Изображение сгенерировано нейросетью «Шедеврум»
Большинство людей живут по принципу удовольствия. В основе которого - удовлетворение инстинктов. Слово "мечта" они используют направо и налево:
- мечтаю айфон купить топовый;
- мечтаю вот с этой бабой / этим мужиком перепихнуться;
- мечтаю по миру поездить...
В своей будущей книге, в в статьях на этом портале Б-17, словом Мечта я обозначаю другое - объектные ценности. Вот тут я про них написал. Объектные ценности не у каждого есть. И только они, я считаю, заслуживают называться "Мечтой". Хотя если кто-то хочет заниматься самообманом - флаг ему в руки.
Объектная ценность, а стало быть и Мечта - это НЕ:
- приятно – не приятно;
- удобно – не удобно;
- комфортно – не комфортно;
- выгодно – не выгодно;
- разумно – не разумно;
- правильно – не правильно;
- нормально – не нормально.
НЕ это всё!
А то что дорого сердцу: человек, дело, идея. Какие они есть. А дороги или нет, выявляется одним способом: реальным перенесением:
- фрустрации;
- дискомфорта;
- страдания, -
для сохранения приверженности тому, что дорого.
Если индивид при наступлении фрустрации, дискомфорта, страдания отказывается от того что их вызывает, от человека, дела, идеи, - никакие это не объектные ценности для него.
Биомасса живёт, подчиняясь гласу естества. Как сказал Жириновский:
Каждой бабе - по мужику
Каждому мужику - по бутылке водки
Хочу водки, хочу бабу – не до объектных ценностей. Щи потеснее и жена повкуснее - и жизнь удалась!
Всяческие психологи глас естества называют словом «потребности», и самим этим термином придают ему императивную весомость. Надо, брателло, без этого никак! А этому самому гласу естества можно сказать «нет».
Зачем сопротивляться инстинкту? Точнее не просто подавлять/вытеснять, а совладать с ним грамотно?
Во-первых, потому, что помимо полового и пищевого, есть стадный инстинкт. Куда стадо – туда и я. Как стадо думает – так и я думаю. В смысле перенимаю неосознанно и на автомате. Ибо стадо – это референт. Как в фильме "Джентльмены удачи":
Все побежали – и я побежал
И если не хочешь мчаться по общей траектории, с инстинктами нужно учиться совладать а не разнуздывать их и не потакать им.
А во-вторых, с возрастом возможность удовлетворять инстинкты снижается до нуля. И если индивид на потакание инстинктам подсел, у него будет психический слом, как у алкаша после отмены алкоголя. Но алкаш переломается за неделю-две, и ломки пройдут. А в случае инстинктов - слом будет навсегда, увядание-зачахание психики, и как следствие могила в 70-80, а не в 100-120.
В общем. Либо субъективное «счастье», либо объектные ценности. Аморфность суждений "и то и другое" не работает.
И теперь конкретно про человека как объектную ценность. Так бывает, только редко.
Для биомассы другой человек – средство получения удовольствия. Сначала вместе хорошо и счастливы. Но наступает десенсибилизация. Нирвана заканчивается, и биомасса «выходит из отношений», чтобы замутить новые. Человек, конкретный - он не важен, а важно удовольствие. Очень убого...
В ценностном отношении к другому человеку можно устоять, только нужно себя для этого воспитывать. Об этом, кстати, моя книга "Любовь или либидо: Подняться над пошлостью и устоять в любви, которой якобы нет" - вот она на Литрес.
Ценностное отношение, когда другой человек дорог - это не эмоция "приятно - неприятно". И если приятно - удовлетворяюсь, а если нет - сливаюсь. Ценностное отношение - это решение, воля, проактивная и деятельная позиция. Как воинская присяга. Это не просто "эмоция", которую можно "отпустить" и помчаться искать новые удовольствия. Об этом, кстати, Э. Фромм писал в своих книгах.
Всякое может встретиться на пути к Мечте...
Автор: Алексей Тукмаков
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru