Готовность режиссеров идти на риск ради того, что называется "чистым искусством", не всегда приносит им дивиденды. Ну, допустим, снимет такой смельчак свой "чистый" фильм, пусть даже с участием звезд мировой величины, пригласив классных оператора, звукорежиссера, художника, декоратора..., - и что? Кассовые сборы (в лучшем случае) едва окупят бюджет, из наград лента получит лишь номинации, от критиков - сплошную невнятную заумь, а от зрителей - извечное нытье по мотивам хита "и зачем я это посмотрел".
Но поскольку кино пока еще официально относится к искусству, те, кто ему служат, нет-нет да и снимают такой фильм к удовольствию эстетов - красивый, нелогичный, без экшена, без интриги и даже - вы не поверите - практически без диалогов. И все это делается не корысти ради, а искусства для.
О таком кино и поговорим в нашем сегодняшнем сюжете. Коротко и без спойлеров смотрим мелодраматический фильм итальянского режиссера Луки Гуаданьино - "Я - это любовь" (2009).
Наши дни, Италия, Милан, зима. Очень богатая семья промышленников Рекки устраивает званый ужин в своем аристократическом доме, больше похожем на маленький дворец. На стенах не только портреты предков, но и картины известных мастеров, в том числе и русских.
Множество слуг в белых перчатках обслуживают гостей. Виновник торжества - дед и глава семейного клана Рекки Эдоардо-старший (Габриэль Ферцетти) отмечает свой день рождения и сообщает, что собирается отойти от дел, уступив дорогу молодым членам семьи. Он назначает своего солидного сына Танкреди (Пиппо Дельбоно) и своего любимого внука Эдо (Флавио Паренти) совместными управляющими бизнеса.
Его невестка Эмма (Тильда Суинтон), уроженка России, жена Танкреди, мать сыновей Эдо и Джанлуки (Маттиа Закарро) и дочери Бетты (Альба Рорвархер) - красивая женщина, идеальная супруга и безукоризненная хозяйка богатого дома. Она давно приспособилась к итальянскому образу жизни, привыкла к аристократическим приемам, ладит со свекром, дружит со со свекровью и очень приветлива с прислугой, которая ее обожает.
Однако все хорошо никогда не бывает, а лучшее - враг хорошего. Старая добрая истина, о которой хоть и можно забыть до поры, но она сама о себе непременно напомнит. Так и происходит у Эммы, когда она знакомится с другом своего сына Антонио (Эдоардо Габриэллини), шеф-поваром, который планирует открыть ресторан вместе с Эдо. Вскоре волнение Эммы усиливается, когда дочь Бетта признается ей, что она влюблена в свою однокурсницу из колледжа в Англии, где учится на художницу.
Через несколько месяцев Эмма обедает со свекровью Аллегрой (Мариса Беренсон) и невестой Эдо Евой (Дайан Флери) в ресторане, где работает Антонио, и ее чувства полностью пробуждаются, когда она ест то, что он для нее готовит - какие-то креветки с соусом уж не знаю из чего, но выглядит довольно аппетитно, особенно для любителей даров моря.
Ну а дальше начинается то, что влюбленные называют "самой судьбой", хотя это явно не она, а их собственные проделки, пусть и вызванные бурлением крови и повышенной частотой сердечных сокращений. Проезжая через Сан-Ремо по пути в Ниццу на выставку, на которую ее пригласила дочь, Эмма сталкивается с Антонио, который приглашает ее осмотреть место для своего нового ресторана.
Несмотря на то, что Антонио, почти ровесник ее сына, эта встреча приводит к тому, что сдержанная, холеная и аристократичная Эмма дает волю своим чувствам, и они занимаются любовью. Это происходит спонтанно, прямо на природе, среди цветов и насекомых, в очень располагающей натуралистичной обстановке. В Италии сама природа располагает к еде и любви.
Женщина из высшего общества внезапно обнаруживает, что в ее жизни недостает ярких моментов, их с мужем чувства уже давно перекипели, а вся страсть выветрилась через приоткрытые дубовые ставни их спальни. И тогда они с Антонио переходят в режим постоянных свиданий - где придется, можно даже на кухне ее дома.
Жаркий роман рождает множество изменений в семье Рекки, а когда сын Эдо понимает, что его мать встречается с его лучшим другом, это вообще приводит к трагедии. Что было дальше, вы узнаете сами, если захотите приобщиться к чистому искусству, конечно. Учтите, что начало титров - еще не самый финал истории, дождитесь когда вам покажут последние кадры. Они многое объясняют в страстном характере героини. Впрочем, о сюжете уже довольно, добавлю лишь пару слов о самой картине.
Первым делом хочу сказать, что Тильда Суинтон показывает весь спектр эмоций своей героини, и делает это прекрасно. Из нее вышла отличная русская, которая мастерски варит уху и на которой бесподобно смотрятся костюмы от Jil Sander. В картине множество крупных планов, и чувствуется, что для режиссера очень важны детали. Мне в какой-то момент даже вспоминалась картина Лукино Висконти 1974 года "Семейный портрет в интерьере", которую мы с вами имели удовольствие посмотреть.
Костюмы, интерьеры, еда, посуда, пейзажи - настоящий пир для глаз. Безусловно, вас не оставят равнодушными визуальная красота фильма, его музыкальность и главный посыл - отринув устои, прислушаться к себе, своему внутреннему голосу и полностью отдаться чувствам. Живем один раз!
Но возможно, вы эмоционально и не проникнетесь чувствами персонажей, а сама идея - я есть любовь - покажется вам несколько отстраненной и слегка натянутой. Понимаю вас, я и сама в какой-то момент так подумала, ведь жизнь это не только любовь. Как говорилось в одном хорошем советском фильме: "только любовь - это даже бедность".
Однако не стоит забывать, что наша жизнь - это всего лишь череда событий, которые мы сами себе не предопределяем. И поэтому, как знать, вдруг любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь?..
Смотреть или нет - дело ваше. Я рекомендую, но не настаиваю.
У меня на сегодня все.
Смотрите лучшее на О! СЮЖЕТ - здесь только такое.
И помните: Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках. (Лао-Цзы)
💥Интересное кино от Гуаданьино у нас тут:
💥Яркая короткометражка на 30 минут с Тильдой Суинтон тут:
Не забывайте про лайк и отзыв, хотя бы такой ❤, и подпишитесь на мой канал, чтобы нам не потерять друг друга в этом безумном-безумном-безумном-безумном...