Сегодня в мире существует много разных способов передвижения в этом мире, и многим хотелось бы использовать наиболее эффективный!… Но эффективность бывает разной. Меня, например, в автобусах укачивает, а в троллейбусе раз даже вырвало (в 3-м классе это произошло). Кому-то тяжело летать на самолётах. Про противников поездок на поездах пока я что-то не слышал, но, вероятно, тоже что-то может быть на эту тему.
Так давайте разберёмся, что представляет из себя каждый из видов транспорта и кому он больше подойдёт! Начнём с шинного транспорта — он наиболее доступен.
Автомобиль
Конечно, кто-то умудряется путешествовать на дальние расстояния и на велосипедах, но всё-таки это транспорт последней мили, я о велопутешествиях на сверхдальние расстояния пока не слышал, хотя, скажем, попадаются иллюстрации веломаршрута Москва — Санкт-Петербург, но пока о его реализации я что-то не слышал, поэтому начну с более приспособленного для таких поездок шинного транспорта — с автомобиля!
Традиционно автомобиль рассчитан на 5 мест, плюс-минус что-то может быть, зависит от комплектации. Иногда вы им даже можете владеть… В принципе, он и стоит дешевле всех остальных видов транспорта и проще всех покупается — просто зашёл в автосалон и купил. Это вам не работа с большим дилерским центром, как во всех остальных случаях!… В крайнем случае можно обратиться к автопрокату, а то и к его варианту под названием "каршеринг".
Ну и за счёт сверхмалой вместимости автомобиля с ним самая большая вероятность, что вы доедете именно от точки до точки и только с остановками, которые нужны именно вам! К слову, раз мне даже выпала автомобильная экскурсия вместо мини-вэна, причём в Таиланде!…
На этом, пожалуй, плюсы автомобиля закончились. Дальше пошёл по минусам… Ну, самый простой схож с феноменом стоимости 1 кв.м в однокомнатных квартирах или в студиях. Если помните, там при низкой стоимости самих квартир (и из-за этого их часто разбирают, даже если площадь была крохотной, помнится, был даже скандал, когда одна из квартир была площадью ниже площади парковочного места!…) цена за квадратный метр просто самая фантастическая. Так и здесь: сам по себе автомобиль стоит дешевле своих собратьев, но поездки на нём — самые дорогие, а потому — самые престижные. Ведь сюда включается стоимость обслуживания, топлива, а порой и проезда по платным дорогам!…
Конечно, со времён, когда арабы устроили мировой нефтекризис 1973 г., в ходу малолитражки, но и они так или иначе загрязняют этот мир, и сегодня загрязнения от личных авто занимают самую большую долю среди всех возможных вариантов такового. Да, электромобиль в качестве альтернативы я не могу предложить: инфраструктура для них слаборазвита, к тому же до сих пор не решён вопрос с утилизацией батарей, а электромобилям они нужны внушительные!… Вот что с ними делать, я пока идей так и не увидел.
Автомобиль любого вида занимает довольно прилично места, особенно если там 1-2 человека всего. Из-за этого, если они вдруг все ломанутся в 1 то же место, возникнет автомобильный затор. В принципе, жители крупных городов знакомы с этим — такова картина часов пик, например.
