Лариса проснулась рано, но не смогла открыть глаза, веки слиплись и не хотели подниматься. Она утерла их своими маленькими кулачками. Да, сорока пятилетняя женщина была похожа на подростка, да и выглядела она моложаво, больше тридцати лет ей никто не давал.
Поселившись в этом поселке, до сих пор не может понять, почему всех интересует ее возраст, семейное положение. Много было вопросов, почему она уехала из города. Она ничего никому не говорила, поэтому, вероятно, ее прошлая жизнь обросла слухами.
Непонятно почему, она должна каждому встречному объяснять, что ремонтом дома заниматься не собирается. Так и хотелось закричать:
- Сняла я его на время, - Лариса собиралась пожить здесь всего месяц, но вот и зима на исходе, а возвращаться ей некуда.
Соседка у нее очень дотошная и хитрая, всегда начинает издалека. Сначала рассказывает, как она здесь очутилась. Лариса никогда не поверит, что женщина с вечно засаленными волосами в грязном застиранном халате могла когда-то жить в городе. И говор у нее самый настоящий деревенский.
А это «чаво ты пригорюнилась, раскисла?»
- Я прижилась и ты приживешься, научишься всем давать отпор, иначе загрызут. Ты дом-то купила? А то чаво я тебя подучиваю?
- Нет, - Лариса отрицательно покачала головой. Она открыла рот, чтоб рассказать все подробно, но потом передумала. Кто ей поверит, что она здесь скрывается от матери, а не от мужа.
После того, как Лариса одной из женщин сказала, что она здесь работает, без дела не сидит, чего про нее только не наговорили. И надо же было такое предположить, что она зарабатывает своим телом.
- Бабоньки, городские, они ушлые. Для них переспать с чужим мужиком – пара пустяков, совсем стыд потеряли. А все почему? Да никто там никого не знает. Сестра говорит, что соседей на одной лестничной площадке знает только в лицо, а как их зовут, чем занимаются, ей нет никакого дела. – Лариса не была свидетельницей этого разговора.
Так получилось. Привыкшая ходить по асфальтированным дорожкам, по тротуару, под ноги себе не смотрела. В тот день пошла в местный магазин, хотя Наталья, теперь уже бывшая коллега по работе, как-то обронила, что там все дорого, много просроченного, а торгуют этой продукцией по бешеным ценам. Лучше съездить в райцентр, там дешевле и качественней.
Но не поедет же Лариса за килограммом муки? Яблок в саду много насыпалось, решила испечь себе печенье к чаю. Работа ее начиналась в десять, а магазин у них открывается в девять. Очень торопилась, опаздывать нельзя. Где она еще такое найдет, лежа на диване щелкает пальцами по клавишам.
Раньше она работала в офисе, каждый день ходила на работу, иногда приходилось задерживаться после нее, чтоб угодить начальству.
Так вот Лариса торопилась в магазин, какой-то камешек попался ей в танкетки. Облокотиться было не на что, вот она практически на одной ноге допрыгала до угла здания, чтоб ей было легче освободиться от боли.
Женщины, ждавшие открытия, гудели, как улей. Сначала ничего не разобрать, и вдруг один громкий голос стал открывать всем глаза на Ларису. Пришлось выслушать до конца.
- Но почему люди такие фантазерки и сплетницы?- Совсем о ней ничего не знают, но начинают выдумывать. Выходить из своего укрытия и всем доказывать, кто она такая, женщина не собиралась. Когда все вошли в здание, Лариса вышла из-за угла. Пропало желание приобрести муку.
Свежие яблоки еще полезней, а мучное вредно не только для фигуры, но и для здоровья. Всю дорогу до дома Лариса себя успокаивала. Соседка у нее часто мотается в райцентр, вот ей и закажет.
А люди пусть судачат, на то им языки даны, как всегда ей говорила мать. Главное то, что она этого больше не будет слышать…
Надо бы встать, промыть глаза, но в темноте может на что-то налететь. Она еще не умеет здесь на ощупь двигаться. Рука дотянулась до флакона с молочком для лица. Векам оно тоже не помешает.
Пришлось еще около получаса поваляться. Неужели заболела? Эта мысль не давала ей покоя весь день. В теле ни ломоты, ни боли не было, списала все на воду, слишком много прошлым вечером выпила на ночь.
Посмотрела на часы, она успеет еще что-нибудь приготовить себе на обед. На завтрак у нее кофе и бутерброд с маслом. С детства была приучена к этому. Пока резала мяса и чистила картошку, пропустила два вызова. Ей не надо смотреть на дисплей. Один от матери, второй от Наташки. Та, как всегда интересовалась, не сыплется ли избушка ее матери. Лариса стала догадываться, что Наталье мать надоела, и она ее, как потеплеет, привезет обратно.
