Есть во Вьетнаме особенный город. К нему даже не хочется применять казенное слово достопримечательность. Потому что примечательности здесь достойно всё. Весь центр города. Каждый дом, каждый метр сплошная примечательность. Город-праздник, город-музей.
Провели мы в нем не полных два дня. Очень мало чтобы понять, но достаточно чтобы влюбиться. Провести в нем весь отпуск, я бы не хотел точно. Праздника тоже надо в меру. Но, если бы жил в Дананге, обязательно приезжал бы сюда на выходные, хотя бы раз в месяц.
А пока еще раз с огромным удовольствием прогуляюсь по Хойану. Даже по двум. Потому что вечерний Хойан и утренний это два разных города. И оба мне понравились. Один своей нарядностью и беззаботностью. Другой искренностью и свежестью.
А началось наше знакомство не очень удачно. В Хойан мы приехали на такси из Дананга. По дороге заехали на Мраморные горы. Ссылки на начало нашей поездки (если кого-то заинтересуют) будут в конце статьи.
Немного отвлекусь и поделюсь, быть может важной для кого-то информацией. Жаль мы не знали этого раньше. В Дананг мы приехали на ночном автобусе из Нячанга и первоначально планировали выйти в Хойане. Но узнали, что автобус в сам Хойан не заходит, а останавливается на трассе, и оттуда еще нужно как-то добираться. Расстояние километров 10-15, не помню точно.
Ранним утром стоять посреди трассы не очень хотелось, и мы решили сначала поехать в Дананг, а уже оттуда в Хойан. Но как оказалось, у вьетнамцев "все схвачено" и на автобусной остановке дежурят и таксисты и даже мотоциклисты. Так что добраться можно без проблем. А логистически все же лучше сначала побывать в Хойане, а уже потом в Дананге. Из Дананга удобнее и возвращаться в Нячанг и поехать в Ханой, как сделали мы.
Жилье мы как всегда снимали в последний вечер перед заездом. Критериев для выбора было всего два. Цена (до 30$) и близость к центру. А так как снимали в спешке и усталые, то немного "обмишурились". Да и расслабились немного. До этого и в Нячанге и в Дананге у нас за те же деньги были отличные номера. Вот мы и решили, что в здешней "туристической "Мекке" должно быть как минимум так же.
После Дананга номер нам показался "так себе". Не так чтобы совсем критично, но все же. (Бывало в наших поездках и похуже. Век не забуду реакцию жены на наши "хоромы" в Стоун Тауне в Занзибаре и как мы оттуда бежали в четырехзвездочный отель). К чему это я вспомнил? А опять же к совету. В Хойане отнеситесь к выбору жилья особенно тщательно. Выбор там действительно огромный, и хорошего жилья много, но, есть нюансы. И их надо учитывать. Лучше все-таки селиться на окраине, в сельскохозяйственном раю, а в Старый город ходить на прогулку.
Впрочем, особо мы не расстроились. По крайней мере, мужская половина нашей компании. Днем уйти, поздно вечером прийти и утром снова уйти, чтобы ближе к вечеру вернуться за вещами. Вот для чего нужен отель. И еще ночь переспать. Главное, чтобы постель была удобная и завтрак "богатый".
Но если с постелью все было окей, то с завтраком ровно наоборот. Вышли мы из-за стола лишь с чувством разыгравшегося аппетита и недоумением, за что мы заплатили такие деньги. Вечером мы неподалеку от нашего дома нашли замечательную фобошную, и пусть фо бо (суп) там и самый дорогой за всю поездку (50 000 донгов), но он был вкусный и его было много.
Но это разочарование будет завтра, а сегодня меня подстерегало еще одно. Освежившись в душе, мы отправились в Старый город. Находился он от нас неподалеку. От силы метров 400. Но это если выйти из переулка и пойти направо. А мы, не разобравшись, свернули налево.