Вариантов отдохнуть в авто не так уж и много, как максимум — радио включить, если оно есть, конечно. Да и водитель — тоже человек, которому нужно разминаться, а опыты с беспилотными автомобилями пока ничем хорошим не закончились. Из-за этого придётся делать остановки или даже ночёвки и готовить варианты. Хорошо, если таковые найдутся, но так ведь может быть не всегда, например, на трассе из Алма-Аты в Хоргос между Чиликом и Жаркентом инфраструктуры… нет! Даже АЗС там нет на этом отрезке…
Конечно, среди моих близких есть история, что болезни закончились только после пересадки на личный автомобиль. Но вообще, авто — история из серии "модного", как по мне. Подумайте: вам действительно нужен свой автомобиль? На дальних поездках ведь будет тяжеловато, мне так точно…
Автобус
Дальше по людской вместимости идут автобусы. Их бывает довольно много, поэтому дам классификацию. Их 2, по назначению и по вместимости. По назначению есть такие варианты:
- городские — рассчитаны на перевозку по городу; кстати, на этом фото все 3 автобуса по идее городского типа, но используются на пригородных маршрутах, причём протяжённостью чуть более 50 км;
- пригородные — это для перевозки между населёнными пунктами на расстоянии как раз в пределах 50-100 км, там сидячих мест уже больше, а иногда можно найти и багажную полку; впрочем, попадались мне и на городских маршрутах, даже 1 раз в Москве;
- междугородние — для поездок на дальние расстояния, там вы во время поездки лишь сидите, но и кресла там уже удобнее, равно как и больше вариантов разместить свои вещи; помнится, на полноценном междугороднике я даже как-то ездил из Челябинска в Копейск, хотя это вообще города с общей границей между собой;
- туристические — от междугородних отличаются только местом для гида, экранами и большим комфортом в целом, из-за чего эти 2 типа иногда взаимозаменяемы;
- перронные — ими подвозят людей от терминала аэропорта к трапу самолёта и обратно. Я их не буду рассматривать здесь — они в деле путешествий несамостоятельны, они — часть путешествий по воздуху.
А по вместимости варианты могут быть такими:
- особо малые — от 9 до 12 человек;
- малые — от 12 до 40 человек;
- средние — от 40 до 70 человек;
- большие — от 70 до 110 человек;
- особо большие — от 110 человек и выше.
Есть ещё критерий по длине машин, которые люди готовы считать малыми, средними, большими или особо большими. Так, средними обычно называют 10-метровые автобусы, из-за чего автобус SAZ LE60 (на фото свыше он стоит посередине) длиной в 8 метров и вместимостью в 56 человек, судя по паспорту, называют маленькой коробочкой. Большие — это 12-метровые машины (на том же фото по бокам стоят автобусы Foton BJ6123C6CTD-A1, каждый по 12 метров и вмещает в себя порядка 90 чел.). А особо большие — это 18 метров, и их часто называют "гармошками", из-за формы узла сочленения, позволяющего автобусу держаться на плаву (вспомните те же легендарные "Икарусы-280").
Так вот, сами по себе автобусы стоят дороже, и чем больше автобус, тем выше его цена. К тому же, я пока что-то прямо магазинов, где можно прямо купить автобус, не видел. Автомобильные салоны — да, автобусных — нет. Тут придётся поработать с дилером завода, у которого вы автобус покупаете. Но пассажиру обычно проезд на нём стоит дешевле, даже если проезд на нём не субсидируется — обычно же автобусы стараются пускать по маршрутам, где люди ездят чаще всего, а значит — будет прибыль, и неплохая, если автобус будет заполняться до отказа!…
В городских и пригородных автобусах, начиная с малого класса, можно не только сидеть, но и стоять тоже. В некоторых особо малых машинах, а также в междугородних и туристических автобусах, конечно, постоять во время движения не получится — не дадут либо конструкция, либо правила перевозок. Но зато в междугородниках и "туристах" можно управлять креслом!
Ну и так, небольшая мелочь: чем больше автобус, тем больше его масса, стало быть, меньше вероятность как-то пострадать человеку в ДТП. Правда, чем больше масса и длина, тем хуже ему маневрировать: особо малые и малые машины проедут вообще почти везде, а вот особо большие машины, скажем, по сельским улицам проехать не смогут — не разъедутся.