Но ей ответила первой.
- Лар, представляешь, Игорь уволился. – Да такому она никогда не поверит, бывшая коллега ее решила разыграть. А, может, вызвать ревность? Такой работник, как Игорь, не прыгает с места на место, тем более он всегда был на хорошем счету у руководства, постоянно получал премии, за что его ставили в пример всем сотрудникам.
- Ты хочешь, чтоб я расплакалась? – Ларисе Игорь нравился. Одно время между ними начинались отношения. Игорь снял квартиру, чтоб родители с обеих сторон не вмешивались в их жизнь. Но мама, как только Лариса ей сказала об этом, закатила скандал, в пору дочери бежать из дома, что она и сделала.
- Нет, я просто подумала, а не к тебе ли он собрался. Вдруг вы тайком переписываетесь и перезваниваетесь. Ты ж у нас скрытная.
- А, может, ему премию урезали, Игорь – мужчина обидчивый. Ладно, Нат, мне пора уже работать.
- Ну признайся же, вы еще не порвали до конца свои отношения? – Но Наташке-то какой интерес. Как в таких случаях говорят: глубоко замужем, двое детей, один школьник, второй студент. Вот уж женское любопытство.
- Успокойся. Тебе ли не знать, почему я себя заточила в этой глуши. – Телефон отключила. С матерью надо обязательно поговорить, иначе она не отстанет от нее весь день, будет отрывать от работы. А сегодня у Ларисы клиентская база большая, может не успеть до вечера.
- Мам, ты чего хотела, только скорехонько, у меня времени в обрез. – Она знала, что от матери не так-то легко отвязаться, как затянет свою пластинку, не переслушаешь, замучаешься поддакивать и отвечать на вопросы.
- У тебя и нет времени? Чем же там ты занимаешься?
- Ты говори, что ты хотела сказать.
- Деньги мне нужны. Месяц уже прошел, а карта пустая. Где твое обещание? – Ну кто Ларису тянул за язык? Она же не думала, что все это всерьез. Должна же была мать подумать, что дочери деньги с неба не сыплются. Зачем похвалилась, что много зарабатывает. Но это все было сделано только потому, чтоб мать от нее отстала, дала спокойно уйти из дома.
- У меня только аванс, зарплата еще не пришла, бывает часто, что задерживают.
- Не надо плакаться. Знаешь, что с нового года квартплата выросла. А ты здесь прописана. – Лариса знала, почему мать на нее ополчилась.
– Это все? Сканируй квитанции, буду сам их оплачивать.
- Нет, не все. Лева приехал. Хочет с тобой встретиться. – Мать никак не успокоится. Лариса догадалась, что Левка приехал не по своей воле. Бывшая теща замучила его звонками. – Скажи адрес, вам надо с ним переговорить.
- Все уже давно переговорено. Меня для него нет, я об этом тебе еще пять лет назад сказала.
- Одумайся, - Лариса отключилась. Все, настроение ей на весь день испорчено. Опять двое мужчин, которые ее жизнь превратили в кошмар, заставили покинуть привычный для нее мир. Это как же надо насолить женщине, чтоб она сбежала в эту глушь?
Левка. Разве думала Лариса, что этот уважительный, обходительный мужчина, который до замужества с нее сдувал пылинки, почти сразу после свадьбы превратится в тирана. Руки никогда на жену не поднимал, но он мог так унизить жену, что неделями ее глаза не высыхали от слез.
А каким мстительным он был? Стоило ей только сказать одно слово против, в унитаз летело все, что Лариса готовила. Она всего один раз задержалась с подругой, с которой давно не виделись, потому что Иринка живет в другом городе, только в отпуск приезжает к родителям, и то дня на три, не больше.
Женщины сидели в кафе, вспоминали свою беспечную школьную и студенческую жизнь. Насмеялись вдоволь. Лариса возвращалась домой, улыбка не сходила с ее лица. Но муж не открыл ей дверь, отправил туда, где была. На следующий день сменил замок.
Мать же сама унижалась перед зятем, упрашивала, уговаривала, что с женой так поступать нельзя. А как он ее чуть не спустил с лестницы? Уже забыла? Лариса в тот же день собралась подать на развод, опять мать вмешалась: не надо смешить людей.
