Найти тему
BFM.ru

В Молдавии 3 ноября пройдет второй тур президентских выборов

По итогам первого тура ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов, но действующий президент Молдавии Майя Санду получает более 40%. Кроме того, на референдуме о вступлении Молдавии в ЕС за евроинтеграцию проголосовали 50,29% граждан, против — 49,71%, то есть голоса поделились почти пополам

   EPA/ТАСС
EPA/ТАСС

Обновлено в 18:05

Молдавия выберет президента во втором туре 3 ноября, так как ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов, сообщил ЦИК.

По итогам обработки более 99% протоколов действующий президент Молдавии Майя Санду получает на выборах 42,31% голосов. Бывший генпрокурор Александр Стояногло, критикующий Санду за политику конфронтации с Москвой, — чуть больше 26%. Остальные девять кандидатов — и того меньше.

Также, по данным ЦИК республики, на референдуме о вступлении Молдавии в ЕС за евроинтеграцию проголосовали 50,29% граждан, против — 49,71%. Такие данные названы после обработки 99% протоколов.

Президент страны Майя Санду уже заявила, что граждане Молдавии выразили свою волю, и большинство избирателей поддержали европейский путь республики. Она также вызвала Стояногло на дебаты для обсуждения будущего страны и пути ее развития и призвала лидеров проевропейской оппозиции поддержать ее во втором туре.

Комментирует директор молдавского Института эффективной политики Виталий Андриевский:

Виталий Андриевский директор молдавского Института эффективной политики «Ожидаемо, то, что лидером стала Майя Санду, она получила свыше 41% голосов, доходит до 42%. На втором месте Александр Стояногло, свыше 26%. Возможно, ожидали, что чуть-чуть больше получит Санду, чуть-чуть меньше получит Стояногло. Но в целом, как социологи говорят при опросах, в рамках погрешности этот результат принимается. Неожидаемым был результат референдума, сегодня он 50% на 50%. Еще не закончен подсчет, но выводы можно сделать. Да, это уже стопроцентно будет второй тур, окончательное решение будет 3 ноября. И тут очень важный момент, удастся ли Майе Санду, во-первых, мобилизовать свой электорат, как внутри Молдовы, так и за рубежом, во-вторых, удастся ли Майе Санду найти общий язык с другими проевропейскими политиками и партиями. Она не искала, обособилась, но это, наверное, даже не столько ее вина, сколько правящей партии, которые взяли на себя полную ответственность — нам никто не нужен, мы ни с кем не будем сотрудничать, поэтому это очень важно. И второе, удастся ли Стояногло сделать так, чтобы избиратели, которые голосовали за других кандидатов, перетекли к нему. Это тоже непростая проблема, потому что не все избиратели, которые голосовали за других, готовы поддержать Стояногло. Но тут тоже может сыграть свою роль избирательная сетка, подкуп избирателей, обещания избирателям. И сложно прогнозировать, насколько все это сработает».

Избиркому остается обработать данные с зарубежных участков, ранее сообщалось, что готовы 183 протокола из 231. Согласно статистике, за пределами Молдавии евроинтеграцию поддерживают почти 78% граждан страны, против — чуть более 22%. В России работали всего два участка вместо 17, открытых в РФ на выборах 2020 года. Из-за больших очередей их работу продлевали. Для сравнения — в Италии участков было 60, в Германии — 26, а в США и Румынии —16.

По словам председателя ЦИК России Эллы Памфиловой, для граждан республики, проживающих на территории РФ, было подготовлено только 10 тысяч бюллетеней, при этом, по данным молдавского МИД, их число превышает 300 тысяч человек. Об итогах выборов говорит политолог, глава коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» и директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко:

— Я думаю, что референдум как раз здесь более интересен, потому что он показывает технологии, которые использует правящая партия. То есть мы видим, что ЦИК управляем, и есть понятный ресурс — это зарубежные участки, которые практически никем не контролируются и где можно рисовать любое количество голосов. Понятно, что в каких-то пределах, но, по крайней мере, сейчас, видимо, они объявят, что большинство избирателей проголосовали за евроинтеграцию. И второй тур, если брать классическую логику противостояния, логично было бы предположить, что Санду там проиграет, потому что она получила около 40% голосов в первом туре, антирейтинг высокий, остальные голоса получили ее оппоненты. Но учитывая, что силовой и административный ресурс в руках, я думаю, что шансы 50% на 50%.

— С вашей точки зрения, насколько результаты референдума устроят российскую сторону в смысле внешнеполитических планов?

— Понятно, что это внутреннее дело Молдавии с одной стороны, но граждане Румынии, которые составляют большинство в руководстве Молдавии, сделали свой выбор в пользу вхождения в Румынию, что для них логично. Я думаю, что больших иллюзий у российской стороны по этому поводу и не было. Я единственное удивляюсь, у молдавской оппозиции была странная стратегия. То есть, с одной стороны они призывали не участвовать в референдуме по евроинтеграции, бойкотировать его, потому что там был порог явки 33%, какая-то часть оппозиции призывала к тому, чтобы голосовать против. В итоге на данный момент объявляются победителями сторонники интеграции в Евросоюз, но давайте называть вещи своими именами — в Румынию.

За вступление в ЕС, по данным ЦИК, проголосовали только в Кишиневе и восьми районах республики. Еще 24 района, а также в Гагаузии и Приднестровье высказались против. За изменение Конституции Молдавии, с тем чтобы там была прописана стратегическая цель евроинтеграции, необходимо простое большинство голосов. О том, как голосовали приднестровцы, рассказывает журналист и политолог, президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов:

Андрей Сафонов журналист и политолог, президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья «Голосование их было просто, они должны были поехать на территорию Молдовы, поскольку Приднестровье не подчиняется молдавскому законодательству и не развертывает у себя на территории избирательные участки для выборов и референдумов Республики Молдова. В данном случае можно сказать, что в Молдову поехали как люди, а их большинство, которые хотели сказать нет правлению Майи Санду и европейской, а точнее прорумынской интеграции, так и те представители националистически настроенных людей молдавской национальности, которые с начала 1990-х годов выступали против Приднестровья и ждали прихода кишиневских властей на приднестровскую землю. Этим объясняется то, что около 30% из числа проголосовавших приднестровцев, а эту цифру определяли уже на месте избирательные комиссии Республики Молдова, поддержали Майю Санду. Развертывать у себя избирательные участки Приднестровье не могло и не хотело по простой причине, тогда бы пришлось войти в правовое поле Молдовы, а это означает уже сдачу своих позиций. Людей, которые из Приднестровья поехали в Молдову голосовать, было мало, называлась к вечеру вчера цифра 14 тысяч приднестровцев. По референдуму сделали так, что будто бы 51 с небольшим процентом проголосовала за. Можно ли было накрутить в этой связи? Такой вариант исключать нельзя. Но в любом случае те цифры, которые получены властями Молдовы, это для них тяжелейший удар, и это показатель того, что все равно большинство людей Молдовы против Санду и против евроинтеграции, потому что без большого количества голосов диаспоры, проживающей на Западе, и этих цифр никто бы не получил».

По словам экспертов, оппозиция выстроила эффективную тактику: она не сделала ставку на одного претендента, а поддержала в разных регионах более популярных там политиков, таким образом рассеяв внимание избирателя.

На пост президента претендовали 11 кандидатов. Опросы называли фаворитом действующего президента Майю Санду, при которой отношения между Кишиневом и Москвой достигли наихудшего состояния. Ее главным оппонентом выступает бывший генеральный прокурор Александр Стояногло, который высказывается за восстановление связей с РФ.