Полюбовались на грязные воды Тхубона и на спрятавшиеся под мостом от полуденной жары лодочки и уверенно пошли дальше. Искать Старый город. Город вокруг действительно был не новый и даже какой-то депрессивный. Мы уже подумали, что все рассказы о красоте Хойана сильно преувеличены, но все же догадались открыть нашу "палочку-выручалочку" карты maps.me и забить туда единственную достопримечательность Старого города, которую смогли вспомнить Japanese bridge (Японский мост).
И тут же "морок с нас спал", мозги встали на место и мы отправились обратно, попутно инспектируя местные "харчевни". Цены в них показались нам высокими даже по сравнению с Данангом, не говоря уже про Нячанг. И это, наверное, единственный минус Хойана.
Впрочем, нет, забыл про еще один. Самые прилипчивые уличные продавцы во Вьетнаме тоже из Хойана. Но это тоже объяснимо. Там где много туристов, много и желающих на них заработать.
А теперь только про хорошее. Потому что мы наконец-то пришли в Старый город. И как раз вовремя. Жара уже подспала, и город приготовился к встрече гостей. Ежедневно после 15-00 часов въезд в город для автомобилей и мопедов перекрывают и наступает время пешеходов. И утром. наверное, тоже. По крайней мере, когда я гулял, машин было очень мало.
Но фото не герб города, а напоминание об его истории. Когда-то Хойан был довольно успешным морским портом. И очень долгое время, не одно столетие. Сюда приплывали и китайские торговцы, и японские, и даже европейские.
И приплывали не на неделю-две, а пускали здесь корни и оставались на долгие года. Вот из этого синтеза различных культур и вырос Старый город. Купцы строились основательно и так как они привыкли дома. В одном квартале китайцы со своими храмами, домами и обычаями. Рядом, но особняком, японцы. А дальше португальцы.
И так на протяжении долгих-долгих лет. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. В соседнем Дананге нашли более удобные гавани, устье реки заилилось и торговля в Хойане начала хиреть. Началось это лет 200 назад.
И если тогдашним купцам не повезло, то нынешним туристам это только сыграло на руку. Процесс стагнации растянулся во времени, и Хойан, благодаря этому сохранился. Он как бы остался в прошлом. Потому что перестраивать дома, в ногу со временем, торговцы, у которых дела пошатнулись, уже не могли, а бросать не хотели.
Второй раз и Старому Хойану (а значит и нам) повезло во время затянувшихся на долгих 40 лет войн за независимость Вьетнама. И первая война с французами, и вторая с американцами гремели рядом, но Хойан особо не затронули.
А в третий раз городу и нам повезло, когда сюда, в 1981 году приехал поляк Казимир Квятковский. Он возглавлял группу архитекторов из социалистических стран прибывших помогать в реставрации памятников. Благодаря ему отреставрирован не только Хойан, но и Мишон и Хюэ. Честь ему и хвала за это. И вечная память.
Сейчас Старый город Хойана внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие дома, пусть и отреставрированные, сохранились в нем чуть ли не с 17-го века. Всего в городе (Старом) находится 1107 домов и все они в этом списке.
Мы же начали прогулку с длинной торговой улицы перед Японским мостом. Фонарики в Хойане продают чуть ли не на каждом углу. Это своеобразный символ города. Ими украшен весь город. Магазины, кафе, улицы, мосты, корабли.
Всех мыслимых цветов и форм. И, разумеется, особенно хороши они вечером. Но и днем они радуют глаз и напоминают о скором празднике. Листайте галерею.
Как выглядит одна из главных достопримечательностей Хойана Японский мост мы так и не узнали. В марте 2024 года он был закрыт на реконструкцию. Притом на такую тщательную, что я только какие-то намеки на мост смог рассмотреть через ограждения. Такое впечатление, что его разобрали до последнего винтика.
Впрочем, чтобы посмотреть на Японский мост не нужно даже ехать в Хойан. Или наоборот это одна из причин, почему сюда стоит приехать. Решайте сами. Японский мост изображен на купюре в 20000 донгов. А там абы что, как вы понимаете, размещать не будут.
Получается символ не только Хойана (мост нанесен на герб города), но и всей страны. Построен в 1593 году и уже 400 с лишним лет верой и правдой служит людям. Хотя возраст для моста не такой и большой.
А вот так он, кстати, выглядит уже после реставрации. Это фото конца 2024 года. Довольно симпатично. Жаль не увидел его во всей красе.
Обратил внимания как мало воды в канале. У нас он был намного полноводнее. А вот вода выглядела так же "неаппетитно". Даже кадки с пальмами те же. Только их подняли выше. Мост до сих пор выполняет свое прямое предназначение. Перейдя по нему мы попадаем в настоящий Старый город. Название у моста сохранилось историческое. Его построили японские торговцы, чтобы переходить на китайскую сторону.
Достопримечательностей в городе много. Но подробно рассказывать про них не буду. Во-первых, потому что не очень в них разобрался. Во-вторых, несмотря на их количество они все же однотипны. Хотя в Старом городе каждый дом с историей, некоторые все же "историчнее" и вход в них платный.
Немного отвлекусь, возможно это кому-то и пригодится. Может быть вы уже знаете про своеобразный способ продажи билетов в эти дома. Вы покупаете билет дающий вам право посетить пять любых достопримечательностей. А всего платных достопримечательностей 22 (или 23). Посмотрел пять, покупай снова. При покупке билета дается еще и вот такая карта.
Все памятные места условно можно разделить на четыре группы. Старые дома (old house), музеи (museum of), ассамблеи и пагоды (Assembly) и фольклорные площадки (folk games). Самые красивые это ассамблеи, Так называются залы в которых собирались члены китайских общин. Внутри они отличаются, потому что китайцы приезжали из разных районов. Каждый со своими обычаями и даже представлениями о красоте.
Поэтому советую сходить не в одну. Я побывал в трех ( в одной даже дважды) и в нескольких музеях. Музеи есть и бесплатные. Билеты я купил у ассамблеи, которая находится у Японского моста. На карте под номером 176. Но как оказалось с билетами я немного погорячился. Наверное, впал в радостную эйфорию от того, что наконец-то попал в Старый город и не ошибся в своих ожиданиях.
Билеты стоят 120 000 донгов (чуть меньше 500 рублей). Я купил и на себя и на жену. Из 10 билетов я "освоил" только два. Остальные "сгорели". И теперь служат мне сувениром на память о славном городе Хойане. (Это вместо магнитиков, которые мы уже давно не покупаем).
Как оказалось, пока я искал кассу и покупал билеты, к ассамблее подошла группа китайских товарищей в составе 100 человек и ребята затесались в эту толпу и прошли внутрь безбилетниками. Ну а я честно дал отрезать свой билетик. Зачем-то я его покупал.
А со вторым билетом я расстался на следующее утро. Все остальные места посетил бесплатно утром. Как я понял (но это не точно, кто знает подтвердите, пожалуйста) утром до какого-то определенного времени вход на платные достопримечательности свободен.
Но на самом деле, главная достопримечательность Хойана это сам Хойан. От первого до последнего фонарика. Для пеших прогулок у Старого города идеальные размеры. Не большой (поэтому ноги не устанут), и не маленький (в нем, никуда не спеша, можно провести весь вечер).
Из доступного транспорта на улицах только велорикши. Всему остальному транспорту вечером въезд запрещен. И велорикши самые что ни на есть настоящие. Не то, что в Нячанге. Там электровелорикши. Сплошное надувательство.
Можно еще и самому на велосипеде. Но вечером делать это не советую. Придется весь вечер катать своего "железного коня", как та девочка, что на фото сверху.
А вот утром велосипед самый подходящий транспорт. Весь город в вашем распоряжении. Листайте галерею.
Вечером народу на улицах тьма-тьмущая. У меня ассоциация с нашим днем города. Когда главный хедлайнер закончил выступление и все дружно расходятся по домам. Но только дома вся эта толпа раздражает, то здесь, наоборот, настраивает на праздничный лад.
Кто-то очень точно назвал Хойан вьетнамской Венецией. Вечером лодок на реке немногим меньше чем людей на улицах.
