Найти тему
Around Art

«Короткий горизонт планирования» художника Ольги Поздняевой

И… короткие лирические заметки почти без повода

Автор: Галина Мумрикова

"Подруги" из цикла "Женщина и кошка", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2023
"Подруги" из цикла "Женщина и кошка", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2023

Повод, собственно, был. Увидела работы Ольги Поздняевой еще в августе на персональной выставке в галерее Лин, которая называлась «Вещь-в-себе». Именно так с двумя дефисами, как пишется наше русское «точь-в-точь». Падкая до нестандартных названий, заинтересовалась художником, потому что на открытии не была, с Ольгой не знакомилась. Но началась переписка. Нашлось и кое-что общее. Например, Ольга родилась в Одессе, а это мой любимый город. Это во-первых. Во-вторых, как я поняла, пару лет она училась в мастерской Николая Евгеньевича Попова, а он один из моих любимых иллюстраторов. Это про него я где-то вычитала недавно, но не записала автора цитаты: «… Работы Николая Попова, художника, столь решительно и виртуозно раздвинувшего границы книжной иллюстрации, по-прежнему воспринимаются как новаторские, они лишены патины застывшей классики и не только поражают и восхищают, но и вызывают споры — как и положено настоящему искусству». В-третьих, Ольга окончила факультет книжной графики Полиграфического института, который и я кончала много раньше – только я училась на редакционно-издательском. У нее были прекрасные педагоги: Ольга застала легендарного Мая Митурича, училась и у Дмитрия Бисти. Наконец, почти 20 лет с 1996-го по 2014-й она руководила в Лондоне компанией, которая занималась организацией арт-проектов. А я в этот период время часто ездила в Лондон. Вот такие милые пересечения.

С 1993 года Ольга Поздняева участвовала в выставках, в том числе в Германии и Франции, а также организовывала аукционы русского искусства. Она занималась иллюстрациями, показывала их на выставках. В издательстве «Перо» выпустила авторскую книгу «Перемещенные лица», где она и автор, и иллюстратор.

"На полосатом коврике" из цикла "Женщина и кошка", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2023
"На полосатом коврике" из цикла "Женщина и кошка", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2023

Разумеется, Ольга знает все современные технологии графического дизайна. Она работает с печатной графикой, и ее «цифра» в очень большой степени живописная, яркая, где надо элегантная, где-то на грани гротеска, - одним словом, все зависит от сюжета. Сейчас, когда «цифра» мало-помалу вытесняет литографию и офорт, коллекционеру можно легко ошибиться – что он покупает – постер или реально limited edition. Но многие молодые современные собиратели или просто любители уже весьма поднаторели в терминах и уже не удивляются, когда платят за малотиражную и качественную «цифру».

Впрочем, я не о голой технике – о содержании.

"Дама с белой кошкой", масляная пастель, бумага, 2006
"Дама с белой кошкой", масляная пастель, бумага, 2006
"Уснувшие после чая",  цифровая графика, авторская, печать, акварельная, бумага, 2023
"Уснувшие после чая", цифровая графика, авторская, печать, акварельная, бумага, 2023
"Синий кот" из цикла "Женщина и кошка", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2023
"Синий кот" из цикла "Женщина и кошка", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2023

Некоторые свои работы Ольга прислала мне сама. Это был ее выбор. Ее – значит, и мой. На кошек я запала сразу и с полной отдачей. У нее там целый цикл «Женщина и кошка». Вроде ничего новенького – все старенькое. По тематике. Мы ж и впрямь с ними (кошками с разноцветными глазами) подруги. Просыпаемся, а на полосатом коврике мягкая котинка – ждет, терпит, томится. В Олиных кошачьих картинках котики, конечно, всякие – серые, рыжие, даже синие и, как и собачки, чем-то похожи на своих хозяек, юных, полных, смешных, - разных.

