Найти тему
Из жизни инженера

Строим макет с нуля (1)

Если честно сказать - не совсем с нуля. У меня уже построено несколько модулей: на одном я сделал станцию и депо для обычной колеи (типоразмер N) и проезд для узкоколейки (Nm), на другом - депо для узкоколейки. Это всё хорошо, но между этими станциям и и депо должна быть железная дорога - то есть где мои "паровозики" могут идти по прямой, радуя мой взгляд. В чем прелесть этого типоразмера, это то, что масштаб 1:160 позволяет на маленькой площади разместить много того, что задумано.

Вот я и заложил модуль с размерами 80см х 20см (высота 5см), но решил не делать его плоским, а внести в него разнообразие. Итак, из фанеры 10мм и 3мм на крышке я сделал ящик со стандартными отверстиями для стыковки с другими модулями.

01 Слева идет узкоколейка (ширина колеи 6,5мм); справа - нормальная колея - 9мм.
01 Слева идет узкоколейка (ширина колеи 6,5мм); справа - нормальная колея - 9мм.

Санкции коснулись и моделистов тоже - пришлось смотреть, какие рельсы, материалы и "домики" у меня остались. У меня получилось откопать в своих запасах старый мост и поставить его на макет.

02
02

Я не выпендриваюсь и делаю склоны из обычного папье-маше из бумаги и ПВА. В качестве основы использую пенокартон из Леруа (но ничего не мешает использовать обычный гофрированный картон). Папье-маше не добавляет веса модулю, легко обрабатывается, в нем легко сделать дырку или передумать и убрать вообще. Обычно я кладу три-четыре слоя бумаги - не больше. Как это выглядит в процессе? Ставим на ПВА опоры:

А потом клеим на эти ребра полоски бумаг.

05
05

Самая тривиальная ошибка, на мой взгляд, которая делает макет или модуль неинтересным - почему-то все оставляют плоские поверхности ровными, как зеркало. Оглянитесь вокруг: поверхность никогда не бывает плоской! Кроме гор и холмов, есть берега у рек, есть московский бордюринг, который тренирует москвичей. Даже без него - газон очень редко бывает плоским. Я стараюсь сделать небольшие неровности, чтобы можно было деревья разместить в низинках или на пригорках, как-то обыграть дороги и тропы, расположение зданий. Не делайте холмики в 5мм - под "травой" вы их не увидите. Перепад высот должен быть 10-15мм, чтобы быть заметным. Я просто кладу кусочки пенокартона и закрываю их бумагой на ПВА.

06
06

С обычной колеей в 9мм было очень просто - это прямая линия через весь модуль. А вот с узкоколейкой пришлось повозиться - у меня не было радиусов, которые мне нужны! Пришлось делать гибкий рельс из обычных. В шпалах с нижней стороны я делаю разрезы. Но не друг напротив друга (иначе рельсы будут ломаться, а не изгибаться), а с шагом в две-три шпалы. На фотографии это выглядит так:

07 Места разрезов выделены желтым
07 Места разрезов выделены желтым

Это позволит гнуть рельсы, как хочется. Единственное, что придется сделать - это уже на макете подрезать концы рельс, чтобы правый и левый были на одном уровне. И закрепляю рельсы шурупами для фиксации.

08
08

В это же время я крашу макет акриловой краской. Зачем, - спросите вы, - ведь ее не будет видно. А вот это никто не гарантирует. Макет будет у вас хранится и использоваться несколько лет. Если вы не покрасите поверхность - то любое повреждение макета будет у вас видно белым или светлым пятном. А потом, можно проверить свои мысли, пока на модуле не установлены дорогостоящие домики.

Домики стоят просто так. Для того, чтобы "глаз привык" и можно попробовать несколько вариантов расположения.

Затем необходимо подвести питание к рельсам и спаять рельсы. Для меня паять рельсы непривычно, я считал, что народ "с ума сходит". Но, это оказалось не так сложно. А потом посмотрел как надежно бегают локомотивы... в общем, не пожалел.

Теперь нам с вами надо посадить "траву" и засыпать "гравием" шпалы. Самым лучшим решением являются вот такие самоклеящиеся листы с высотой травы до 5мм. Снимается бумажная подложка и трава клеится небольшими кусочками (не больше 10х10см).

