Верите ли вы в то, что всё в нашей жизни предначертано, так, как верили древние греки и римляне или как верит главная героиня этой книги? Она убеждена, что у нас нет выбора и мы не вершители наших судеб. А вот подсмотреть в своё будущее мы можем. Например, с помощью карт таро.
Что за фрукт?
«Затворники» — дебютный роман профессора истории искусств Кэти Хэйс. Главный интерес автора сразу распознаётся, даже если не читать её биографию, ведь действие романа происходит главным образом в стенах замка-музея Клойстерс (cloister можно перевести с английского как «монастырь» или «затворничество»), известного своими коллекциями эпохи Средневековья и Ренессанса, и писательница очень подробно описывает как место действия, так и окружающие героев предметы искусства.
Главная героиня, Энн Стилуэлл, только что окончила колледж и переехала в Нью-Йорк, прочь от всех горестей, которые приключились с ней в родном городе. Энн попадает на летнюю стажировку в Клойстерс, где участвует в подготовке материалов по истории карт таро и их использованию для гадания в Средние века. Коллегами девушки становятся куратор музея Патрик, одержимый этой темой, студентка из очень обеспеченной семьи Рейчел, довольно загадочная и уверенная в себе личность, а также садовник музея Лео, который хорошо разбирается в ядовитых растениях и тайно подрабатывает на этом. Энн в восторге от того, в какое окружение она попала, пока в музее не находят труп.
Мои впечатления
Этот роман вполне можно отнести к тёмной академии, только события разворачиваются в стенах не учебного заведения, а музея, где проводятся научные исследования. Автор так здорово описывает Клойстерс, что в нём непременно хочется побывать.
Говоря о самом сюжете, не могу сказать, что он меня очень сильно впеачатлил, но не могу точно определить, чего именно мне не хватило. В целом слушать было довольно интересно, а в конце даже оказалась парочка поворотных поворотов. Когда я услышала первый, идя по улице, то от удивления даже замедлила шаг. А вот второй уже был слегка ожидаем и не поразил так сильно. И это я сейчас говорю не про раскрытие личности убийцы, потому что в этом плане вообще ничего не удивило: во-первых, героиня приходит к заключению постепенно, во-вторых, даже без открытий, сделанных девушкой, можно легко угадать если не мотив, то хотя бы саму личность.
Тем не менее роман совсем не плохой, если не ожидать от него чего-то великого. Во время чтения как минимум можно насладиться атмосферой: читатель вместе с Энн проводит целое лето в стенах музея за любопытным исследованием, посещает антикварный магазин, присутствует во время гаданий на картах и даже несколько раз на выходные выбирается с героинями в шикарный особняк на отдых. От чего точно хочется предостеречь других потенциальных читателей: если где-то в описании наткнётесь на слово «мистика» и это вас привлечёт или наоборот отпугнёт, забудьте вообще это определение, оно тут совершенно лишнее. Хотя, наверное, это зависит от того, как вы относитесь к таро. Если для вас в этом есть что-то мистическое, тогда это слово здесь может быть уместно. Но на самом деле, если убрать карты и заменить их на какой-то другой предмет научного исторического исследования, например на коллекцию каких-то особых картин, то основа истории не изменится, просто не будет постоянных намёков на предначертанность судьбы. Перед нами всё ещё будет история про амбиции, ради которых человек готов на всё.
Во время прослушивания мне хотелось сравнивать эту книгу с «Тайной историей» Донны Тартт, с которой я нашла общие черты (на некоторых англоязычных сайтах роман так и продают под названием «Затворники: "Тайная история" для нового поколения». Ничего себе маркетинг, да?). Главную героиню Энн можно сопоставить с главным героем «Тайной истории» Ричардом, у которого, правда, в шкафу не было таких скелетов. Музейного научного руководителя Патрика и бывшего научного руководителя из колледжа — с Джулианом, который отбирает только тех, кто ему лично нравится, слывёт странным типом и занимается не самым популярным предметом. А Рейчел как будто собрала в себе черты сразу всех остальных студентов Джулиана. Кроме того, в обоих произведениях нам уже на первой странице говорят про убийство, которое затем происходит только в середине романа, а сцена, в которой Энн заблудилась в холодную ночь в лесу, напоминает сцену, в которой Ричард чуть не замёрз насмерть зимой.
В отзывах видела, что о главной героине некоторые отзываются нелестно. Я объясню, почему меня она совсем не раздражала. На мой взгляд, персонаж получился довольно живым и реалистичным. Её тревожность, заискивание перед Рейчел и непонимание, как лучше поступить, мне показались естественными. Перед нами девушка, которая в одиночку переехала в огромный город, при этом не имеет больших финансовых средств на случай неудачи, зато имеет недавнюю гибель отца, гипертревожную мать, отсутствие друзей, кучу отказов, специализацию на не самой популярной теме и ощущение собственной невзрачности. Поэтому мне вполне понятны описания её переживаний из-за собственной одежды, из-за того, как она вспотела, пока бежала на работу, из-за того, что хочется показаться перед Рейчел уверенной, но одновременно с этим не хочется ей перечить даже в мелочах, чтобы понравиться. Когда перед нами такая героиня, то хотя бы есть большой простор для её развития, а оно происходит. К тому же по окончании романа оказывается сложно сформулировать своё однозначное отношение к Энн после всего, что произошло, а такие литературные персонажи мне нравятся больше тех, которых можно легко назвать однозначно хорошими или однозначно плохими.
Я всё ещё пытаюсь понять, есть ли какая-то связь между моим впечатлением от книги и тем, в каком формате я знакомлюсь с историей: читаю её глазами или слушаю. Вдруг роман понравился бы мне больше, если бы я его именно читала? Но с другой стороны, ведь уже было несколько произведений, которым меня и в аудиоформате действительно удалось впечатлить. Так что, скорее всего, дело не в формате.
Итог
Я бы порекомендовала «Затворников» тем, кого интересуют психологические триллеры в интересной обстановке, особенно если вы фанат «Тайной истории» и тёмной академии в целом. Если вас совершенно не интересуют карты таро и вы видите причину не читать данную книгу только в этом, то спешу успокоить: восприятие романа вряд ли будет зависеть от вашего отношения к этим картам. Лично меня они тоже не интересуют. Однако меня роман не впечатлил так уж сильно, поэтому я бы также рекомендовала не браться за него со слишком большими ожиданиями. Но будет просто здорово, если он вам действительно понравится.
__________________________
Возможно, вас также заинтересуют другие мои публикации: