Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

От палат Лопухина и дома Тамесов к Шефскому дому Хамовнических казарм и Союзу писателей

Оглавление

Вчерашней заметкой я начал короткую серию рассказов о Хамовнических казармах, выстроенных в начале девятнадцатого века. Сегодня продолжу свой рассказ и покажу здание, которое отводилось под квартиры командного и высшего офицерского состава.

Оно расположено на противоположной стороне современного Комсомольского проспекта и чуть в стороне от линии казарменных корпусов. Но выдержано с ними в едином классицистическом стиле, правда, гораздо основательнее и гораздо более торжественно выглядит.

Впрочем, обо всем по порядку.Обязательно дочитайте статью до конца!

В самом начале восемнадцатого столетия…

…Здесь располагалась усадьба Абрама Федоровича Лопухина

Это был родной брат первой жены Петра Первого Авдотьи (при рождении Прасковьи, а в иночестве Елены) Федоровны Лопухиной и, соответственно, дядька царевича Алексея. Стольник царицы Натальи Кирилловны, а затем и стольник самого Петра, он был в большом почете у народа и, как говаривали, имел даже больше влияния на многих, чем государь.

Об этом донесли Петру, вдобавок еще и обвинив Абрама Федоровича в воровстве и укрывательстве беглых крепостных. Петр на кляузу бояр никак не отреагировал, но, видимо, зарубку на память оставил. А вот когда разразилось дело царевича Алексея, Лопухин попал под следствие, в результате которого в буквальном смысле потерял голову.

«За то, что он, Авраам, по злонамерению желал смерти его царскому величеству… ...также имел тайную подозрительную корреспонденцию с сестрою своею, бывшею царицею, и с царевною Марьею Алексеевною, рассуждая противно власти монаршеской и делам его величества, и за другие его вины, которые всенародно публикованы манифестами, казнить смертью, а движимое и недвижимое имение его все взять на государя»

Таким образом деревянные хоромы на каменных погребах с мезонином и просторным залом на первом этаже (согласно другим источникам, это были целиком каменные палаты) отошли казне. А в 1718 году…

…Владение Лопухина приобрел купец Джон Тамес

Его я также упоминал вчера и обещал рассказать поподробней.

То был обрусевший голландский (кто-то говорит, что британский, но это маловероятно) промышленник и торговец тканью, сын гравера Павла Тамеса. Он был назначен едва ли не лично Петром для того чтобы поднять в России производство ткани и полотна ничуть не худшего качества чем те, что изготавливали заграницей. Ради такого Тамесу даже предоставили, как мы сказали бы сегодня, «налоговые каникулы» сроком на пять лет. Освободили его даже от постойной повинности, о которой я также не так давно рассказывал.

На его предприятии и ткали, и пряли. Фирма росла как на дрожжах. А сам Джон или, как его начали звать в России, Иван Павлович Тамес поселился в бывшей усадьбе Лопухиных.

Его сын, наследник и преемник всех дел Иван Иванович Тамес затеял перестройку имения. На месте палат выстроили новый дом по проекту архитектора Петра-Фридриха Ивановича Гейдена, автора постройки Старого Монетного двора в Москве.

(7 фото)

И уже этот дом в 1807 году, в комплексе со строительством новых казарменных корпусов, перестроили все те же Матвей Матвеевич Казаков и Иван Трофимович Таманский (по другим документам Томанский) по проекту Луиджи (или Алозия Ивановича) Руска.

(7 фото)

Дом предназначался для расквартировывания полковых офицеров, а также здесь должен был останавливаться по прибытии в Москву сам командир полка или, как говорили тогда, шеф. Соответственно…

…Дом этот назвали Шефским

Интересно, что одним из квартирантов здесь в 1817-1818 годах являлся герой Отечественной войны, полковник Александр Николаевич Муравьев – один из основателей движения декабристов.

Так здесь было задолго до того как появился Комсомольский проспект. Изображение из открытых источников
Так здесь было задолго до того как появился Комсомольский проспект. Изображение из открытых источников

Здесь у него бывали многие руководители движения: Никита Михайлович Муравьев, Матвей Иванович и Сергей Иванович Муравьевы-Апостолы, Федор Петрович Шаховской и даже генерал-майор Михаил Александрович Фонвизин, племянник писателя Дениса Ивановича Фонвизина.

(7 фото)

Судьба гостей этого дома складывалась по-разному (от ссылки или каторги до казни), а вот сам полковник Александр Муравьев, не только декабрист, но и масон, по приказу Александра Первого был арестован, но не по делу декабристов, а «за неисправность унтер-офицеров на параде 6 января 1818 года».

В знак протеста он подал в отставку и вскоре был уволен из армии.

Но в 1851 году вернулся на службу и был откомандирован в Польшу. Затем участвовал в Крымской войне, дослужил до генерал-майора, а окончательно ушел на гражданскую службу генерал-лейтенантом.

После революции Хамовнический плац переименовали в Красноармейскую площадь, а в 1958-м сквозь нее прошел нынешний Комсомольский проспект. Здание же Шефского дома в 1970-х передали Союзу писателей.

-6

В 2017-2018 годах Шефский дом был отреставрирован (как бы хотелось увидеть приведенными в надлежащий порядок и те корпуса, которые я показывал вчера!) и получил звание лауреата конкурса Правительства Москвы в номинации «Высокое качество ремонтно-реставрационных работ». Восстановили белокаменную кладку колонн, цоколя и карниза. Привели в порядок лепной декор и мраморную парадную лестницу.

И сегодня этот дом – Объект культурного наследия России федерального значения.

-7
Дом И.Т. Тамеса, достопримечательность, Комсомольский просп., 13, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.

Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!