После публикации в журнале «Русский вестник» роман «Отцы и дети» мгновенно стал самым обсуждаемым произведением 1862 года. Слово «нигилист» вошло в общественный лексикон, а Базаров стал примером для революционно настроенной молодёжи. Критики жарко спорили о романе и его главном герое. Рецензенты из журнала «Современник» восприняли Базарова как карикатуру на «новых людей». Максим Антонович, в радикализме и грубости сам похожий на Базарова, в своей статье дал понять, что роман Тургенева – это панегирик «отцам» и пасквиль на «детей».
Дмитрий Писарев не согласился с коллегой. Ему Базаров был симпатичен, поскольку в своих достоинствах и недостатках являл собой правдоподобный образ молодого человека той эпохи. Николай Страхов опубликовал большой отзыв на «Отцов и детей», в котором пришёл к выводу, что Иван Сергеевич «написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний». И это действительно так. Проблематика и идейное наполнение «Отцов и детей» актуальны всегда. В этой статье не будем их разбирать, но вспомним интересные факты о знаменитом романе Тургенева.
Тургенев хотел бросить писать
В начале 1860-ых годов Тургенев переживал сложное время и задумывался о том, чтобы закончить литературную карьеру. В этот период он поссорился с Иваном Гончаровым, который обвинил его в плагиате, и разорвал отношения с «Современником», который славился своей революционно-демократической позицией. На страницах журнала вышли критические статьи на произведения Тургенева.
Среди них был текст Николая Добролюбова, в котором критик в общем-то комплиментарно отзывался о романе «Накануне». Но Тургенева возмутило, что Добролюбов использовал его текст, чтобы выразить свои политические взгляды. В итоге Иван Сергеевич передумал бросать литературу и дал критику ответ, написав «Отцы и дети» и сделав его прототипом своего героя-нигилиста.
Базаров списан с врачей
Споры о том, был ли Базаров собирательным образом разночинца-демократа или он вырос из нескольких реальных прототипов, не утихали больше века. Сам Тургенев в одной из бесед назвал имя «молодого провинциального врача» Дмитриева, с которым познакомился в поезде. Тот, дескать, в дороге рассказывал ему о новом лекарстве от сибирской язвы. А вскоре после этого Тургенев узнал, что Дмитриев умер (возможно, это и повлияло на финал романа). Современники Тургенева больше спорили о поразительном сходстве Базарова и Добролюбова.
В 1984 году были опубликованы записи блокнота Тургенева, хранившегося в частном парижском архиве. Из них стало понятно, что летом 1860 года писатель обдумывал «смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского». Последние две личности стали открытием для литературоведов. Иван Васильевич Павлов был доктором и соседом Тургенева. Он часто весьма остроумно и резко высказывал своё мнение о литературе. Земский врач Василий Григорьевич Преображенский самоотверженно боролся с холерой, которая бушевала в Спасском уезде в 1855 году. Его отец управлял имением брата Тургенева.
Нигилизм раньше отрицал классицизм
Родом это слово из Средневековья, с латинского nihil переводится как «ничто». В качестве термина его впервые в 1787 году использовал в своих философских трудах Якоб Оберайт. В русском языке это понятие появилось благодаря филологу Николаю Надеждину. В 1829 году под этим словом он подразумевал отрицание классицизма и ярую приверженность романтизму.
Сначала «нигилизм» был близок по смыслу к «идеализму», но со временем превратился в выражение абсолютного отрицания (ценностей, авторитетов) и желания сломать прежний уклад. Именно в этом значении его использовал уважаемый Базаровым философ и врач Людвиг Бюхнер. Позже эти идеи переосмыслил Фридрих Ницше.
«Сперва нужно расчистить место»
Выражая свои взгляды, Базаров часто говорит «мы» и «нас». Исходя их этого можно сделать вывод, что существует некое сообщество людей, которые ничего не проповедуют и хотят сломать прежний порядок. Но в романе нет ни одного разговора о нём. У Базарова и Аркадия нет других товарищей-нигилистов (Ситников не в счёт). Следовательно, герой Тургенева либо переносит свои взгляды на всё поколение, либо он состоит в тайном сообществе. Похожие на Базарова люди в то время не просто были, они объединялись в организации. Так, 1861 году появилась «Земля и воля».
Однако к решительным действиям она была не готова и потому вскоре распалась. Поколение революционно настроенных вольнодумцев ещё не пришло к решительным мерам. Но про них всё равно придумывали городские страшилки. Ими запугивали, конечно, не детей, но впечатлительное общество точно. Когда в Петербурге начали гореть склады, в этом обвинили нигилистов, рождённых романом Тургенева. Но эти самые бунтари придут значительно позже, это будет новое поколение революционеров (участники «Народной воли»), которое перейдёт к террору и погубит в 1881 году Александра II, даровавшего крестьянам свободу.
Павел Петрович и Базаров – двойники
Конфликт Павла Петровича и Базарова олицетворяет конфликт поколений, политических взглядов и мировоззрений. Однако, несмотря на антагонизм, герои очень похожи: у обоих есть строгие принципы, которые они готовы отстаивать, в жизни обоих были роковые женщины, принёсшие им боль, оба интересуются Фенечкой и у обоих есть связь со сфинксом. У Павла Петровича это показано напрямую через кольцо, которое перед смертью вернула ему некая Нелли Р. Княгиня «с загадочным взглядом» перечеркнула сфинкса, как бы сообщая, что загадки нет. Но Павел Петрович продолжает страстно любить и лелеять туманный образ роковой таинственной женщины.
Базаров не верит в «загадочный взгляд». «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» – говорит он. Но у него есть свой «предмет» для поклонения – это его вера в то, что он будет полезен народу. При этом Базаров не понимает русского мужика (он сфинкс для него). Как Павел Фёдорович видит в мёртвой возлюбленной лишь придуманный им образ и загадку, так и Базаров находит в народе близкое к реальности, но на деле далёкое от истины представление о нём. «Русский мужик – это…таинственный незнакомец…Кто его поймет? Он сам себя не понимает» – говорит Базаров. Примечательно, что в 1862 году в письме критику Павлу Анненкову Тургенев сравнил народ со сфинксом.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!