- Дочка, люди годами притираются друг к другу, а потом живут счастливо. Вот родишь Леве ребеночка, он сразу станет другим.- Именно этого молодая женщина боялась. Если она сейчас неумеха, нерасторопная, грязнуля. Всего не перечислишь, какими словами обзывал ее муж. А с ребенком на руках, куда ей бежать. С ним до утра на скамейке не просидишь. Поэтому Лариса строго следила за тем, чтоб не забеременеть.
Бог услышал ее молитвы. Она его просила, чтоб муж нашел себе любовницу, иначе мать ее не поймет, почему дочь хочет расстаться с Левкой.
Теплым осенним вечером Лариса неспеша возвращалась домой, почему-то ноги ее повели в противоположную сторону. Дошла до соседнего дома и опустилась на скамейку. Как вспомнит, что ее дома ждет, начинает дрожь пробирать. Женский смех заставил ее отвлечься, Лариса повернула голову. Муж шел с дамой, которая жестикулируя о чем-то эмоционально рассказывала.
Это еще ни о чем не говорит. Старые знакомые встретились, идут, мило беседует. И вдруг Лев, ну точный зверь, притянул к себе женщину и начал осыпать поцелуями. Спас только телефон, успела запечатлеть на него этот эпизод. Мать долго не могла смириться, что дочь ушла от мужа.
Она до сих пор зависима от чужих мнений. Спала и видела, что все вокруг осуждают ее за то, что неправильную дочь воспитала. Спасибо, муж уехал с этой женщиной, сам подавал на развод.
Лариса осталась на прежнем месте работы. Игорь был видным мужчиной, но женщин избегал. А вот с Ларисой мог заговорить, пригласить вместе отобедать, мог проводить до остановки. Как-то само собой между ними начались отношения. Игорь знал, что Лариса в разводе.
Не скрыл от нее, что он одно время сожительствовал с женщиной, но до ЗАГСа не дошли, слишком разные по характеру. Сожительница постоянно тянула одеяло на себя. И вот договорились попробовать вместе пожить. Игорь снял квартиру, не хотел, чтоб его родители вмешивались в его жизнь.
Ей пришлось признаться матери, что она встречается с мужчиной. Мать не интересовалась, кто он, где познакомились, чем занимается Игорь, но зато она столкнулась с бурной материной фантазией. У Ларисы голова шла кругом, когда мать начала описывать их совместную жизнь. В ее воображении он обязательно будет хуже бывшего мужа дочери.
- Мам, хватит, а то нам придется уезжать из города. Может, на этот раз не все так плохо будет с моей жизнью.
- Ты хочешь, чтоб я опять страдала от сплетней, которые еще не утихли вокруг тебя? Я хочу, чтоб ты была со мной. Неужели ты бросишь мать ради какого-то мужика. – Ларисе долго пришлось доказывать матери, что она уже не девочка, пропустила тот возраст, когда могла бы сама стать матерью.
-Мне кажется, каждая женщина в твоем возрасте мечтает стать бабушкой. У нас с Игорем есть еще возможность стать родителями. Слышала про ЭКО. Девчонки на работе сказали, что современная медицина творит чудеса. Не лезь, прошу, дай мне возможность самой устроить личную жизнь.
Мать решила сменить тему.
- А когда ты меня познакомишь с Игорем?- На кухне, где Лариса с матерью пили чай, повисло молчание. – И какие у вас планы?
- Сначала поживем вместе, а там видно будет. – Жить без штампа для матери все равно, что заниматься позорной древней профессией. Что-либо доказывать матери было бесполезно Ей скорей надо убегать из дома. Иначе Лариса здесь зачахнет и старость встретит в одиночестве.
Рассказав об этом Игорю, поняла, что он не одобряет ее поведения. Он тоже не доволен родителями, но никогда их не обижал. Вот после этого разговора с мужчиной Лариса решила круто изменить свою жизнь. Было огромное желание уехать за тысячу километров от дома. Но на работе часто сотрудники вели разговор о родителях.
Наталья пожаловалась, что придется мать забрать к себе, слишком часто стала болеть. А ездить каждую неделю к ней, возить по поликлиникам у женщины не было ни сил, ни времени.
- Забрать-то заберу, а вот дом жалко. Добротный он, еще много лет простоит.
- Так продай, хорошо с него возьмешь, - посоветовал кто-то из коллег.
- Продать легко, а вдруг они не поладят с Мишкой. Мать зятя никогда не жаловала. Вот бы сдать кому-нибудь… Да кто поедет в деревню. У нас там никаких удобств, все на улице. – Лариса ухватилась за мысль, которая промелькнула у нее в голове. В конце рабочего дня подошла к Наталье и напросилась на квартиру на месяц.
