Думаю, что все мы, взрослые знаем, что самое сложное - это тренировка детей. Главный фактор в таких тренировках - это игровой элемент, чтобы удержать внимание детей на самом предмете тренировок. И это абсолютно верно.
Тем не менее есть и другие факторы, которые необходимо знать, чтобы правильно тренировать детей. Важнейшим из таких факторов является знание о развитие нервно-мышечной системы детей и понимание того, что такое композиция мышечных волокон (быстрые и медленные, окислительные и гликолитические) и как эти мышечные волокна развиваются по мере взросления детей, а также понимание, как тренировать (развивать) эти мышечные волокна, а также знание ограничений в развитии мышечных волокон ребёнка в зависимости от его возраста.
Прочитать о композиции мышечных волокон можно здесь https://dzen.ru/a/Zgwxq1wrHl4HJeI1
В данном случае рассматривается научный подход к развитию и тренировке ребёнка до полового созревания и даются общие принципы таких тренировок. Конкретика - это уже вещь индивидуальная для каждого малыша или подростка.
В некоторых своих интервью и лекциях, профессор Виктор Николаевич Селуянов рассказал о теории развития мышц детей, которая уже подтверждена рядом опытов и исследований, проведённых учёными. Заключается эта теория в том, что для каждого определённого возраста ребёнка есть определённое развитие мышц тела, а точнее мышечных волокон в теле. Повторюсь в каждой мышце тела сосуществуют множество разных мышечных волокон, что называется их композицией.
Подчёркну, что речь идёт о развитии мышечных волокон, так как при рождении они уже сформированы, но не развиты.
Выглядит это так.
От 0 и до 4 месяцев - неопределённая мышечная композиция
с 4 месяцев начинает развитие окислительных мышечных волокон. Это важно понимать. Развитие идёт до пубертатного периода(полового созревания), т.е. примерно до 13 -14 лет, после чего идёт взрывной рост и развитие гликолитических мышечных волокон.
Таким образом, развитие гликолитических мышечных волокон до пубертатного (полового созревания) периода происходит так как заложено генетически, т.е. они уже начинают формироваться, начиная с одного года развития ребёнка.
Почему бурный рост гликолитических мышечных волокон начинается только после полового созревания?
По теории, которая подтверждается уже многими исследованиями, до полового созревания человека информация в гликолитических (быстрых) мышечных волокна заблокирована, и соответственно, развития этих мышечных волокон не происходит. Повторюсь, гликолитические мышечные волокна частью уже сформированы и рост их продолжается, как заложено генетически, но информация к их физическому развитию закрыта до наступления пубертата. Проще говоря, тренировать (гипертрофировать) гликолитические мышечные волокна у детей до пубертата невозможно.
Отсюда можно сделать выводы.
В физическом развитии ребёнка до пубертатного периода(полового созревания) можно тренировать и гипертрофировать только окислительные мышечные волокна, так как только эти мышечные волокна могут развиваться. А это значит, что надо использовать только одну форму выполнения упражнений на гипертрофию мышц - статодинамику. О статодинамике читайте тут https://dzen.ru/a/ZUDP3MvHd2eM4wC4
Также не имеет смысла, например, устраивать соревнования между детьми, кто быстрее или выносливее или сильнее. Причина проста. У нас имеются медленные и быстрые мышечные волокна. Как уже говорилось, их развитие у детей идёт по своим законам и задано генетически и изменить это нельзя. Поэтому, например, в беге, те дети, у которых больше быстрых МВ в ногах от рождения, будут всегда перегонять тех детей, у кого преобладают медленные МВ. Можно только тестировать детей отдельно для выявления композиции их мышечных волокон в данный период. Тоже относится к подтягиваниям и отжиманиям, так как рост гликолитических и окислительных мышечных волокон также непредсказуем (а они дают силу и скорость) и что так любят вводить в тренировки детские тренеры.
Ещё один аспект
Есть и ещё один момент, очень важный момент. Дети, когда начинают заниматься физической культурой, учатся и научаются выполнять упражнения, т.е. правильно включать мышцы, если упражнение незнакомое. И когда детский тренер говорит, что, мол, пришёл ребёнок и через месяц он уже отжимается от пола 10 раз, то это означает две вещи.
Первое, ребёнок научился включать мышцы для выполнения данного упражнения.
Второе. Ребенок в данное время и тот же ребёнок через месяц занятий - это два разных человека и по умственному и по физическому развитию. Проще говоря, ребёнок растёт и растёт по каким-то своим законам, возможно, определяемым генетикой развития.
Получается, что кроме тренировки(гипертрофии) окислительных мышечных волокон статодинамикой - основные упражнения для развития детей - это развитие гибкости, ловкости, координации. Такими упражнениями можно представить себе гимнастические упражнения разного вида. Это и кувырки и лазание по канатам, турникам, деревьям, те же классики и прыжки со скакалкой и т.д. и т.п. Упражнений множество. По сути, это напоминает советы для развития детей в дореволюционной России.
Главное - не требовать от детей делать эти упражнения на скорость исполнения, а делать их правильно, обдуманно и безопасно.
Если устраиваются соревнования, то они должны быть направлены не на то, кто быстрее или дальше или выше прыгнет, например, а на точность, обдуманность, гибкость и т.д. И конечно, это должна быть игра, чтобы задействовать мозг и мышление ребёнка. Также очень важно, чтобы ребёнок не закислялся, иначе будет вместо роста деградация мышц и травмы.
Для этого вернёмся к гликолитическим мышечным волокнам (ГМВ).
Вопрос. А что же делать с теми ГМВ, которые растут у детей до пубертата? Они же есть.
Ответ такой. Эти ГМВ можно тренировать на выносливость или, если по научному, на развитие в них митохондрий, которые и дают выносливость. Как? Читайте здесь https://dzen.ru/a/Ybh_TjjYLxCagz3Z
Так как окислительные мышечные волокна (ОМВ) у детей могут расти и развиваться, а значит тренироваться, то можно также придумать упражнения для развития этих МВ. Например, для развития ног можно использовать гусиный шаг в игровой форме. Главное - соблюдать условия тренировки ОМВ и самое важное из них - время под нагрузкой. Прочитать о тренировке окислительных мышечных волокон можно тут https://dzen.ru/a/ZNo6Nxqv5F5qlQfN
И когда ребёнок достигнет полового созревания и начнётся взрывной рост гликолитических МВ, то у него уже будет подготовлена база из окислительных МВ, а также хорошая нервно-мышечная координация. А это, в свою очередь, поможет избежать либо существенно уменьшить травматизм и разочарование от продолжение занятий физической культурой.
Здесь я написал об общих научных принципах тренировки детей. Зная эти принципы и используя конкретные методы тренировки, можно физически развивать детей до пубератата с отличными результатами и безопасно для здоровья.
Мои статьи по различным вопросам тренировок и здоровья можно найти здесь https://zen.yandex.ru/id/5d8f2057e6e8ef00b15b9dcb либо здесь ttps://vk.com/public202299788 либо здесь https://www.facebook.com/groups/582287459396397
Присоединяйтесь ко мне в телеграм https://t.me/Seluyanovtraining и в Whatsapp https://chat.whatsapp.com/BkR8QwhxTEEBYVT1aLi20G
Donation карта Мир 2202 2023 7452 1692