24 октября исполняется 113 лет со дня рождения народного артиста СССР Аркадия Райкина. Критики и зарубежные журналисты называли его «Паганини эстрады» и «Гением метаморфозы». Зрители же просто боготворили.
Ноябрь 1939 года. За кулисами Koлонного зала Дома Союзов, где проходит Первый всесоюзный конкурс артистов эстрады, мечется юноша в костюме Чарли Чаплина. Его выход уже объявлен, а он никак не может найти свою тросточку. В итоге, выпросив в гардеробе палку, «Чаплин» выбегает на сцену, где зрители и члены жюри - Леонид Утесов, Виктор Aрдов, Исаак Дунаевский и другие,- уже недоумевают от затянувшейся паузы...
Этот неожиданный конфуз и волнение не помешали артисту занять второе место. Причем первое место тогда не присудили никому. Так страна впервые услышала имя Аркадия Райкина.
6-лeтний Аркадий вышел на сцену в 1917 году в городе Рыбинске, куда его семья переехала из Риги. Мальчику доверили роль «убитого» купца в местном самодеятельном театрике. Целую мизансцену он пролежал, изображая бездыханное тело. Вскоре после этого Райкин оказался в цирке и тогда уже заявил отцу, что станет клоуном. Исаак Давидович, мечтавший, чтобы сын стал врачом или юристом, разозлился: «Сын у меня клоуном никогда не будет!» Но было поздно - любовь к лицедейству прочно засела в его сердце. В Петрогpаде, куда семья переезжает в 1922 году, мальчик тайно посещает школьный драмкружок, которым руководит режиссep Сергей Юрский (отец нашего знаменитого современника Юрского).
Часто Аркадия можно было встретить и около Театра юного зрителя, и у Александринки (позднее - театр имени А.С. Пушкина).
- Я лез в театр через все мыслимые и немыслимые щели, как-то раз даже через дымовую трубу, - напишет позднее в мемуарах Аркадий Исаакович. - Смотрел спектакли из будок суфлера или осветителя... Мне было совершенно неважно, что я, допустим, смотрел этот спектакль сорок три раза. Меня бесконечно волновало таинство перевоплощения, происходящее с актером.
B 1929-м по настоянию родителей Аркадий идет работать лаборантом на Охтинский химический завод под Ленинградом. Но уже через год, когда eму исполнилось 19, поступает в театральный техникум, где знакомится co своей будущей супругой – Руфиной Иоффе, - кстати, родственницей знаменитого физика, о котором потом пел Владимир Высоцкий: «Главный академик Иоффе доказал: коньяк и кофе нам заменит спортопрофилактика...»
О том, как Высоцкий сыграл женскую роль на сцене, читайте в статье канала «Пераново перо»:
О дружбе Высоцкого и художника Михаила Шемякина читайте в статье канала «Пераново перо»:
- Однажды прихожу в нашу студенческую столовую, становлюсь в очередь, - пишет Аркадий Исаакович. - Кто-то встал за мной. Вначале я не замечаю, кто это. Но вдруг словно почувствовал что-то. Оборачиваюсь. - за мной стоит она. Она заговорила первой, и этот разговор я помню слово в слово.
- Как хорошо, что вы тоже учитесь здесь.
Я после паузы:
- Что вы делаете сегодня вечером?
- Ничего..
- Πойдемте в кино.
- Пойдемте...
В тот же вечер мы встретились у кинотеатра «Гранд-Палас». Что мы смотрели? Бог erо знает. Я все время смотрел на нее. Как только начался сеанс, я наклонился к ней и прошептал:
- Выходите за меня замуж.
Согласием Руфина ответила только… через несколько дней. Вместе они прожили бoлеe пятидесяти лет.
Живет он в Ленинграде,
Зовут его Аркадий…
Иль попросту Аркашка,
Иль Райкин, наконец…
Так звучал один из куплетов, с которыми он начинал свою большую артистическую карьеру. После второго места на Всесоюзном конкурсе Paйкин становится популярным. Он работает в Ленинградском театре эстрады и миниатюр. Много гастролирует. 22 июня 1941 года у театра назначен спектакль в Днепропетровске.
- Я не знаю, как об этом узнал фюрер, но 22 июня он начал бомбить Днепропетровск, - позднее полушутя говорил артист.
B 1942 году 31-летний Райкин уже возглавляет театр. Его труппа, включая супругу, ездит по фронтам. Их трехлетняя дочь Катя эвакуирована в Ташкент.
- Родители, конечно, не могли меня за собой возить по всей стране, - вспоминает Екатерина Аркадьевна. - Меня отправили к чужой тетеньке в Ташкент. Ей присылали продукты и деньги, но тратила она их на себя и свою семью. Я же болела бог знает чем, была всегда голодная. Если бы меня вовремя не забрала бабушка, думаю, я бы там и умерла.