Предлагается два вида катаний. Часовое плавание до моря на большой лодке с запуском фонариков счастья и 20-30-ти минутное романтическое катание на маленькой лодке все с тем же обязательным запуском фонарика. (Обязательное, конечно, совсем не обязательное. Но куда же без него. Это уже ритуал. Побывать в Хойане и не запустить фонарик. Даже как то неприлично).
Местные, молодцы, придумали целый бизнес на счастье. Одно плохо, "достают" этим счастьем (и своим бизнесом) на каждом шагу. Смотрите видео.
За романтикой мы не погнались, выбрали круиз к морю. Лодок, и больших и маленьких, стоит целая флотилия. Выбрали поприличнее, немного поторговались (по рукам ударили на 200 000) и отправились в плавание.
Чтобы не было скучно взяли на борт еще двух, проходивших мимо, студентов, у которых, то ли действительно не было денег, то ли они прикинулись, чтобы попрактиковаться в английском. "Накрыли поляну" (а для чего еще нужна персональная "яхта") и поплыли.
До моря кораблик не доплывает. Разворачивается чуть раньше, у моста. Там мы и запустили свое счастье. Пусть плывет в дальние края. Фонарик сделан из бумаги в форме цветка лотоса. И в этот кораблик ставится свеча.
Когда мы вернулись на набережную, народу там еще прибавилось. Праздник то ли продолжался, то ли еще только начинался. Никого не испугал даже собравшийся было начаться дождь.
Небо пометало молнии, сердито погремело и успокоилось. Мы тоже еще немного погуляли, посмотрели на фонарики, проинспектировали магазины и пошли в город искать где поужинать.
Прощальный взгляд на ночной Старый город. На "гондолах" мы кататься не стали. За ними лучше наблюдать со стороны.
А утром я увидел другой Хойан. Город-музей. И он мне понравился ничуть не меньше. А может даже и больше. Музеи мне ближе чем тусовки и шопинг.
Немного не парадного Хойана, который живет не в Старом городе. Там самый обычный Вьетнам.
Католический храм расположился у самой границы со Старым городом. Католиков в этой социалистической, а значит безбожной стране много.
А таким я увидел Японский мост. Какая "конфетка" получилась в результате вы уже видели.
Не все дома в Старом городе, а их, напомню больше 1000, выглядят безупречно. Но на фото обычно (и заслуженно) попадают лучшие. Но черный налет на домах в ЮВА это обычное дело. И на самом деле большинство домов в Хойане, выглядят все же так.
И стоит только свернуть с парадных улиц и сунуть любопытный нос куда не следует, сразу же можно увидеть "правду жизни". Есть в Старом Хойане и вот такие улочки. И на них тоже живут люди.
Но все же гулять приятнее по парадным улицам. Там тоже правда жизни, но своя.
Да и все "интересности" находятся там. Заглянем в Hoi An Communal House.На карте (она если помните выше) он отмечен под номером 27. Коммунальный дом в Хойане это не наша коммунальная квартира. А тоже был когда-то местом, где встречались купцы. Что-то вроде клуба. Листайте галерею и решайте, стоит за нее отдавать билетик или нет.
Museum of Trade Ceramics. Номер 80. За него мне один из пяти билетов было бы отдать жалко. Но я не фанат керамики. Кто-то за этот музей, возможно, с радостью отдаст и все пять.
Phuc Kien Assembly Hall. Номер 46 на карте. Как я уже говорил, самые красивые и фотогеничные здания это ассамблеи. Это не одно здание, а целый комплекс, состоящий из двориков и пагод.
В вестибюле висит портрет Конфуция и каких-то героев подпольщиков. Так, по крайней мере, я их идентифицировал. И красивые панно. Они висят во всех ассамблеях. Предполагаю, что им не одна сотня лет.
Этот зал построен еще в 17 веке. Один из хамов собрания посвящен богини моря. Кому как не ей молиться и просить об удаче купцам. Что ща демон на 4 фото не знаю, но выглядит очень серьезно.