Да, раз я заговорил о минусах, то продолжу эту тему. Если автобус окажется не на том маршруте, судя по его длине, вместимости и пассажиропотоку, то тут всё зависит от ситуации, может быть одно из следующего:
- Если маленький автобус вышел на маршрут с большим пассажиропотоком, то там даже большое число этих машин с интервалом в 90 секунд, как в московском метро, не спасёт от ситуации, когда яблоку негде упасть. Даже в Алма-Ате такие маршруты есть, но у некоторых из них часть трассы — это узкие извилистые улицы в горах, что сильно осложняет положение…
- Если большой автобус вышел на маршрут с узкими улицами, то будут ситуации, когда ему будет тяжело либо поворачивать, либо просто маневрировать. А особо большой автобус с местной улицей не справится совсем, ему нужна улица хотя бы 1+1, но достаточно широкая, чтобы он по ней мог нормально ходить, а лучше — 2+2!
- Если большой автобус вышел на маршрут с низким пассажиропотоком, то градус восприятия случившегося сильно индивидуализируется. Если такая машина вышла на такой маршрут в ситуации, когда, в принципе, всё со всем работает адекватно и справляется, будет лёгкая зависть — ведь у их пассажиров комфорта-то побольше будет… А вот если это произошло в обстановке, когда на одном из очевидных кандидатов на такие машины что-то неладное (вроде случая из п. 1), то приготовьтесь к буре негодования со стороны пассажиров тех маршрутов, где что-то барахлит!
А если поставить автобус, предназначенный для одной трассы, на трассу совершенно иного типа? Ну, перронный автобус я вне аэропортовых условий пока не видел в деле. Городские и пригородные машины как будто можно спокойно тасовать между собой, скажем, пригородную машину поставить городской маршрут или городскую — на пригородный. А вот междугородний автобус на городе или пригороде уже не канает. Нет, то, как мне в междугороднике, обслуживавшем маршрут Челябинск — Копейск, стало конкретно нехорошо, это отдельная тема. Другой вопрос, что в целом попытки поставить междугородник на городской маршрут пока ни к чему хорошему не приводили. Это же касается и туристического автобуса, если его поставить на город или пригород (я сюда не включаю экскурсии на таких автобусах в черте города — "туристы" для этого и предназначены). Междугородние и туристические автобусы вроде как можно тасовать относительно безболезненно, благо, они по конструкции примерно одинаковые.
Степень загрязнения автобусом окружающей среды будет разниться в зависимости от топлива, нужного ему для движения. У дизельных с этим примерно те же проблемы, что и у бензиновых автомобилей. Газовые поэкологичнее в плане выбросов, они на окружающую среду влияют не так сильно. А вот модные нынче в бывшем СССР электробусы (я в данном блоке рассматриваю те, что рассчитаны на использование чисто на батареях и заряжаются в парках или на конечных), кажись, при внешнем отсутствии выбросов будут по загрязнению как минимум на уровне дизельных машин. Ну, некоторые электробусы для печек используют… дизель! Такое есть в Москве, например, и это в контексте преподнесения там электробусов как абсолютно экологически чистой техники (я, кстати, застал электробусы и даже на них ездил) бурно обсуждалось. Но тут зависит от конструкции электробуса. Куда серьёзнее проблема с утилизацией батареи — их влияние на окружающую среду пока ещё мне неизвестно, но может быть серьёзным. Знаете же, да, что обычные батарейки запрещено выбрасывать в общий мусор, их надо сдавать в особые пункты приёма для переработки? Так и здесь — с батареями электробусов-то что будет? Они-то внушительные должны быть… Ну и так, мелочь — есть тип электробусов с т.н. "ультрабыстрой зарядкой" — такую машину заряжают не в парке, а на конечной. Так вот, именно такой тип электробусов в Москве. Очереди на зарядку порой бывают внушительные, и на маршруты надо закладывать очень много машин, так как значительная их часть будет заряжаться на конечных.
Итак, кому можно рекомендовать автобус? Можно как подвоз к чему-то более крупному, но можно и в городских или даже междугородних целях. Именно на них будет трансфер, автобусных экскурсий полно. Но если автобус не для вас, например, вас там основательно укачивает, то, если есть возможность, стоит поискать варианты получше.
