Найти тему
Синема - графия

Три момента, на которые я обращаю внимание в фильмах про путешественников во времени

Оглавление

Почему в фильмах "путешественники во времени" так странно ведут себя при перемещении как во времени, так и в пространстве?

Я люблю смотреть фильмы и сериалы, где происходят различные "метаморфозы" со временем. Это и попадание из настоящего в будущее, и из настоящего в прошлое, и ускорение времени, и его зацикливание.

кадр из фильма "Ловушка времени"
кадр из фильма "Ловушка времени"

Пусть даже некоторый фильм или сериал очень низкого качества, но мне интересно наблюдать за тем, как режиссеры и сценаристы реализовали сам факт перемещения во времени.

Конечно, обязательно принимается во внимание жанр фильма. Если это комедия, то очень многое списывается именно на необходимый для комедий юмор. Если это драма, то уже хочется полнейшей "проработки" факта перемещения, чтобы наблюдать за рациональностью действий главного героя в сложившихся ситуациях.

кадр из фильма "Жена путешественника во времени" 2009
кадр из фильма "Жена путешественника во времени" 2009

Но вот есть три явления, которые чаще всего меня смущают как зрителя, который пытается погрузиться в "атмосферу", чтобы принять фильм.

1. Главный герой воспринимает перемещение как за нечто должное.

Конечно, мы понятия не имеем, как повели бы себя, переместившись во времени (это не вяжется с законами физики), но можем себе представить такую картину.

Шли мы по улице, зазвонил смартфон, нажал на "прием" и ... раз, два, три ... оказались, например, в 1975 году.

Что делать в этом случае?

Наверное, первая реакция - "А не сошел ли я с ума?". То, что мы переместились во времени, это можно сразу увидеть по изменениям. Если же перемещение было не особо далеко в прошлое, то можно даже примерно угадать со временем, например: "Похоже, что я где-то между пятидесятыми и восьмидесятыми годами того века. В СССР".

От невероятности происходящего наверняка затрясутся руки, возможно, будет обморок, дыхание точно станет неравномерным.

Но нужно успокоиться, нужно немного пройтись, чтобы убедиться, что это не помешательство.

А в кино всё проще - "попаданец" удивился, изумился и принял за должное.

кадр из фильма "Овечка Долли была злая и рано умерла"
кадр из фильма "Овечка Долли была злая и рано умерла"

Всё. Пошел искать выход обратно.

2. Что будет делать человек, попавший в прошлое?

Вот, например, оказались мы обозначенном 1975 году. Я думаю, что любой человек, который оказался на том же месте, но намного раньше, отправился бы "искать связи" со своим реальным настоящим.

К примеру, это его родное село, его родной город, его родная улица. Какая первая мысль? Посмотреть на своих молодых родителей. Или посмотреть на юного себя. Или на взрослого себя. Или найти дедушку и бабушку. Или первую любовь.

Но в любом случае ноги сами бы потянули туда, где в прошлом есть что-то знакомое, за что можно зацепиться.

Или нет?

Понятно, что если то место, где оказался герой, никак не связано с его прошлым, то тут понятно.

Также и сама "глубина" перемещения влияет на поведение. К примеру, попал он в 18-й век. Пусть даже в тот же город.

А вот что мешало главному герою фильма "Стрелец неприкаянный" найти себя в прошлом, чтобы изменить будущее?

-4

3. Забывают про "эффект бабочки"

Пусть не всегда, а лишь иногда, но забывают.

Но тут, конечно, всё зависит от самого замысла фильма. Где-то весь фильм строится на "эффекте бабочки", когда главный герой меняет своё прошлое, чтобы изменить настоящее.

кадр из фильма "Бойфренд из будущего"
кадр из фильма "Бойфренд из будущего"

Но иногда бывает, что последствия поступков в прошлом сценаристы забывают. Особенно, если прошлое не особо и связано с настоящим (или будущим).

И опять же мы можем лишь предполагать "глубину последствий", так как "реальных фактов" никогда не будет.

***

Наверное, одним из самых идеальных фильмов, где продумана "игра времени" является наш советский фильм "Зеркало для героя".

При попадании в прошлое (в 1949 год) два главных героя не приняли случившееся за должное, они в панике стали пытаться вернуться в своё настоящее, так как был страх "чужого времени".

-6

Поняв, что это сделать нельзя, они решили воспользоваться моментом, чтобы увидеть себя и родителей. Один главный герой познакомился с самим собой (с маленьким), а второй - он пошел в родительский дом, где его молодая мать должна была его родить.

А далее весь фильм мы наблюдаем то, ради чего и случилось это "путешествие в прошлое". Один из главных героев, Сергей, своими глазами увидел и понял, почему его отец в будущем будет иметь взгляды на жизнь, которые противоречат взглядам будущего молодого поколения. Нужно было лишь побыть среди людей 40-х годов, чтобы понять, какие у них были идеалы, ценности, мысли.

Второй герой фильма, Андрей, в прошлом пытался изменить своё будущее.

И им обоим мешает "зацикливание" времени, которое, видимо, было для того, чтобы наши герои в прошлом в полной мере прочувствовали дух и поступки людей того времени.

***

Но это просто всё мои личные зрительские "видения" фильм про перемещения во времени. Понятно, что в зависимости от сюжета что-то реализовать практически невозможно (например, из-за ограниченности хронометража), а что-то лучше вообще не реализовывать (если это простенькая комедия на один раз).

Хотелось бы спросить тех, кто тоже любит фильмы такого жанра (или просто смотрел их) - Какие "несостыковки" со временем часто можно увидеть в подобных фильмах? Например, в речи тех, кто живет в 19-м веке могут встречаться слова "из будущего".