Унижает, оскорбляет, плохо объясняет, не оправдывает ожидания и другие проблемы во время учебы ребенка в школе. Учитель может не нравиться ребенку, родителю или обоим сразу. Что делать в моменте? В каких ситуациях надо идти в гороно? На эти и другие вопросы отвечает психолог, главный специалист-эксперт по разработке образовательных продуктов компании «АЛМА» Ольга Токарева.
Если появился такой вопрос, значит вы готовы совершить обдуманный шаг и принять взвешенное решение.
Родителю не нравится учитель
Ожидание и реальность
Картинка в голове — мерило поведения других людей, но люди о ней не знают. Последствия неоправданных ожиданий: отрицательные эмоции и желание в ответ сделать неожиданное и неприятное.
Иногда удовлетворение своих болезненных амбиций входит в привычку: высказывать недовольство, требовать встречи с администрацией, жаловаться на учителя. Тому, кто считает своим долгом казнить и миловать, надо задуматься, почему на его жизненном пути встречается так много людей, которые причиняют ему страдания. А также ответить на вопросы: «Почему я ожидал именно этого?», «Вправе ли мир предлагать мне такое?», «Как мне принять неожиданности?».
Личный негативный опыт
У родителей в школьные годы был негативный опыт, и когда их дети идут в школу, этот опыт вновь проявляется. Иметь опыт любого характера — нормально, но его наличие не означает, что у детей будет так же.
Сомнения в компетентности
Когда для родителей дети — главный проект в жизни. Они читают статьи на форумах и в социальных медиа, смотрят обзоры на развивающие игрушки, следят за каналами учителей и психологов и почти осваивают программу колледжа в области дидактики и детской психологии.
Обсуждать волнующие вопросы с педагогом — нормально. Но важно помнить, что у педагога тоже есть своя жизнь, свои интересы и в свободное время ему не обязательно повышать свою квалификацию до сотого уровня.
Всегда важно идти на контакт с учителем и решать проблемы с ним. В школе у всех общая цель.
Не сошлись характерами
Учителя и родители — это люди, между которыми может возникнуть как симпатия, так и антипатия. Если второе, то можно поискать обходные пути и минимизировать личные контакты. Это действительно поможет снять напряжение. А также нужно постараться не транслировать свое отношение к учителю остальным членам семьи — это помешает ребенку в учебе.
Сыночка-корзиночка
Это выражение появилось не без причины. Существуют крайне заботливые родители, при которых степень самостоятельности и ответственности ребенка за поступки стремится к нулю. Но школа предусматривает высокую ответственность, к тому же учителя требуют от ребенка особых навыков уже с 1 класса.
Родителю надо найти ситуацию, в которой он сможет передать ребенку право принятия решения и ответственности. Например, очередность выполнения заданий в домашней работе.
Ребенку не нравится учитель
Повышенная тревожность и страх оценки
Иногда стремление ориентироваться на мнение родителей и радовать их перерастает в тревожное состояние и боязнь услышать критику в свой адрес. В такой ситуации надо помочь ребенку: до визита к психологу постепенно ввести практику проговаривания фраз, которые нормализуют самооценку. Например: «Попробуй сделать — с этого все и начинается», «Ошибаться — это нормально» и другие.
Не сошлись характерами
Между детьми и педагогами тоже бывают симпатии и антипатии, которые возникают без объективной причины. Тут стоит спросить ребенка про положительные черты педагога: понятно ли объясняет материал, ясные ли у него критерии оценки, каков объем и качество домашних заданий, может ли учесть обстоятельства жизни ученика и так далее.
Реакция группы
Подростки тянутся друг к другу и сплачиваются в группы по интересам — это совершенно нормально. И иногда группа восстает против кого-либо из учителей. В этом случае ребенок принимает групповую позицию и транслирует ее как собственную. Зная эту особенность подростка, родителям проще ориентироваться в его поведении и принимать решения. Родители при этом остаются взрослыми людьми и не подвержены влиянию — важно сохранить здравый смысл, посмотреть на ситуацию внимательно и потом принимать решение.
Задето чувство справедливости
Именно в школьном возрасте происходит перестройка личности ребенка. Для этого черты характера должны пройти путь от яркой выраженности до социально приемлемого варианта или угаснуть. Чувство справедливости — одна из таких особенностей. И большинство подростков проходит через стадию, когда любая несправедливость вызывает бурную реакцию. Задевать может все.
Остается только поддерживать ребенка в оценке ситуации и постараться найти баланс в жизни. Поможет умение анализировать, способности любопытствовать и вникать, понимать поступки и людей.
Учитель оскорбляет
Это однозначно неприемлемо. Родитель может защитить ребенка:
1. Подать письменную жалобу директору, возможно, коллективную.
2. Если нет никакой реакции, то подать заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов.
3. Также можно обратиться с жалобой в инспекцию по контролю за образованием и правоохранительные органы, прокуратуру и в суд. Но до этих шагов мы рекомендуем пройти предыдущие.
Спасибо медиа «Секрет фирмы» за публикацию комментария эксперта. Больше советов для решения проблемы с учителем читайте на сайте прессы.