А это вторая часть текста. По мотивам желаний «проработать травму и жить нормально».
С желанием «проработать травму», если речь о случившемся много лет назад, приходят обычно в двух случаях: когда человек сам или с чьей-то помощью туда уже попал, и теперь ему плохо и больно, и нужна экстренная помощь, а также когда человек примерно представляет себе, с чем могут быть связаны его проблемы в настоящем, но остро и сильно здесь и сейчас у него ничего не болит. В первом варианте выбора особо нет. Нельзя оставить внезапно открывшуюся или внезапно заболевшую старую рану без внимания. Это опасно. А вот во втором случае возможны варианты. И лучше всего не торопиться.
Почему стоит двигаться неспешно, а не вскрыть по-быстрому? Попробую рассказать.
«Проработать травму» — это не просто вспомнить и рассказать о том, что было с тобой там и тогда. Я уже писала чуть раньше о том, почему травмы не «лечатся» за одну сессию, а также за две, за пять и даже за десять. Но это всё было о шоковой травме — последствиях столкновения с событием, которое психика не смогла переварить, потому после него жизнь разделилась на «до» и «после», человек потерял ощущение целостности, какие-то процессы остались удержанными в теле. Есть ещё травмы развития — последствия длительного нахождения в неблагоприятной среде, в которой невозможно было «отрастить в себе» всё то, что предполагали задачи того периода развития. Возможно, из описания и так понятно, почему такие травмы невозможно «проработать» за одну-две встречи, но я, всё-таки, напишу подробно и о них.
Травма развития — это то, что является следствием не какого-то одного ломающего события, а общего неблагоприятного фона. Обычно под неблагоприятным фоном подразумеваются ранние годы жизни в неблагоприятных условиях.
Что это за условия такие? Это такие условия, которые не способствовали развитию определённых психических функций. Вовсе не обязательно речь об абьюзе, голоде, холоде и отсутствии возможности удовлетворять базовые потребности, хотя это всё, разумеется, останавливает развитие психики. Но не только это. Ребёнку могло не хватать времени, проведённого на руках у заботливого взрослого, контакта глаза в глаза, достаточно безопасной среды, общения, свободы, ясных границ, поддержки, сочувствия, увиденности, разделённости в переживаниях...
В разных подходах по-разному называют возрастные кризисы и этапы развития, а также немного по-разному определяют временные границы этих периодов, но суть везде сводится к тому, что в каждый период жизни ребёнок должен овладеть основными формами двигательной активности, иметь возможность удовлетворить основные потребности на уровне физиологии и освоения навыков двигательной активности, иметь возможность удовлетворить потребности, связанные с межличностным взаимодействием, обрести психические навыки, освоить определённые виды деятельности, включая познавательную деятельность, выстроить определённые виды отношений, разрешить определённые виды противоречий.
Например, новорожденный нуждается в безопасности, в том, чтобы его держали на руках, чтобы оперативно удовлетворяли его базовые физиологические потребности, в заботе, к концу периода он должен обнаружить себя и быть способен криком заявлять о своих потребностях. Младенец до года должен освоить манипуляции с простыми предметами, выстроить отношения с главным взрослым. Дальше идёт протест ограничениям, устанавливаемым взрослыми, освоение речи, обнаружение, что в мире есть и другие люди, а твой главный взрослый никогда не будет безраздельно твой, взаимодействие со сверстниками, освоение ролевых игр, развитие познавательной активности... Я не буду рассказывать всё это подробно. Всю информацию можно легко найти по запросам: «возрастные кризисы» и «этапы развития».
Если в тот или иной период среда, в которой рос ребёнок, не была достаточно поддерживающей формирование основных навыков и решению основных задач, ребёнок выходит из этого этапа с частично несформированными одними навыками и психическими функциями и с чрезмерно развившимися другими. Так младенец, не получивший должной заботы, а то и вовсе столкнувшийся с насилием со стороны взрослых, остаётся без сформированной убеждённости в базовой безопасности мира, ребёнок, который не прошёл сепарацию, остаётся патологически зависим или уходит в контрзависимое поведение, ребёнок, выросший без общения со сверстниками, будет иметь сложности в том, что касается сотрудничества и конкуренции, тот, кто вынужден был заботиться о родителях, не умеет заботиться о себе и полагаться на других, тот, кто не получил адекватного своего отражения родителями, будет иметь сложности с пониманием себя, тот, чья самостоятельность в быту жёстко ограничивалась, будет иметь сложности с самообслуживанием... Это и есть травмы развития.
Важный нюанс: часто то, что ребёнок не успел на одном этапе, он успевает «добрать» на последующих. Поэтому ситуативно неблагоприятная среда, которая позже становится благоприятной, необязательно навеки травмирует ребёнка. Проблемы возникают тогда, когда среда является хронически неблагоприятной для формирования чего-то. В этом случае человек вырастает, так и не решив некоторые задачи развития. Иногда с этим вполне можно жить, не особо страдая. Но иногда это существенно снижает качество жизни. К примеру, несформированное представление о базовой безопасности мира означает, что человек живёт в постоянном страхе и даже ужасе, несформировавшаяся устойчивая привязанность с главным взрослым приводит к сложностям в построении любых близких отношений, невозможность проявления инициативы ведёт к вине и страху за любые выборы и действия...
Хорошая новость заключается в том, что «добрать» то, что не успелось, возможно и во взрослом возрасте. Хорошая новость номер два заключается в том, что если человек выжил и не находится в клинике, значит, он получил от среды достаточно для того, чтобы жить дальше. Загвоздка заключается в том, что многое из того, что не успелось, возможно пройти и сформировать исключительно в отношениях, причём не просто в отношениях, а в отношениях, которые будут этому способствовать, а не препятствовать. Загвоздка номер два заключается в том, что никто из окружающих не обязан быть другому взрослому мамой или папой. Именно поэтому и возникает потребность в терапии. Потому что терапия начинается именно с формирования особого рода устойчивых доверительных отношений.
А теперь вернёмся к желанию «проработать по-быстрому» травмы. Чтобы сформировались отношения, которые станут поддерживающей средой, необходимо время. А ещё для формирования любых навыков, любых психических функций необходимо время. Да, в терапии это обычно происходит быстрее за счёт того, что человек попадает в терапию не чистым листом. Он что-то успел получить в той среде, в которой рос, просто не получил в нужной степени, поэтому теперь ему нужно взять лишь недополученное. Но это не отменяет того факта, что взять мгновенно невозможно. Как невозможно освоить младенцу то, что должен уметь трёхлетка, как невозможно выносить ребёнка не за девять, а к примеру, за три месяца, как невозможно пятилетке пройти шторма пубертатного периода. Невозможно за две, за три, даже за десять встреч поверить в то, что мир тебе не враг, если всю жизнь убеждался в обратном. Невозможно за десять встреч выстроить привязанность, пройти разочарования и идеализацию, прожить сепарационную тревогу. Невозможно решить задачи развития, на которые в детстве при наличии поддерживающей среды уходят годы, за пару сессий. Соответственно и травмы развития не «прорабатываются» по-быстрому. Никак. Совсем никак. Увы.