобы все купленное переходило на сайт, и там уже сам определюсь что делать дальше с посетителями.

Но оплата клика с Яндекса перехода на Яндекс - ну, такое...

Проведу эксперимент – отключу, потом напишу что вышло.

5. Крайний пункт. Последний пункт я бы добавил сам. О нем не говорится в сообщении сотрудника, но выглядит он весьма логично.

Клик по рекламе произвелся, отфиксировался, но посетитель… никуда не попал.

Т.е. это может быть битая (неверная) ссылка в рекламном объявлении, проблема обработки URL адреса (параметров рекламы и UTM меток), ошибка сервера (500, 502, 503, 403 или др), блокировка зарубежного трафика, блокировка РКН, глючный редирект между доменами и т.д. и т.п.

Это действительно возможно.

  • Проблемы сервера.

Выявляются дополнительным анализом, например – анализом низкоуровневых логов - Apache/Nginx (чтобы не сказали, что это блокировщик рекламы все заблокировал). Анализируем нужные даты - и там смотрим коды ошибок:

Пример анализа логов для определения сбоев в работе в расчетный период.
Пример анализа логов для определения сбоев в работе в расчетный период.

К примеру, в приведенной выше выдержке на сайте есть признаки проблем * – возврат 500х ошибок при обращениях к сайту, что несомненно требует отправки технического задания программисту или администратору сайта с целью выявить и устранить.

* Да, этот пример не относится к рассматриваемым в начале несоответствиям цифр Метрики и Директа. С теми рекламируемыми сайтами технически всё в порядке.

  • Проблемы с доменами (DNS, SSL, доступностью).

Тоже могут иметь место быть. Тоже, конечно, диагностируется, при желании отслеживанием средствами хостинг провайдеров или внешних сервисов.

Однако, обычно при недоступности сайта, рекламные компании отключаются. Узнать о сбое помогает тот же сервис Яндекс.Директа, который не только отключает рекламные компании на недоступный сайт, но и присылает соответствующее уведомление. Да, не сразу, да, с задержкой – однако, присылает, и это работает.

В нашем случае уведомлений не приходило, и работоспособность сайтов не была нарушена. Поэтому косвенно можно сделать вывод, что таких проблем мы не испытывали.

  • Проблема от нас не зависящая.

Одной из самых печальных причин может быть проблема редиректов внутри самого Яндекса, отследить которую с нашей стороны вообще невозможно. Т.е. когда клиент осуществляет переход по рекламной ссылке - Директ снимает клик как совершенный и оплаченный по тарифу. Однако, если в процессе редиректа с площадки показа на ваш сайт происходит сбой, то переход в итоге не осуществляется, не доходит до вашего сайта и теряется в облаке «технической проблемы в ассортименте». Хотя будет числиться как оплаченный.

Что вы можете с этим сделать? Полагаю, что чуть больше чем... ничего.

Вместо эпилога

На самом деле эта проблема преследует и раздражает (лично меня) всегда, давно, долго, и будет раздражать и дальше. При всем желании добиться четкой сквозной прослеживаемости любого проекта (хотя бы с погрешностью в +-5%), рекламные сети практически всегда транслируют несоответствие цифр в ошеломляющем масштабе даже в собственных системах аналитики. При сверке с другими системами цифры вообще могут быть отличными еще больше (например если сравнивать Yandex.Metrika и Google.Analytics)

Как мы видели выше – вплоть до 30% оплаченного рекламного трафика может являться либо неучтенным в сквозной аналитике, либо и вовсе не дошедшим до нашего предложения.

И главная проблема – что проверить достоверно это либо весьма сложно, либо попросту невозможно.