Отправляясь в сентябре на Ольхон, ожидаешь увидеть золотую осень и буйство фауны, а встречаешь безлюдные пляжи, смотрящих в рот чаек и закрытые двери магазинов и кафе в Хужире, который как раз начинает перестраиваться с летнего на зимний сезон. Из вышесказанного может показаться, что осенью на Ольхоне делать нечего, но это не совсем так. Байкал же прекрасен сам по себе, и моя поездка отнюдь не была ошибкой, скорее даже наоборот. Нигде в другом месте мне не удавалось почувствовать единение с первозданной природой, как тут, а малое количество туристов этому только посодействовало.
Туристическая сфера в России на данный момент находится даже не в зачаточном, а в противозачаточном состоянии. Да, конечно, можно сесть на машину или вообще на велосипед и поехать дикарем куда угодно, но если не готов к экстриму и просто хочется посетить какое-нибудь незаезженное направление нашей Необъятной (привет, Териберка), то придется заплатить. Но я что-то отвлеклась… В общем я думала, что сейчас, когда внутреннему туризму самое время начать развиваться, даже в межсезонье ольхонские степи и пляжи встретят меня обилием отдыхающих.
До Иркутска добралась на самолете из Москвы, из Иркутска турфирма организовала дорогу до Ольхона и размещение на острове. Впервые оказавшись на Байкале, поражаешься масштабам. Дело в том, что, когда видишь озеро на карте, не возникает даже мысли, каким оно на самом деле может быть огромным. Пролив Малое море, через который проходит паромная переправа на остров, свое название оправдывает в полной мере.
Во время переправы паром сопровождают чайки в несчетном количестве. Туристы их кормят, к чему они привыкли и числа им нет во всем проливе, да и вообще везде на острове.
Скалы и мелкие островки облюбовали бакланы.
На острове нас разместили в гостинице. Сказать особо нечего, гостиница как гостиница – чисто переночевать после прогулок и экскурсий по острову пойдет. Вид из окна на другую такую же гостиницу, вдалеке виднеется Хужирский пляж.
Погода в первый день не радовала: шел дождь, было холодно и дул ветер. Вечером первого дня на Ольхоне нас ждала прогулка до скалы Шаманка. 13 столбов символизируют духов-хранителей острова. Местная религия – шаманизм, от шаманов же пошла традиция повязывать на тотемы духов ленточки и оставлять небольшие подношения, например монеты. Народ традицию подхватил и начал ленты вязать как не в себя вообще на все вокруг. Я была удивлена, увидев на одиноком холмике посреди степи православный крест, весь обвязанный ленточками. Тут уже со слов экскурсовода: когда последний фонарный столб на острове потонул под слоем лент и когда туристы, не обнаружив под рукой подходящей ленты, стали пускать в ход рваные полиэтиленовые пакеты и собственные футболки, шаманы забили тревогу и обратились к руководству заповедника, а те в свою очередь туристам запретили вязать ленты на все, кроме 13 столбов у шаманьей скалы.
Таким образом, вопреки моим ожиданиям, отдыхающих в мой приезд оказалось очень мало, но что меня удивило еще больше, так это то, что на улицах Хужира я не встречала никого из местных. Когда, я спросила у экскурсовода, где все, то получила ответ, что все сидят дома (диалог происходил в выходной день). «Зачем им выходить?» - спросила экскурсовод меня, в ответ на реплику о пустых улицах. Я пожала плечами и пошла смотреть на чаек.
А они – на меня…
На следующий день была большая экскурсия по острову, съездили на мыс Хобой, проехались по побережью. Я еще раз убедилась в великолепии Байкала.
Большую часть свободного времени на острове я фотографировала птиц и прочую живность. Из интересного удалось сфотографировать куликов, малого зуйка и щеголя, а также сусликов. Последние, кстати очень любопытные и меня не боялись, охотно позировали, а потом с удовольствием приняли угощение: морковку и сырой арахис.
На пляже ко мне прибился очень жизнерадостный местный пес. Он распугал всех куликов, потом прыгал по лужам и вообще радовался жизни, чем меня изрядно позабавил.
Очень хотела сфотографировать краснокнижного орлана-белохвоста. Читала, что они в очень малом количестве обитают на берегу пролива Малое море. Собственно, орланы были одной из причин, почему меня так тянуло на Ольхон. К сожалению, ни одного орлана-белохвоста я там не нашла, зато удача улыбнулась мне уже после поездки совсем в другом месте. И хотя фото орлана к моему путешествию на Байкал никак не относится, я все равно его покажу, уж очень птица красивая. Зато воронов на Ольхоне очень много. Они издают низкие гортанные звуки, совсем не похожие на карканье ворон.
Пляжи Ольхона осенью пустуют днем, а вечером там царит полумрак и какая-то своя чарующая и немного пугающая атмосфера. А в степи и на скалистом берегу неустанно дуют ветра, что годами формируют прибрежные скалы и не дают распрямиться немногочисленным деревьям, которые нет-нет, да и прорастают на каменистой почве.
Поехать на Ольхон я рекомендую тем, кому надоела городская суета, и хочется насладиться первозданной природой, полюбоваться совершенно невероятными степными пейзажами, послушать шум прибоя на немноголюдном пляже под крики чаек и шум ветра, а также побыть наедине со своими мыслями.