С момента завершения революции и установления нового порядка, советская милиция использовала иностранные автомобили из-за отсутствия отечественных машин в стране. Это создавало определенные трудности для сотрудников, но они справлялись с поставленными задачами. С течением времени ситуация начала меняться, и с середины семидесятых годов первые иномарки появились в гаражах милиции, становясь новым стандартом для служебного транспорта.
Несмотря на отсутствие современных технологий и возможностей, советские милиционеры с честью несли службу на устаревших моделях автомобилей. Их преданность работе и обязанность по защите общественной безопасности были выше любых технических ограничений. Вместе с тем, с появлением первых иномарок в арсенале милиции, сотрудники начали осваивать новые технологии и улучшать свои навыки в обеспечении правопорядка.
Эволюция милиционного автопарка отражала общие тенденции развития страны и обновление ее технического потенциала. Переход от советских к иностранным моделям автомобилей символизировал не только смену эпохи в истории милиции, но и стремление к совершенствованию служебных процессов и повышению эффективности работы правоохранительных органов.
В 1930-х и в начале 1940-х основными автомобилями милиции были, понятно, «эмки», а иногда, но куда реже, — полноприводные ГАЗ-67Б. Машины не имели не только специального оборудования, но и особой окраски, максимум — опознавательную табличку.
ГАЗ-67Б
После войны, когда Москва начала восстанавливаться от разрушений, в милицейском парке начали появляться новые модели автомобилей, такие как Москвичи-400 и Победы ГАЗ-М20. Стандартные двигатели были установлены на большинстве машин, хотя спецавтомобили с более мощными моторами были доступны только в КГБ. В милиции же, в основном, предпочитали использовать стандартные двигатели. На крышах автомобилей отдела по регулированию уличного движения начали устанавливать огромные рупоры громкоговорителей для предупреждения водителей и пешеходов о правилах и опасностях на дороге. С появлением радиостанций в 1950-е годы, оперативные автомобили стали оснащаться средствами связи для более эффективной координации действий.
Таким образом, с развитием технических возможностей и модернизацией милицейского парка, улучшились и оперативные возможности сотрудников. Радиостанции позволяли быстро и эффективно передавать информацию, координировать действия и оперативно реагировать на происходящие события. Важным элементом стали огромные рупоры громкоговорителей, которые помогали улучшить безопасность на улицах города и повысить внимательность участников дорожного движения. Таким образом, современные технологии стали неотъемлемой частью работы милиции, обеспечивая более эффективное выполнение служебных обязанностей.
Москвич-400
ГАЗ-М20В Победа
Поначалу милицейские Победы, как и Москвичи, не имели даже специальной окраски, а только красные полосы на бортах с надписью «Милиция», а иногда и «ОРУД».
Постепенно милицейским цветом стал синий — во всем многообразии его оттенков. А в Москве, например, встречалось немало зеленых машин. Помимо легковых автомобилей в милиции широко использовали грузовики ПАЗ-653 — аналоги медицинских фургонов на шасси ГАЗ-51. Фургоны были универсальными. В том смысле, что годились для перевозки опергруппы, собаки с проводником или задержанных. Встречались аналогичные машины и на полноприводных шасси ГАЗ-63.
ПАЗ-653
Фургон на шасси ГАЗ-63
Милицейские Волги ГАЗ-21 тоже часто окрашивали в синий цвет, а рупор громкоговорителя ставили на специальной подставке, похожей на багажник, чтобы не возиться со сверлением крыши.
Советские заводы, как правило, не выпускали специальных модификаций для милиции. Все работы выполняли специализированные предприятия МВД: устанавливали фары-искатели слева, рации, громкоговорители. При необходимости перекрашивали машины.
С середины 1970-х официальной милицейской окраской стало сочетание желтого с синим. На некоторых Волгах и даже Москвичах сзади крепили табло с зажигающейся красным надписью «Остановитесь». Радиостанция «Пальма» стояла в багажнике.
Волга ГАЗ-21 — современная копия
Волга ГАЗ-21 третьего поколения
Волга ГАЗ-21 с милицейским оборудованием
Массовым милицейским автомобилем был и ГАЗ-69. Кузова из фанеры и жести на стандартные машины ставили специализированные предприятия. Задний отсек использовали для задержанных или, опять же, для кинолога с собакой. В знаменитом фильме там и ездил пес Мухтар.
ГАЗ-69
Помимо Волг, в милиции служили Москвичи, как московского, так и ижевского производства. В фильме «Побег» (1973 г.) сериала «Следствие ведут знатоки» фигурирует как раз милицейский ижевский 412-й с синей мигалкой на крыше и фарой-искателем.
Москвич-412 ижевского завода
РАФ-22033 — официальная милицейская версия массового микроавтобуса. Но большой люк в крыше и перископ на выдвижной штанге были только на прототипе. Обычные серийные милицейские РАФы таких наворот не имели.
РАФ-22033
Ранние ГАЗ-24 в милицейской форме тоже оснащали фарой-искателем. На более поздних машинах его уже не было, а автомобили ГАИ получили не только синие, но и красные спецсигналы на крыше.
Волга ГАЗ-24
В 1970-е годы в МВД призывали не только людей, но и автомобили отечественного производства. В начале этого периода на службу назначали Жигули, а уже потом — знаменитую "копейку" ВАЗ-2101. В милиции использовали все модели классических "вазов" без роторных двигателей. Особенно редко встречались машины с мощностью до 120 лошадиных сил. Тем не менее, некоторые Жигули до сих пор остаются в кругах правоохранительных органов.
ВАЗ-2101
Массовым милицейским автомобилем стал и УАЗ-469 с жесткой, опять же сделанной на спецпредприятиях, крышей. Вариации на эту тему, только уже заводские, цельнометаллические, работают и сегодня.
УАЗ-469Б
В конце 1980-х годов милиционеры стали использовать новые автомобили, сначала восьмерки, а затем полноприводные машины от ВАЗ.
ВАЗ-2108
Сначала на дорогу выехали новенькие Волги, потом присоединились Москвичи-2141, и только потом ГАЗ-31105. С каждым днем отечественные машины все сильнее и сильнее перемешивались с иностранными автомобилями.
А в вашем городе на чем ездят стражи порядка? Делитесь в комментариях!