Троллейбус
Последний вид транспорта, по котором можно перемещаться по шоссейной дороге, — это троллейбус. Тут вариантов по вместимости лишь 2, большие, как на фото, и особо большие, "гармошки", и критерии тут те же, что и у автобусов. Но троллейбусы выпускаются пока исключительно городского типа, хотя есть и пригородные троллейбусные маршруты (скажем, из Химок в Москву, к станции метро "Планерная", обслуживаются, кстати, Химками), и даже междугородние (слышали, наверное, про маршрут Симферополь — Ялта, самый протяжённый троллейбусный маршрут в мире?…)
Из плюсов, специфических исключительно для троллейбуса, выделю то, что он сам по себе обычно своим топливом окружающую среду не загрязняет (загрязняет только дуобус, гибрид троллейбуса с автобусом, такие одно время использовались в Туле). Кроме того, одно время существовали троллейбусные поезда!… Но в любом случае низкопольный троллейбус будет вместительнее низкопольного автобуса: у автобуса надо где-то разместить баки (если это дизель), шахту, двигатель, тогда как у троллейбуса электрооборудование можно вынести на крышу. Показательный пример: у троллейбуса Yutong ZK6128BEVG вместимость составляет 90 чел., а у автобуса Yutong ZK6126HG (они внешне, если вычесть электрооборудование, практически идентичны) — 85 (дал вместимость газовой машины, закупаемой Алма-Атой).
Следующая позиция зависит от возможностей конкретной машины. "Классический" троллейбус без проводов или даже электричества на них куда-то уедет только на тягаче. А вот если у троллейбуса есть автономный ход, то это даст ему больше опций для маневрирования. А если автономный ход большой, то это позволит направить троллейбус в район, где контактной сети ещё нет, как на фото выше, чтобы этот район охватить по-быстрому, а на участке, где есть КС, зарядиться. Конечно, опять вернулись к вопросу о судьбе батарей, их судьба не очень понятна, но они поменьше электробусных, к тому же, даже если их не будет, то такие троллейбусы можно использовать в качестве "классических".
Троллейбус, использующий КС, сильно зависим от спецчастей на ней. По нашим стандартам пересечения надо проезжать на 20 км/ч, а стрелки — на 5. Это замедляет весь поток. А вот на современных спецчастях такое можно проехать намного быстрее!… Говорят, что такие используются в Вологде.
В следующей части поговорим подробнее о трамвае и рельсовом транспорте в целом. А пока скажу такую важную вещь: у троллейбуса есть проблема блуждающих токов. У трамвая, например, такого нет — его кузов заземлён, как и у электричек и поездов метро, например. А вот троллейбусным инженерам надо как-то поколдовать над электробезопасностью троллейбуса, иначе вас просто при посадке/высадке ударит током, если вы будете одной ногой на улице, а другой в троллейбусе, особенно если вы в нём за что-то держитесь!…
В остальном рекомендация троллейбуса будет такой же, как и у автобуса — всё же троллейбус конструктивно близок к автобусу, вплоть до того, что троллейбусы часто делают на автобусном шасси (так делали, например, троллейбусы ЛиАЗ-5250, на базе и шасси автобуса ЛиАЗ-5256).
Итог
Транспорт, передвигающийся по шоссейной дороге, хорош тем, что в теории позволяет добраться от двери до двери — шины же, особенно вездеходы, проедут почти что угодно! Но для дальних перемещений это порой может быть не лучшей идеей. Кому-то может быть тяжело — я, скажем, в длительное автопутешествие не ногой, мне от него нехорошо! Может сказываться низкое качестве покрытия шоссейных дорог. Да и вместительность шинного транспорта иногда бывает недостаточной.
В следующий раз поговорим о рельсах, а пока расскажите, что вас больше всего привлекает в поездках по шоссейным дорогам ? Как вы их переносите?…