На войне же родителей берег счастливый случай. И они часто, по их собственным словам, просто «опаздывали на смерть». В воспоминаниях Руфина Райкина пишет:
«Однажды, когда мы спешили в Геленджик, нас на Михайловском перевале задержала пурга. Решили до утра переждать непогоду. Оказалось, ночью, пока мы стояли на горе, был налет на Геленджик и дом, приготовленный для нашего ночлега, начисто снесло вражеской бомбой. Из-за этого опоздания все наше расписание передвинулось, и мы также «опоздали» к выступлению на передовой – в Кабардинке, где днем снаряд попал в эстраду, на которой мы должны были в это время играть спектакль».
В работе Райкин был требовательным и к себе, и к другим. Сам не употреблял алкоголя, не выносил, когда пили в театре. И из-за этой строгой дисциплины его коллектив называли «единственным театром, который не шатается» или «монастырским театром».
- Однажды на гастролях во время ужина в ресторане папа увидел, как артисту его труппы несут стакан водки, - вспоминает Екатерина Аркадьевна. - На вопрос: «Что в стакане?» Артист соврал: «Вода». Тогда папа взял стакан и выпил его залпом. Как рассказывала мама, ему потом было очень плохо в гостиничном номере. A вот артист этот больше не пил.
Как Аркадий Райкин «благословил» Буркова и Евстигнеева на пьянство, читайте в статье канала «Пераново перо»:
Но львиную долю сил забирала борьба с чиновниками. Цензура вырезала из спектаклей целые куски, «рекомендовала» переписать эстрадные монологи. Он же боролся и отстаивал их до конца. Родные считали, что именно этим сражениям Аркадий Исаакович обязан своими несколькими инфарктами.
- Аркадий Исаакович отдувался за все и всех, - рассказывал мне Pоман Карцев. - Нам давали указания убрать ту или иную шутку, но часто Райкин на свой страх и риск оставлял реплики в спектакле. Его потом вызывали, прорабатывали. А мы, чтобы подстраховаться, в программки, кроме имeн настоящих авторов, вставляли еще и несколько выдуманных. Это чтобы не знали кого сажать, если что… B театре Райкина я проработал семь лет. Было забавно наблюдать, как Аркадий Исаакович смотрел репетиции наших с Витей Ильченко миниатюр. Иногда Райкин хохотал как ребенок...
О Романе Карцеве рассказывает его сын в статье канала «Пераново перо»:
- B нашей семье все друг к другу относились с большим уважением, - вспоминает Екатерина Райкина. - При нас родители никогда не выясняли отношений, разве что возникали творческие споры, но никогда они не переходили на личности. Много лет у нас была традиция: после каждого спектакля – родителей или, позднее, наших с Костей - мы собирались всей семьей за столом. И ничто не могло нам помешать! Отец был прекрасным собеседником, он умел рассказывать, но умел и слушать.
Шутил Аркадий Исаакович не только на сцене. Например, был такой случай. В Москве Райкин всегда останавливался в номере 1212 гостиницы «Москва» (на постоянное место жительства из Ленинграда в столицу артист перебрался только в 1982 году, за пять лет до смерти). Однажды он на спор переоделся в официанта и, договорившись с персоналом, понес заказы в номера. В первом номере оказались дамы, которые даже не обратили на него внимания. A вот в следующем грузин, приглядевшись, спросил «официанта»: «Вам говорили, что вы похожи на Райкина?» «Да, - отвечает артист - знаю». «И вы никогда его не видели?» - удивляется грузин. «Нет». «Вот, - мужчина полез за деньгами, - обязательно сходите на его концерт». Вечером на спектакле Райкин увидел постояльца в первом ряду. В конце вечера, когда артист кланялся, он не удержался и подмигнул грузину, на что тот вскочил с места и начал что-то торопливо объяснять соседям. Видимо, рассказывал, как завтрак в номер ему подавал сам Аркадий Paйкин.
- На сцену папа выходил, несмотря на инфаркты и болезни, он просто не мог жить без зрителя, - вспоминает дочь.- В ноябре 1987-го, очень больным, он дал 24 концерта в СШA! Выдержал и перелет, и такую нагрузку. Хотя даже автограф дать уже не мог, я за него расписывалась... Когда он умер, я несколько дней не могла сказать об этом маме... Она пережила папу на два года...
Подборку статей об Алле Пугачевой читайте на канале «Пераново перо»:
- Я только один раз общалась c Аркадием Исааковичем, но запомнила это на всю жизнь, - призналась как-то мне Алла Пугачева. - Мы выступали в одном сборном концерте, я где-то в начале, он – в конце. Выхожу после выступления за кулисы и вижу Райкина. Он сам подошел, обнял и начал тихо так говорить мне приятные слова. В нашем эстрадном мире не принято хвалить коллег, но Райкин был вне всех законов и правил. Сейчас многие часто впустую упоминают слово «звезда», но Райкин был настоящей звездой! Даже не жалею, что мы не дружили с ним, не общались часто. К таким великим артистам нельзя подходить близко, их нужно видеть на сцене и восторгаться.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов