Осенью этого года мы посетили славный град Петра. Техника меня всегда интересовала и приезжая в разные города, я всегда старался посмотреть разные выставки, музеи и экспозиции связанные с транспортом. В этот раз мы решили посетить ледокол «Красин», но речь сегодня пойдет не о нем. Рядом с этим знаменитым тружеником севера, под крытым навесом расположился дорожный каток, точнее его корпус.
Судьба этого катка меня заинтересовала и я решил узнать его историю, тем более, что «гуглить» не пришлось, вся информация располагалась тут же под навесом.
Оказалось, что этот каток марки Austin-Western Cadet Roller был изготовлен в 1944 году в городе Аврора, штат Иллинойс, на заводе The Austin-Western Road Machinery Company. 11 марта 1945 года этот каток, по программе «ленд-лиза», отправился в СССР в составе конвоя JW-65. Находился он на борту транспортного судна «Thomas Donaldson», которому не суждено было добраться до пункта назначения. 20 марта 1945 года в 13 часов 15 минут судно было атаковано подводной лодкой U-968 под командованием Отто Вестфалена. Торпеда попала в район машинного отделения, транспорт остался на плаву, но передвигаться самостоятельно уже не мог. Было принято решение буксировать судно в Мурманск, но при буксировке транспорт затонул. В наши дни было организовано несколько экспедиций для обнаружения затонувшего «Thomas Donaldson». Экспедиция, проходившая с 10 по 17 июля 2005 года на ГИСУ «Визир» Северного флота, смогла обнаружить несколько транспортов в том числе и «Thomas Donaldson», который находился в самом лучшем и удобном для обследования месте. В 2010 году удалось получить разрешение от американской стороны на проведение работ в районе гибели судна. В ходе работ применялся поисково-обследовательский комплекс «Кальмар», видеосъемка производилась необитаемым телеуправляемым подводным аппаратом «Фалкон». Было установлено, что при погружении судно разломилось на три части, на дне были обнаружены паровозы, дорожная техника, джипы «Willys», боеприпасы, металлические балки и обувь. Каток, который теперь стоит рядом с ледоколом «Красин», был поднят 21 июля 2010 года в ходе экспедиции судов Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота.
К сожалению, при подъеме катка со дна моря, передняя часть оторвалась от рамы и осталась на дне. Реставрация проводилась М. Копейкиным под руководством А. Смирнова, руководителя лаборатории реставрации металла Русского музея. В ходе реставрационных работ был обнаружен плотно закрытый пакет, в котором сохранилась техническая документация.
В 2012 году, после завершения работ, каток был передан филиалу Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол «Красин». Он занял свое место под специально оборудованном навесом, около трапа ледокола.
Место водителя катка закрыто стеклянным защитным экраном, правда рассматривать там особо нечего, от деталей управления там практически ничего не сохранилось.
Через смотровые «окна» капота можно увидеть 4-х цилиндровый дизельный двигатель сделанный чикагской компанией «Buda-Lanova».
Была проведена огромная и трудоемкая работа по реставрации и теперь каждый из нас может прикоснуться к истории.
В 2015 году был поднят второй каток с транспорта «Thomas Donaldson», а вместе с ним и американская зенитка М-2. После реставрационных работ, в августе 2016 года, этот каток был передан на хранение в Северный морской музей. Ниже 4 фотографии Дениса Дороничева и Дмитрия «northfox» (ник на Драйв2), он лично принимал участие в подъеме и его рассказ можно прочитать тут
А эти фото из Северного морского музея:
- Другие статьи о музеях и деревянных игрушках СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
- Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ
Спасибо за внимание! Продолжение следует…