Из лекций С.В.Стахорского
Под названием «Тираноборцы», или «Тираноубийцы», известна скульптура, изображающая афинских героев Гармодия и Аристогитона, которые в 514 году до н.э. попытались свергнуть тиранов Гиппарха и Гиппия. Обстоятельства мятежа, в котором переплелись политика, любовь и ревность, описаны в «Истории» Фукидида. Во время Панафинейского праздника тираноборцы убили Гиппарха, но Гиппий уцелел и казнил Аристогитона; Гармодий же погиб еще в ходе мятежа. В 510-м афиняне изгнали Гиппия и в память о подвиге тираноборцев поставили на Агоре, площади народных собраний, бронзовые статуи, выполненные скульптором Антенором. В 480-м статуи были похищены персами, захватившими Афины, и вывезены в Сузы, где по приказу Ксеркса Великого их поставили в царском дворце (там они находились 150 лет).
После освобождения Афин скульпторы Критий и Несиот в 477-м воссоздали статуи работы Антенора (тоже в бронзе) и поставили их на прежнем месте. Первоначальные статуи были возвращены в Афины в 331 году Александром Македонским, завоевавшим Персию. Однако оба оригинала утрачены: до нас дошли римские мраморные копии II века н.э. Ныне находятся в Археологическом музее Неаполя.
Гармодий и Аристогитон изображены стоящими в энергичных позах, преисполненные решимости, их мускулы напряжены, а руки сжимают мечи (от них остались только рукояти). Гармодий замахивается мечом; Аристогитон протягивает меч вперед, как бы пронзая противника. Позы обоих совершенно свободные; каждый опирается на одну ступню, другая же пальцами едва касается земли. Эту деталь в дальнейшем использовал Поликлет в статуе «Дорифор» (середина V века до н.э.).
Сложная композиция, раскованная пластика и подвижная мимика «Тираноборцев» показывают, какого уровня достигла древнегреческая скульптура за триста лет: от времен архаических куросов с их застывшей улыбкой и руками, прижатыми по швам.
«Тираноборцы» послужили прообразом знаковой скульптуры советского времени — «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Две фигуры, мужская и женская, с молотом и серпом в руках символизируют союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Скульптура, отлитая из нержавеющей стали, была установлена в 1937 году на крыше советского павильона международной выставки в Париже.
Мухина повторяет позы «Тираноборцев», но пластика движения здесь иная. Если Гармодий и Аристогитон будто застыли перед тем, как нанести удар, то рабочий и колхозница словно летят, оставляя за спиной развевающийся шлейф платья девушки и фартука юноши. В их летящих фигурах угадывается еще один античный прообраз — статуя Ники Самофракийской (III век до н.э., Лувр). Рабочий и колхозница — не единственные персонажи Мухиной, изображенные в полете. Примечательно, что в портрете, написанном Михаилом Нестеровым, Мухина работает над статуей бога ветра Борея.
Привезенную в Москву скульптуру «Рабочий и колхозница» поставили перед входом на Сельскохозяйственную выставку (ныне ВДНХ). Художественный эффект скульптуры пострадал из-за низкого постамента (Мухина называла его пеньком). В 2000-е годы была выполнена капитальная реставрация скульптуры, и ее водрузили на здание, воспроизводящее парижский павильон.
© Стахорский С.В.