"Красная штора", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2023
"Красная штора", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2023

Вот «Красная штора» вроде не из этой серии. Лежит себе женщина на чем-то, а в правом нижнем углу недоумевающий кот. В жизни чего только не бывает!

"Ананас на зимнем окне", масляная пастель, велюровый картон, 2021
"Ананас на зимнем окне", масляная пастель, велюровый картон, 2021
"Апельсины вечером", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2923
"Апельсины вечером", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2923
"Груша и гранат", масляная пастель, линер, 2021
"Груша и гранат", масляная пастель, линер, 2021
"Лимонное дерево", масляная пастель, линер, бумага, 2021
"Лимонное дерево", масляная пастель, линер, бумага, 2021
"Лимонное дерево на красном", масляная пастель, бумага, 2020
"Лимонное дерево на красном", масляная пастель, бумага, 2020

Апельсины, ананасы, груши… Язык не поворачивается назвать эти работы натюрмортами. Апельсины, например, лихо уложены в красную вазу. Вечер. Одинокий стул. И полуобнаженная женщина. Смещение всех мыслимых ракурсов. Интрига. А вот ананас на велюровом картоне и вообще словно «повис в воздухе». За окном зимний вечер, а кокетливая емкость с ванилью, кусочек такого, скорее, дамского беспорядка придает картинке и запах, и свежесть, и еще что-то свежее, морозное.

"Букет с ирисами", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2024
"Букет с ирисами", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2024
"Гиацинты", цифровая графика, авторская печать,  акварельная бумага, 2024
"Гиацинты", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2024
"Пион" из цикла "Вещь-в-себе", цифровая графика, авторская печать,  акварельная бумага, 2024
"Пион" из цикла "Вещь-в-себе", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2024
"Цикламены и гранаты", масляная пастель, линер, бумага, 2021
"Цикламены и гранаты", масляная пастель, линер, бумага, 2021
"Цветы хлопка и лаванды в хрустальной вазе", цифровая графика, авторская печать,  акварельная бумага, 2024
"Цветы хлопка и лаванды в хрустальной вазе", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2024
"Хризантемы и китайская шкатулка  на красном фоне", цифровая графика, авторская печать, 2024
"Хризантемы и китайская шкатулка на красном фоне", цифровая графика, авторская печать, 2024
"Хризантемы", цифровая графика, авторская печать,  акварельная бумага, 2023
"Хризантемы", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2023
"Подсолнухи и немного виски", гуашь, тушь, бумага, 2021
"Подсолнухи и немного виски", гуашь, тушь, бумага, 2021
"В конце стола", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2024
"В конце стола", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2024

Насмотрелась я и на множество цветов в самых разных сочетаниях: цикламены, ирисы, хризантемы, одинокий пион. И даже написанные сочной гуашью подсолнухи в совершенно невероятном сочетании с… бутылью ирландского виски Jameson. И емкость, которая этак, подбоченясь (руки в боки), держит огромные подсолнухи, не то живые, не то искусственные.

"Короткий горизонт планирования", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2024
"Короткий горизонт планирования", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2024

Но – не только цветы. Не только женщины. Не только киски. Взгляните на "Короткий горизонт планирования». Это термин сугубо экономический и значит всего лишь отслеживание поставленных целей на период от месяца и максимум до года. Напоминание о быстроте сегодняшней жизни и ее нестабильности? Может быть.

"Много всего", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2024
"Много всего", цифровая графика, авторская печать, акварельная бумага, 2024

«Много всего» – работа, которая мне почему-то, если исключить кисок, больше всего понравилась. Почему? Не знаю. Действительно всего много – овощей, фруктов, и не хочется в этом ярком витаминном хаосе искать какие-то символы, смыслы, искать телесное или будущее вкусное, обнаженную натуру или приготовление к празднику, - не надо! Просто – много всего…

#выставки#изобразительное искусство#Ольга Поздняева#"Вещь-в-себе", галерея ЛИН#цифровая графика#