Поэтому зрелый, на пороге старости человек высочайшей культуры и образованности, "представитель вымирающего племени людей, преклоняющихся перед великими ценностями жизни" - один.
Рим, 1970-е годы. Главный герой фильма Лукино Висконти "Семейный портрет в интерьере" (1974) - пожилой профессор, коллекционер живописи (Берт Ланкастер). Он одинок и ведёт замкнутый образ жизни.
Считается, что он растратил впустую свой талант и отгородился от мира в привилегированном и надежно защищенном укрытии, где можно привычно, без душевных травм пребывать в безмятежном созерцании прекрасных полотен.
Однажды, не устояв перед напором назойливой дамочки-аристократки, маркизы Бьянки Брумонти (Сильвана Мангано), профессор сдаёт ей верхнюю квартиру в своём родовом гнезде, старинном палаццо.
Богатая аристократка ведёт развесёлую жизнь, проводя время то на приёмах, то на ривьере, залетая и заплывая куда ей вздумается, чтобы пообедать или купить антикварную брошь. Профессор знакомится с её молодым любовником Конрадом Хюбелем (Хельмут Бергер). Пожилой профессор и молодой жиголо очень быстро находят общий язык.
Прекрасный старинный интерьер дома профессора составляют семейные портреты из времён богатого почтенного историзма.
Сам дом - не функциональный, но уютный, его интерьер не элегантный, но умный и тёплый, он относится ко времени belle époque. Висконти определял это время как утраченный золотой век.
Профессор общается только со старой служанкой Эрминией (Эльвира Кортезе) и арт-дилерами, всё остальное время он одинок и, наверное, в глубине души мечтает о семье.
И выходит так, что семья у него самым неожиданным образом появляется. Она не просто к нему приходит, а врывается в его жизнь в виде этакой элегантной шайки подгулявших распутников: самой маркизы, её развесёлой дочки и жениха дочки, обладателя свободных взглядов на брак. И, главное, роскошного плейбоя аристократического вида и буржуйских замашек, но, увы, плебейского происхождения. Зато перед его очарованием не может устоять никто, и, похоже, что в первую очередь, сам Висконти. Но его глазами на Конрада смотрит старый профессор.
Картина "Семейный портрет" Артура Дэвиса становится главной точкой в сюжетной линии фильма. Висящая у профессора как работа неизвестного художника, она тут же определяется безродным жиголо как работа Дэвиса, художника, чьё имя известно лишь знатокам живописи. Браво, молодой человек!
Портрет прекрасен, это действительно золотой век: парк, небо, безмятежность и покой. Но не более того. Это очаровательно и воздушно, но незначительно.
Зато реальные персонажи живут полнотело, не жалея ни своих молодых сил, ни денег своей стареющей родительницы. Они учинили в верхней квартире грандиозный ремонт, привычно перепутали день с ночью, принимают гостей, сами наносят визиты и частенько забегают к своему арендодателю. Так, запросто, почти по-родственному.
Маменька рванула куда-то в Европу, а детишки остались без присмотра, но с деньгами. Они развлекаются как умеют, иногда даже втроём.
Дочка Лиетта (Клаудиа Марсани) периодически забывает о своём грядущем семейном счастье со Стефано (Стефано Патрици) и проводит время с кавалером своей маменьки. Но её жених не в обиде, он тоже находится поблизости.
Выясняется, что Конрад не зря жует хлеб с икрой, он образован, мятежен и независим. Да, он порочен, но нисколько не больше, чем те, кто за эти пороки платит.
И профессору на миг показалось, что его мечта обрести семью или хотя бы сына так близка и так возможна, что он даже в неё поверил. Но эта мечта лопнула и обманула его. Впрочем, всё это вы узнаете во время просмотра.
Эта драма - прекрасная история из belle époque, которая теперь, из нашего времени, сама кажется изображением золотого века кинематографа, как и портреты Дэвиса: нет интернета, мобильных телефонов, почти все курят, поздно ужинают и регулярно выпивают. Всё это выглядит довольно мило, хоть и старомодно.
Рекомендую всем посмотреть этот киношедевр величайшего из мастеров belle époque мирового кино. Убеждена, что фильм вам понравится. Это как смотреть на семейный портрет в интерьере старинного палаццо.
А у меня на сегодня всё.
Читайте хорошее, смотрите лучшее.
И не забывайте, что лайк и отзыв - это единственно справедливое распределение обязанностей между нами.