- Может, мать поймет, как ей одиноко без меня, оставит меня в покое. – Коллега ее не отговаривала, это вполне понятно. Кроме того, что за домом будет пригляд, еще и копеечка потечет в карман.
Матери Лариса соврала, сказала, что ее отправляют в длительную командировку.
- Почему именно тебя? Других нет сотрудников?
- Я не замужем, детьми не обременена. – Мать дня два подулась, потом смирилась На работе, при увольнении ей посоветовали стать оператором калл-центра. Другого выхода у Ларисы не было. И вот она скрылась от матери, от мужчин, которые ее не сделали счастливой.
Но и здесь ей пришлось жить отшельницей, старалась никому не попадаться на глаза, общалась только с соседкой, и то по необходимости.
Рабочее время близилось к концу. В обед опять перекусила бутербродом с маслом. А вот на ужин надо что-то жидкое приготовить. Уже начала смаковать суп из пакетика, приготовление которого не займет много времени. Вдруг услышала в сенях какой-то шорох. На мышиный не похоже. Так неслышно к Ларисе могла входить только соседка.
Не успев прикрыть за собой дверь, Надежда с ходу начала:
- Собирайся, я пирожков настряпала. Хватит вечера коротать в одиночестве. Петька поехал брата встречать. Посидим вчетвером, отметим это событие. Лешка нечасто нас балует. Прошлый раз был лет десять назад. – Лариса никак не могла понять, она-то тут при чем. Гости едут к соседям, а она с какого боку должна составить им компанию?
- Надь, мне сейчас не до гостей. Ужин надо варить.
- Какой ужин? Наешься до отвала, еще и собой унесешь, говорю же, целый тазик напекла. – Лариса поняла, что от соседки не отвязаться. С нее не убудет, если с часок посидит. Она накинула на себя ветровку. Переодеваться ей не надо, она привыкла к тому, что дома должна выглядеть так же, как будто нарядилась на вечеринку.
Волосы пришлось заколоть на затылке. Под платок, как Надежда, она их никогда не прятала. Женщины посмотрели в трюмо, что стояло в прихожей и вышли.
Не дойдя двух метров до соседского дома, путь им преградила машина. Петра Лариса узнала сразу, хотя видела его пару раз, а второй мужчина выглядел элегантно. Сразу видно, что не из ближней деревни, а откуда-нибудь из столицы. Приятный человек, представился. Как-то с первой минуты расположил Ларису к себе.
За столом они с Алексеем сидели друг на против друга. Мужчина за ней ухаживал, это женщине льстило, но неужели он не видит, что Лариса ест, как птенчик. Отказаться было неудобно. После застолья сели играть в лото, что было новым для нее.
Лариса привыкла ложиться в одно и то же время, поэтому зевоту скрыть не смогла. Алексей вызвался проводить женщину до дома. Отказа он не принял, джентльмен же. Но около калитки они постояли минут пять, мужчина напросился к ней на следующий день в гости. Отказать не могла.
- Только угощать мне вас нечем, я весь день за ноутбуком провожу. Такая вот у меня работа.
- Я же в гости приду, а не на ужин. Прогуляемся по поселку, давно я не был дома. – Лариса подняла на мужчину усталый взгляд.
- Я тоже не гуляла, кроме магазина, нигде не была.
Следующим вечером они познакомились ближе, каждый рассказал о своей жизни, которая осталась там, за бортом. Алексей не походил ни на одного мужчину, с которыми ранее была знакома Лариса. Ей показалось немного странным, что мужчина спрашивал ее мнения по любому поводу. Не всегда их взгляды совпадали, но никакого раздражения у мужчины не вызывали, он старался мягко объяснить Ларисе, что так и должно быть, это вполне естественно.
Две недели пролетели, как один день. Алексею нужно было уезжать, они обменялись телефонами. Созванивались каждый вечер, причем по видеосвязи.
Как только растаял снег, появились первоцветы, он приехал за Ларисой. Нет, это не было неожиданностью для женщины. Все было оговорено заранее. Прежде чем уезжать в далекие края, Лариса с мужчиной заехала к матери попрощаться. Первый вопрос был:
- А как же я? Кто мне будет помогать финансово? – Алексей улыбнулся будущей теще и сказал, что они ее не бросят.
Ларисе немного было стыдно за мать, которая не пожелала дочери счастья, продолжала думать только о себе. Хорошо, что еще не напомнила про бывшего мужа, который чуть не растоптал ее жизнь. Впереди женщину ждет настоящее счастье, которое ей улыбнется, благодаря Алексею.