В Штатах без машины никак. Если это не мегаполис, то ближайший продуктовый — в 5 километрах, автобусы по выходным почти не ходят. Расстояния везде большие, это не Россия и Европа, где более компактная инфраструктура. Для американцев автомобиль не роскошь, а необходимость. Обычные повседневные дела — добраться до работы или заехать в магазин — превращаются в полосу препятствий без машины. А уж о комфортных путешествиях можно и вовсе забыть.
Мы же переехали 2 года назад в Мичиган без машины. Думали, это временная мера и туда дальше разберемся. Но как говорится: нет ничего более постоянного, чем временное. Так мы не от большого ума бросили вызов местному стилю жизни, и вот уже второй год рассекаем тут на велосипедах.
Почему мы без машины:
- Банально: у нас обоих нет прав. До этого учились в Петербурге, жили на Васильевском острове, о машине даже не думали. Затем муж заканчивал аспирантуру на западе Франции, там был приличный общественный транспорт (не считая постоянных манифестаций желтых жилетов), а работа и продуктовый были в пешей доступности.
- Переехали мы в Мичиган по работе мужа, его первый контракт на постдок проект был только на год. Тут его нам уже трижды продлевали до 2026 года. При переезде покупать машину на 1 год, а через год продавать, казалось чрезмерной тратой и глупостью, поэтому мы решили немного переплатить за жилье ближе к работе.
- Арендовали дом близко к университетскому городку: рядом автобусная остановка, да и пешком 30 минут от университета. В хорошую погоду вполне можно и прогуляться.
- Утешались тем, что есть автобусы, которые ходят хоть и с получасовыми интервалами, но по расписанию. Через 4 месяца после переезда купили наши первые велосипеды. Мой первый уже благополучно украли прямо с нашего заднего двора, но в целом с апреля по октябрь вполне можно перемещаться по городу на них.
- А на третий год жизни здесь нам предложили подработку с возможностью жить на кампусе. Моя работа теперь за соседней дверью, у мужа — 7 минут на велосипеде или минут 20 прогулочным шагом до офиса.
Получить права не так просто:
Казалось бы, раз пришлось задержаться, есть смысл подумать о получении прав и машине. Но не все так легко.
Водительские права в Америке получают с 16 лет. Как правило, у старшеклассников даже при школах есть своя парковка. Автошкол в привычном понимании здесь нет. Готовишься по учебникам и сдаешь теоретический экзамен. После этого нужно накатать практику с более опытным водителем, чаще всего это родители. Потом также сдаешь практику вождения.
Настолько близких друзей, кто готов был бы предоставить машину и свое присутствие для подготовки к экзамену, у нас здесь нет. А из-за отсутствия привычных автошкол, стоимость частных уроков здесь может влететь в копеечку. 1 часовой урок практики вождения в местной автошколе стоит 70 долларов. Для получения прав откатать нужно как минимум 50 часов, 10 из которых по ночам.
Да и приличная подержанная машина здесь будет стоить не меньше 10 тысяч долларов. Ежемесячная плата за страховку, бензин, мелкий ремонт выйдет 300-500 долларов в месяц. Посчитав все эти будущие расходы, смирились с тем, что пока нет постоянной работы, мы и велосипедами обойдемся.
Как мы справляемся без машины:
Человек привыкает ко всему, и мы привыкли.
- В первый год выделяли по 3 часа в неделю для поездки на автобусах в крупный продуктовый, чтобы закупиться на неделю. Купили корзинки и специальные сумки на велосипеды, чтобы удобно было возить продукты. Недавно переехали в дом рядом с магазином продуктов, и вспомнили это забытое счастье, когда можно после работы зайти по пути домой в магазин и купить что-нибудь на ужин.
- Постоянно подгадываем время автобусов, не планируем поездки в общественном транспорте поздним вечером и в воскресенье. После 20.00 почти ничего не ездит, а кроме пары крупных соседних к нам городов сообщения общественным транспортом нет никакого.
- С покупкой велосипедов обзавелись теплой одеждой, чтобы даже в холод без снега ездить на них. В холода-метели и пока болели, заказывали доставку продуктов. А это так себе вариант, если учитывать чаевые в 20%, много ненужного пластика и постоянные отмены-замены в заказе.
- Стали путешествовать на велосипедах. В Мичигане посмотрели уже с десяток небольших городков. Иногда берем велосипеды в поезд, и ездим подальше. Ночуем в мотелях или кемпингах с палаткой. Для американцев это выглядит дико. Хотя не на что жаловаться: велосипедные дорожки, хоть и плохенькие, бывают даже между мелкими городами, да и дороги можно выбрать неоживленные.
- Не отказываемся, когда друзья предлагают подвезти или поехать куда-нибудь вместе на их машине. Более того, сейчас даже планируем приезд друзей с правами из России, как раз чтобы вместе поездить по национальным паркам.
Суммируя:
Жизнь в Америке без машины — тот еще вызов. Честно говоря, общественный транспорт в России и Европе организован на порядок лучше. Жизнь без автомобиля хотим мы того или нет ежедневно учит нас гибкости, терпению и планированию.
Забавно, что главный навык, который я приобрела за период жизни в Америке, помимо свободного английского, — умение ездить на велосипеде. Именно тут я купила свой первый велик и преодолела страх ездить по городу. Да и физически я стала выносливее. До последнего переезда каждый день проводила на велосипеде по часу в дороге на работу и обратно.
Будь мы чуть попродуманней, точно озадачились бы получением прав еще в России. Чтобы здесь если и не покупать машину, то хотя бы иметь возможность на выходных или в отпуске поездить по местным красотам.
- Благодарю за то, что дочитали! Порадовать меня всегда можно лайком. А чтобы не потерять в своей ленте, подписывайтесь на канал.