Для дорог постоянного тока, для Москвы, Свердловска, Новосибирска и других староэлектрифицированных дорог, Чехословакия в 1950-1960 гг. поставила почти тысячу «маленьких двоек» ЧС2 и около двух сотен совсем уж крохотных ЧС1 и ЧС3. Видео из кабины ЧС2 и других электровозов можно увидеть в цикле «Эволюция ездового быка». Переменный ток в 60-е только набирал силу, поэтому в те же годы Советские дороги получили чуть больше 200 красных ЧС4, шедших в Киров, Кавказскую и ещё пару депо.
Зато в 1970-1980 гг. Шкода развернулась по полной – построила больше 500 ЧС4Т, тогда как похожих на них ЧС2Т – преемников ЧС2 – вышло из ворот завода немногим более 100. Оба электровоза, что ЧС2Т, что ЧС4Т, лишь названиями да тележками похожи на своих предшественников, а «верх» у них новый.
Позже ЧС4Т был помножен на 1⅓ – получился ЧС8. В подробностях великолепная троица ЧС4, ЧС4Т, ЧС8 разобрана в статьях «ТЭД-13» (переключатель ступеней), «ТЭД-20» (вспомцепи ЧС4Т), «ТЭД-22» (вспомцепи ЧС8), «ТЭД-29» (стабилизатор) и ещё будет разбираться в последующих, а пока заглянем внутрь ЧС4Т в серии коротких роликов:
1. Регулирование силы тяги – о переключателе ступеней
2. Вспомогательные приводы – вентиляторы, компрессоры, ВУ 220
3. Масляная система – реле Бухгóльца, насосы, охладитель
4. Реостатный тормоз – линейный сельсин, ВУ 021
5. Реверсор и ход-тормоз – ножевые переключатели
6. Блок защит 850 – блинкерные реле
7. Ослабление возбуждения – контакторы и резисторы
8. Оборудование в трансформаторном – ГВ, разъединитель... – в очереди
9. Переход из кабины в кабину – из первой во вторую
Пока всё! В новом 2025-м будет дополняться.
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—