Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Средневековый социализм: Величие и крах Аламута

Аламут – основанная лидером секты низаритов Хасаном ибн-Сабахом на Ближнем Востоке непризнанная держава, существовавшая в 1090-1256 годах. О принципах её внутреннего устройства, в основе которого лежали всеобщее равенство и благоденствие (жители не несли феодальных повинностей и даже не платили налогов), а также жесточайший террор (равенство достигалось тем, что все даже отдалённо напоминающее «роскошь» запрещалось под страхом смертной казни), можно узнать из предыдущей части… В этой же рассмотрен будет затронутый выше вопрос отсутствия налогов и повинностей. Аламут удивителен не столько, как страна «средневекового социализма», сколько как держава без армии. Сумевшая просуществовать, тем не менее, 170 лет!

Держалось зыбкое бытие нелегального государства буквально на волшебстве и скрытой активности спецслужб ибн-Саббаха и его преемников. «Старца» считали живым пророком, и вера эта в массах была очень крепка, – ибо активно Хасаном подпитывалась. Пророчил же он, как и положено в эпоху социализма, грядущий – уже скоро, – коммунизм. Причём, какой! С реками не вызывающего похмелья вина, подушками, кальянами, непроворотным количеством самых изысканных явств и, разумеется, с гуриями. Причём, для праведных всё будет бесплатно. «Праведность» же заключалась в неукоснительном выполнении указаний Горного Старца (хоть бы он приказал прыгнуть с крепостной стены). И то, что она заключается именно в этом, – с убийствами, воровством и гусями, как придётся, – Хасан мог доказать любому сомневающемуся.

Доказательство было примитивно до изумления. Будущего свидетеля способности ибн-Саббаха отправлять избранных в райские кущи опаивали настойкой опиума и переносили… в дом Хасана. Где всё предполагающееся в мусульманском раю, – включая и гурий, – уже было. А потом, когда вино и гурии сделают своё дело, – выносили. Имелись в арсенале и другие трюки, – например, «воскрешение» ибн-Саббаха после сожжения двойника. Репутацию чудотворца Горный Старец поддерживал не стесняясь методами.

И как в таких условиях можно избежать утечек и скорого разоблачения? Это тоже правильный вопрос. Но Хасан нашёл на него ответ. Он просто казнил не только всех своих старых соратников, но и всех своих сыновей.

При нём же, хотя в европейские языки слово «ассасин» в смысле «убийца» вошло позже, стал практиковаться и внешний индивидуальный террор. Первым, натолкнувшим Хасана на идею, стало убийство ещё в 1092 году соблазнившимся обещанием райского блаженства шахидом (тогда говорили «фидаином») активно боровшегося с низаритами визиря города Сава. Увидев, что это работает, ибн-Саббах поставил дело, то есть, заготовку и рассылку фидаинов, на поток.

...Начиналось дело с подготовки психологической, – демонстрации «Рая» отобранным кандидатам. Тут же происходил и первичный отсев, – усомнившиеся, что находятся на небесах, из дома Старца, просто, не выходили. Выходили же только искренне убеждённые, и всем сердцем желающие к гуриям скорее вернуться. Таких обучали затем очень и очень основательно. Включая изучение грамоты, иностранных языков (в совершенстве), священных книг и обычаев других народов. Фидаины получали легенду (чаще безыскусную, «дервиши» или «монахи») и отправлялись по адресу.

Остальное же, кстати говоря, миф. Ассасины не обучались владению оружием… да хотя бы затем, чтобы у них не возник соблазн попытаться пробиться к жертве силой. Жертвой же был почти всегда опытный воин с хорошей охраной, и такая попытка, скорее всего, провалилась бы. Ставка делалась на внезапность и массовость атаки с кинжалами, – несколько фидаинов бросались к цели с разных сторон. Об отходе, в отличие от нинцзя, им вообще беспокоиться не приходилось. В рай фидаин отправлялся независимо от успеха атаки.