12
12

Не забывайте, что трава в лесу - светлая, на лугах она более сочная и темная. Если таких ковриков нет, не слишком расстраивайтесь - можно взять обычные опилки, окрасить их в разведенной зеленой/темно-зеленой/желтой акриловой краске и у вас получится отличная своя присыпка, которая очень хорошо ложится на ПВА.

Есть бархатная бумага. Пожалуйста, не используйте ее! Она сделана из искусственного волокна, поэтому блестит эта "трава" как зараза и портит всё впечатление от макета. Можно применять бархатную бумагу, которую используют те, кто увлекается солдатиками. Отличная вещь... но, есть ли она сейчас в продаже - мне сие неизвестно.

Если у вас есть перепады высот для путей, то рельсы надо проверить на изгиб по вертикали. Вот видите, между линейкой и шпалами есть зазор почти в высоту рельс (обозначено желтым овалом).

13
13

В таком месте (где есть перегиб рельс) вагоны будут расцепляться (в лучшем случае) или все вместе будут сходить с рельс. И исправить это на готовом макете будет почти невозможно. Поэтому, проверьте это на первых шагах постройки модуля - подложите картон под рельсы и проверьте перегиб снова.

Гравий для рельс я использую профессиональный - здесь не приходится экономить. Некоторые используют натуральный песок - его промывают и приклеивают. Проблема в том, что песчинки гораздо крепче пластиковых шестеренок в ваших моделях. Поэтому, если такие песчинки попадут в ваши локомотивы, то неизвестно, что будет с моделью.

Профессиональный "гравий" делается из скорлупы лесных орехов (поэтому у некоторых может быть аллергия на этот "гравий". Его твердость меньше пластика и не может повредить модели.

Поэтому, некоторые покупают лесные орехи в скорлупе, съедают орехи, а скорлупу сначала разбивают молотком, а затем доводят ее до кондиции в кофемолках. (Внимание, я не знаю, выдержит кофемолка такое издевательство или нет. Сам я такими экзерсисами не занимался).

"Гравий" на пути я кладу при помощи ПВА на зубочистке и участками не более сантиметров 15. Почему? Если вы сразу положите гравий на более длинный участок, фанеру под рельсами от воды может повести (у меня такой опыт был) и она потом не вернется в нормальное положение - придется переделывать. Поэтому я кладу гравий участками - по 15-20 сантиметров, затем 15 сантиметров пропускаю и далее, снова засыпаю гравием, прижимая его пальцем.

Через сутки засыпаю гравием пропущенные участки. А еще через сутки - снимаю шурупы, которые держали рельсы. Там, где я рельс согнул слишком сильно я просверлил два отверстия и пропустил через него проволочку, закрутив ее снизу.

Если вы будете покупать какие-либо материалы то проверяйте год выпуска. У меня лежала вот такая фирменная мостовая. Пролежала она только 5 лет и начала слюнявиться и просто разваливаться на куски.

14
14

Поэтому не делайте больших запасов, типа: "Ах, крутая вещь, надо купить и когда соберусь делать макет, я ее и использую". Не получится. Скорей всего ее придется выбросить, как это пришлось сделать мне.

Вот так у меня получилось после поклейки травы. Где-то ее еще нет, потому что я просто не знаю, что я здесь буду делать.

Со скалами просто: это куски сосновой коры. Стоят очень хорошо - десятилетиями. Хорошо обрабатываются и окрашиваются. И обычная мебельная шпаклевка из Леруа.

И самый приятный для меня момент: прическа травы (конечно, если у вас трава из опилок этого делать не надо).

17
17

Берете в руки маленькие маникюрные полукруглые ножницы и начинаете косить траву в разных местах, чтобы она у вас не была подозрительно ровной. Но не слишком старайтесь - окончательную прическу мы будем делать при установки деревьев и домиков.

Вот и все на сегодня.

Вернемся к модулю через недели две-три.

С уважением,

хххх

Как показывает политика Дзена, ни от автора, ни от читателей ничего не зависит. Поэтому призываю просто общаться.

Если вдруг у кого возникнет мысль помочь автору, то вам сюда:

карта YooMoney 4048 4150 2131 6829

Если подпишетесь, то Вы всегда будете в курсе новых публикаций.

Если поделитесь, то совсем будет хорошо.

Следующий >>>