Триумфальное возвращение Деми Мур, шквал мемов и обсуждений в сети и приз в Каннах за лучший сценарий. “Субстанцию” вы точно забудете не скоро) Француженка Корали Фаржа создала фильм, кадры которого еще долго будут вас преследовать, как в хорошем смысле (там есть очень красивые визуальные решения), так и в плане - как бы это уже развидеть…
Пара слов про сюжет. Стареющая дива Элизабет (Мур), ведущая на ТВ программу по аэробике, сталкивается с тем, что продюсер (Дэннис Куэйд) хочет найти ей на смену кого-то помоложе. Героиня, вся история успеха которой была связана с ее внешними данными, решается принять таинственный препарат, предлагающий сделать “лучшую версию себя”. Так на свет появляется молоденькая красотка Сью (Маргарет Куолли). Но как это часто бывает в “сказках”, у любого волшебства есть правила применения, и, конечно, скоро, их нарушат, что приведет к весьма печальным последствиям.
Если начать с общих впечатлений, то фильм выглядит шикарно. Он работает в меньшей степени с диалогами, а в большей с визуальным рядом - картинка частенько говорит сама за себя, не требуя дополнительных объяснений. Фильм идет больше двух часов и первая половина или даже две трети действительно очень затягивают, хотя уже там будут неприятные физиологические моменты. Не могу, к сожалению, того же сказать про финальный отрезок, потому как, на мой взгляд, там неоправданный переизбыток бодихоррорных элементов. И дело не в том, что это смотрится пугающе (неприятно, не более), в начале вкрапления бодихоррора выглядели эффектно из-за их редкости, при переборе, на мой взгляд, впечатление теряется (для меня по крайней мере). Последние минут сорок я по большей части смотрела с недоумением. Смысл высказывания автора уже давно был понятен, к чему его в финале было настолько “разжевывать” - не знаю. Мне кажется, более тонкая, открытая концовка вызвала бы больше эмоций. Здесь же - да финал, конечно, запомнится, но у меня лично никакого катарсиса от него не было, а хотелось бы) Идея фильма ведь актуальная.
Теперь про идею и ее воплощение. Ну, конечно, из описания уже понятно, о чем пойдет речь. Объективация женского тeла, помешанность на красоте, эйджизм в отношении женщин - это все плохо. И режиссер нам об этом кричит с первых минут фильма и рассказывает историю в подтверждение. И вот история лично для меня работает не очень. Во-первых, я не смогла от души посочувствовать главной героине. Тут не вопрос к Деми Мур - она шикарная, она проделывает просто огромную актерскую работу, показывая, что в 60 лет не растеряла не только красоту, но и с актерскими способностями у нее все отлично (ждем номинацию на Оскар, я думаю). Здесь у меня вопрос к тому, как прописана героиня и к ее реалистичности. Нам показывают диву 50 лет, у которой нет НИКОГО из семьи, друзей, просто знакомых. Я не знаю, мне лично это представить ооочень сложно. У публичных людей всегда есть некий круг как минимум знакомых, мне непонятно, что там с семьей, здесь никак не заявили, почему у нее не сложилась личная жизнь. Героиня, по сути, функция - стареющая дива, которая к 50 годам ничего из себя не представляет. Жалко ли мне ее? Ну, иногда (есть несколько прям сильных сцен), когда она ведет себя и реагирует на ситуации как живой человек, а не как нужно по сценарию. Потому что примерно со второй половины фильма героиня превращается в клиническую идиoтку. Да, перфоманс у Мур тут хорош, но мне очень сложно сопереживать настолько глупо ведущему себя человеку.
Второй момент, за который я зацепилась, я не совсем понимаю, что это было по жанру. Я осознаю, что у этого фильма много условностей. Мы с мужем поначалу то и дело задавали вопросы: как героини научились делать инъeкции, зашивать раны, как могут принять на работу человека без документов, какое, вообще, время (шоу, на котором происходит действие, явно в стиле 80-х, но при этом у всех смартфоны), на каком этаже находится квартира героини и как на этом же уровне смогли повесить рекламный щит)))) Ну ладно, допущения - я смирилась. Вплоть до кульминации, где логика совсем уже покинула фильм… Понятно, что это для красивой развязки, но это все было настолько странно… Именно странно. Я понимаю, что в этом фильме есть моменты сатирического преувеличения, но они сочетаются с вполне реалистичными ситуациями и реакциями. Для меня баланса сатиры и реальной проблематики не случилось, одно то и дело мешает другому.
Не знаю, может, история не сильно для меня работает, поскольку я в принципе никогда не считала, что красота - это некий мой капитал, от потери которого я буду страдать. Возможно, для многих женщин это действительно воспринимается как ужасная трагедия. Для меня как человека, много лет работавшего эйчаром, гораздо больший хоррор, что ты в 40-45 лет не можешь найти работу, поскольку все хотят сотрудников до 35. А до пенсии, вообще-то, еще 20-25 лет. И ты со своим профессиональным опытом и отличным послужным списком никому не нужен. Вот такой хоррор я бы прочувствовала))
Стоит ли посмотреть “Субстанцию”? Определенно, да. Это очень качественно сделанное кино, визуальный ряд точно оставит сильные впечатления. Приятно посмотреть на возвращение звезд 90-х Мур и Куэйда (интересно, что фильм подчеркивает, что вот такой же вышедший в тираж в плане внешности мужчина - это норм, в отличие от женщины). Маргарет Куолли тоже очень хороша - я видела ее до этого только у Лантимоса: в “Бедных-несчастных” у нее была совсем небольшая роль, а вот в “Видах доброты” (в последней части) уже поинтереснее. Да, если любите поглощать чипсики или пиццу под просмотр фильма, то под “Субстанцию” постарайтесь все съесть в начале, во второй половине вам вряд ли поедание пищи доставит удовольствие)))
А у вас какие впечатления от этого фильма?