Hai Nam Assembly Hall. Самый красочный из всех ассамблей. На карте это номер 10. Чаще его называют зал собраний Кантонского землячества (Cantonese Assembly Hall).
"Дорого и богато" любят строить не только сейчас и не только русские. У китайских купцов из Кантона (нынешнего Гуанчжоу) 200 лет назад были такие же мерила. (Зал построен в 1786 году). Смотрите видео.
За что им искреннее спасибо от нынешних туристов всех стран, которые объединяются, чтобы посмотреть на шедевральные панно и прочие старинные "красивости". Панно, и на самом деле очень, симпатичные. Выглядят как картины, но, на самом деле, выпуклые и керамические. И, наверняка, со смыслом.
Зашел и в еще один фабрику-музей. Одновременно и действующее производство и музейная экспозиция. Музей шелка и магазин, где можно купить вещи ручной работы. В списке платных музеев его нет. Значит заходить можно бесплатно. Женщины, которые там работали, лишь поулыбались мне, когда я смотрел станки.
Если листали галереи выше, то, наверное, обратили внимание, что везде есть макеты кораблей. Напоминание о далеком прошлом. Шелковая фабрика тоже о нем помнит.
Забыл упомянуть, что Хойан не только город-праздник и город-музей, но и город-трудяга. И не только на "ниве туризма". Здесь работают самые лучшие портные Вьетнама. (Так, по крайней мере, они себя позиционируют). И за день, максимум два, они сошьют вам все, что вы пожелаете.
На этом мое утреннее знакомство с Хойаном закончилось. Да и он уже немного взбодрился и начинал приготовления, чтобы вечером снова стать городом-праздником. А в музеи, как я понял, все же лучше ходить утром. Может быть и не в такую рань как я, но лучше бы до обычной вьетнамской сиесты. Народу в эту пору точно будет в разы меньше.
Куда девается народ с хойанских улиц в утренние часы, мы поняли, когда после скудного завтрака, поехали кататься на круглых лодочках в Coconut Village. Подробно, с парой, как мне кажется, дельных советов я уже рассказывал об этом здесь. Поэтому особо повторяться не буду.
Съездить советую обязательно. Впечатления остались самые положительные. Да добавлю еще только одно видео, которого нет в статье. Небольшой момент поездки по мангровому лесу. Но и кроме леса там масса интересных мест.
А мы после покатушек пообедали и отправились на автовокзал в Дананг. Пора было ехать в Ханой.
Начало нашей поездки можете найти по ссылке ниже.
Самостоятельная поездка
Авиабилеты.
Отели на Агоде (азиатский booking)
Отели на Трип. ком (за рубли)
Пакетные туры
Пакетные туры от Onlinetours
Пакетные туры от Level.Travel
Пакетные туры от Travelata
Поездка по стране в составе группы
Авторские туры от YouTravel.me
Авторские туры от Tripster.ru
Еще немного личного опыта про Вьетнам
Вьетнам без фотошопа-1. Мои вьетнамские каникулы. Нячанг. Личный опыт и немного теории
Вьетнам без фотошопа-2. Далат. Личный опыт и немного теории
Вьетнам без фотошопа-3. Дананг. Личный опыт и немного теории
Курорты Вьетнама. Какой выбрать? Личный опыт и немного теории
Пляж Кхем (Khem beach) на Фукуоке. Баунти пляж или Анапа? Личный опыт и немного теории
Прогулка по Ханою. Парк Тхонг Нат. Личный опыт и немного теории
Пагода Чанкуок в Ханое. Личный опыт и немного теории
Вьетнам или Индия. Куда поехать? Личный опыт и немного теории.
Сафари-парк на Фукуоке. Личный опыт и немного теории
Катание на круглых лодках. Аттракцион № 1 в Хойане. Личный опыт и немного теории
Желаем приятного и интересного отдыха!
Ставьте, пожалуйста, лайки статье, если она вам понравилась.
Доброе слово и кошке приятно!
И подписывайтесь на наш канал. Постараемся, чтобы Вам было интересно и полезно наше знакомство.