«Потеху я привез те,
осударь», - произносит Иван, привёзший царю Жар-птицу.
Потехой в старые времена называли охоту. Именно эту потеху имел в виду прежде всего любитель охоты царь Алексей Михайлович, произнося своё знаменитое «Делу время, и потехе час».
А Иван здесь назван ловчим, - так же охотничий термин, совершенно правильно применённый к слуге, поймавшему Жар-птицу.
Но почему-то в результате этой удачной охоты, в награду за неё, Ивана не повышают, а понижают в чине!
«И на радости такой
Будь же царский стремянной!», - восклицает царь.
Но стремянной стоит ниже конюшего! Об этом пишет, например,Тюменский историк, к.и.н., Н.А. Рогачёва.
"Дальнейшее продвижение Ивана по службе, - пишет Рогачёва, - служит источником такой же игры смыслами.
Он получает в награду чин стременного: "Будь же царский стремянной!". Создавая условно-исторический мир сказки, П.П. Ершов называет исторически достоверные чины и должности, которые Иван занимает при царском дворе. Однако иерархия этих чинов не соответствует реалиям Московского государства: конюший во все периоды истории Руси занимал более высокое положение, чем стремянный (стременной)". /Н.А. Рогачёва. Исторические аллюзии в сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок".
И замечание Рогачёвой : "То, что по логике реальной службы должно являться повышением в чине, лишь усиливает зависимость героя от царя», -
как оно верно! Если поставить на место Ивана — Пушкина, получившего от царя чин камер-юнкера, - будет абсолютное тождество этим словам историка: «То, что по логике реальной службы должно являться повышением в чине, лишь усиливает зависимость героя от царя».
Должность стремянного — это и есть камер-юнкерство как оно есть. А конюшня, на которой служил Иван, - лишь преддверие его. Хотя по логике первоначального рисунка, - на рукописи отрывка из Андрея Шенье, - как я писала выше, - камер-юнкеры связаны были именно с конюшней, и Пушкин рисовал себя в виде коня и среди коней именно поэтому. Всё это изначально, - в Англии, - были «конские» должности, и названия имели «лошадиные» (см. главку 5. https://dzen.ru/a/ZrOCRncPOQFN1tmV). Но в сказке служба Ивана на конюшне перенесена в начало их отношений с царём, а камер-юнкерство обозначено именно стремянным.
Ростовский исследователь авторства "Конька-Горбунка", С.Е. Шубин, обратил внимание на эту пушкинскую зарисовку на рукописи стихотворения "Осень (Отрывок)", 1833 года, - означенную в каталоге пушкинских рисунков как "Птицы летящие".
Он считает, что это - иллюстрация Пушкина к поимке Жар-птицы в сказке "Конёк-Горбунок", - но только удивляется, почему Иван здесь состарен, по сравнению с возрастом в сказке, - подразумевая под Иваном мужичка посередине.
Я скажу - нет. Это не иллюстрация. Это - раздумье Пушкина над своим положением. Он был в это время в отъезде, собирал материал по Пугачёвскому восстанию. Наталия Николаевна была в Петербурге и танцевала там на балах. Много раз в эту осень звучит в письмах Пушкина тревога и предостережение жене: "Не кокетничай с царём!"... Не кокетничай, чтобы он не решил, что ты доступна, и с тобой можно сделать всё, что он захочет...
А про нравы царского двора Пушкин знал. Там шла своя охота. Именно та, которую он и нарисовал на своём рисунке, в тревожном раздумье.
В хвосте хищной птицы, которая уносит в клюве маленькую птичку (даму), бегло нарисован профиль Николая Первого, - которого не разглядел криминалист Шубин.
Так же, Шубин приводит как один из литературных источников сцены поимки птицы в сказке, стихотворение Державина "Птицелов". В этом стихотворении бог Эрот замаскировывается под нищего старичка, чтобы подманить птичек; под этими птичками поэт подразумевает барышень. Возможно, Пушкин здесь изобразил замаскированного себя, - под видом этого мужика с бородой.
Хотя, с другой стороны, Шубин-то считает, что это - автоиллюстрация к сказке, и под мужичком подразумевается Иван, который ловит птичек-дамочек, - как их ловил сам "Дон Жуан" - Пушкин. То есть, Шубин подозревает подоплёку совершенно противоположную тому, что подразумеваю я.
Тем не менее, известно, что именно осенью 1833 года Пушкин отрастил, - в первый и единственный, - раз, - бороду, - о чём писал жене 02 октября: "Ус да борода - мужчине похвала! Отращу бороду - дядюшкой назовут!"...
О Пушкине с бородой
П.В.Киреевский написал Н.М.Языкову: «Когда Пушкин проезжал через Москву, его никто почти не видал. Он никуда не показывался, потому что ехал с бородой, в которой ему хотелось показаться жене».
20 ноября Пушкин приезжает в Петербург. О встрече с женой он расскажет сам в письме Нащокину: «Дома нашёл я всё в порядке. Жена была на бале, я за нею поехал — и увез к себе, как улан уездную барышню с именин городничихи».
В.А.Нащокина потом, со слов мужа, расскажет подробнее: «Возвратившись… из Москвы в Петербург, Пушкин не застал жену дома. Она была на балу у Карамзиных. Ему хотелось видеть её возможно скорее и своим неожиданным появлением сделать ей сюрприз. Он едет к квартире Карамзиных, отыскивает карету Наталии Николаевны, садится в неё и посылает лакея сказать жене, чтобы она ехала домой по очень важному делу, но наказал отнюдь не сообщать ей, что он в карете. Посланный возвратился и доложил, что Наталья Николаевна приказала сказать, что она танцует мазурку с кн. Вяземским. Пушкин посылает лакея во второй раз сказать, чтобы она ехала домой безотлагательно. Наталия Николаевна вошла в карету и прямо попала в объятия мужа. Поэт об этом факте писал нам и, помню, с восторгом упоминал, как жена его была авантажна в этот вечер в своем роскошном розовом платье»
Вообще, голова мужичка с бородой делит рисунок на две части: на одной (справа) с бала уносят птичку (барышню), на другой (слева), - эту барышню, - уже с голой ногой, - посадили, видимо, на лошадь. А далее вообще какой-то странный рисунок, - то ли две "спаренные" ступни, то ли рука на ступне?
Так вот, этот мужичок, подсаживающий государя (коршуна) на лошадь, а следом, - и его утащенную с бала даму, - и есть стремянной. Это - обязанность стремянного, - подсаживать царя на коня...
Вероятно, и тогда, когда рисовал, Пушкин уже сознавал себя на месте этого мужика. Но рисовал он ещё просто "среднестатистического" стремянного, - а не Ивана. А вот когда уже, - в недалёком будущем, - он стал камер-юнкером, и обязан стал привозить жену на придворные балы к государю, - вот тогда он всё это отразил в сказке, и стремянным стал Иван, главный герой его автобиографической сказки, ну, а под Иваном уже скрыт сам автор.
Сам автор, который, получив звание камер-юнкера, обязан стал привозить свою Жар-птицу, - то есть, Наталию Николаевну, - в Аничков дворец, - чтобы она в нём танцовала, - на потеху государю...
Продолжение https://m.dzen.ru/a/Zx4l1_fT2lOj4LvF
следует.