За время существования державы ассасины совершили несколько сотен убийств крупных феодалов, чиновников и полководцев. Сначала, чтобы посеять смуту, но чем дальше, тем в большей мере просто за деньги. И это надо подчеркнуть. Запугивание врагов Аламута среди целей Горных Старцев не фигурировало и подобные цели не ставились. Ассасины имели против себя до крайности не пугливых людей.

Примером тут может служить убийство ливанскими ассасинами Раймунда, графа Триполитанского. Тамплиеры, почему-то, не испугались, а вместо этого осадили замки ассасинов. Так что, низаритам пришлось откупаться тяжелой данью и обещанием принять христианство… От которых их вскоре освободили сами тамплиеры, сообразившие, что в своем оригинальном виде ассасины могут быть полезнее. Ибо случилось так, что лидеры крестоносцев поссорились и заказали друг друга.

И среди мусульман настроения царили аналогичные. Низариты не казались опасными, так что правители предпочли использовать ассасинов, а не бороться сними… Тем не менее, значение «убийца» слово «ассасин» получило только в Европе. Крестоносцы сотрудничали со «Старцами» наиболее более плотно, – 90% жертв оказались мусульманами. К европейской культуре тянулся и Аламут. Не даром же, Хасан сразу пожаловал себя и «Великим Магистром Ордена» и шейхом. Это не переводы одного титула, а два разных титула для разных случаев. И первым Хасан пользовался чаще. Рыцарская культура была знакома ему не хуже, чем античная. Так что, организация низаритов копировала именно духовный рыцарский орден, – с мистериями и степенями посвящения… Но не масонскую ложу, если что. Масоны появляются позже, на базе традиции тех же тамприеров.

...Хасан, просто, предвосхитил. Выдающийся был негодяй. Галактического масштаба личность.

Преемники же оказались по-жиже. Так что, лишь один из последующей (ибн-Саббах сложился в 1124 году) череды Гроссмейтеров Аламута успел через год после занятия должности умереть от оспы. Остальные были убиты… теми же фидаинами. Как? А вот так. Ассасинов готовили не только в Аламуте. И очередным «Горным Старцем» становился тот из лидеров ордена, кто убирал предыдущего Магистра раньше, чем тот успевал убрать его.

Сокрушительный удар Орден получил уже в конце XII столетия. Тогда ассасины взяли у крестоносцев заказ на… самого Саладина. Но пробиться через охрану такой фигуры оказалось невозможно. Да тут ещё и египтяне начали уверенно побеждать. Низариты поспешили переобуться и даже ликвидировали по заказу Каира маркграфа Конрада Тирского и герцога Баварского... То есть, Саладин, считавшийся христианами образцом рыцарства, был «рыцарем» не образцовее самих христиан… Но, не суть. Суть в том, что Саладин не простил. Как только с крестоносцами было заключено перемирие, за все покушения ассасины ответили. Возможности зачистить их крепости у султана были.

Разве что, до Аламута – в Персии – египетский спецназ не добрался. Так что, Орден выжил и даже в середине XIII столетия попытался возбухнуть. В 1250 году низариты направили послов к прибывшему в Акру Людовику Святому, требуя подарков за «обеспечение безопасности»… Людовик, конечно, послов просто послал. «Старцев» не только не боялись. Их перестали принимать в расчёт. Падал авторитет Магистров и в народе. Гурии примелькались. Даже самый дешёвый трюк не может работать бесконечно.

В 1256 году в северном Иране появились монголы. Неизвестно, угрожал ли последний из Магистров Ордена хану Хулагу или же предлагал ему услуги… Но скорее всего, просто не успел сделать ни того, ни другого. Монголы взяли Аламут и убили Горного Старца раньше, чем он определился с намерениями.

Последние же цитадели ассасинов были разрушены султаном Бейбарсом I в 1273 году в Сирии.

Так кончился «средневековый социализм».

<<< Предыдущая часть