Готические православные церкви оборонного типа - специфическая черта западнорусского зодчества Великого княжества Литовского. В современной Белоруссии сохранилось два храма такого типа, оба в Гродненской области. Зачастую к этому же типу также относят Борисоглебскую церковь в Новогрудке. Есть такая церковь в православном монастыре в Супрасле, это уже на территории Польши. В похожем стиле выдержаны Пречистенская (православная) и Троицкая (ныне униатская) церкви в Вильнюсе.
Но в Белоруссии, конечно же, наиболее известны церкви-крепости в Сынковичах и Мурованке. Им и будет посвящен этот рассказ. Оговорюсь, что я посетил эти церкви в разное время, с интервалом примерно в год (Сынковичи - сентябрь 2023 г., Мурованка - октябрь 2024 г.), так что разнице природного антуража не удивляйтесь.
Время строительства церкви Архангела Михаила в Сынковичах точно неизвестно. Первоначально ее относили к 16 в., сейчас относят к 14. Есть легенда, что церковь приказал построить князь Витовт в благодарность за то, что в этих местах он спасся от погони своего двоюродного братца Ягайло.
Несмотря на грубоватую готическую наружность, в основе своей Сынковичская церковь — это древнерусский крестово-купольный храм, так что архитектурная преемственность с традициями древней Руси никуда не делась. Более того, был у Сынковичской церкви и купол, но его почему-то разобрали еще в 19 веке.
Как и большинство западнорусских церквей, Сынковичский храм побывал в унии, причем дважды. Во времена пилсудской Польши среди православных западной Белоруссии пытались вновь распространять униатство, и Сынковичский храм отдали греко-католиком. А вообще центром «новой унии» тогда был Слоним, расположенный неподалеку.
Весь этот регион (юго-восток Гродненской области) иногда называют Черной Русью. Название это сугубо книжное, но, собственно, таким книжным названием была и Белая Русь. Однако в итоге Белая Русь прижилась, дав название целой стране и народу и поглотив Черную Русь. Хотя в 19 веке многие этнографы, как русские, так и польские, все еще выделяли Черную Русь и даже отдельное «племя» чернорусов. И именно в этой Черной Руси очень большая концентрация древних православных святынь, прямо на границе с напирающим польско-католическим миром.
Перед церковью — вот такой информационный стенд для туристов, на белорусском и английском. Информация подана максимально сглаженно, без углубления в политико-конфессиональные перипетии, с акцентом на архитектурных особенностях церкви:
А вот так историю храма подает местный приход. Здесь уже без политкорректных экивоков, с жесткими оценками униатства и католической экспансии, а также с краткой биографической информацией о наиболее выдающихся настоятелях храма:
Интерьер я, к сожалению, снять не смог, строгие и бдительные смотрительницы не позволили — только по благословению!
На территории церкви — несколько интересных старинных захоронений.
Вот это, например, очень трогательное. У местного настоятеля Евстафия Михайловского личная жизнь сложилась печально. Сначала потерял молодую жену, а через несколько месяцев — и новорожденного сына. Михайловский был настоятелем Сынковичской церкви долго, более тридцати лет, и сделал немало для ее благоустройства:
Другие захоронения:
А это могила Иоанна Бугеды, который занимался воссоединением местных униатов в 1839 г.:
Вокруг расстилается вот такой живописный простор:
Место производит сильное впечатление. Несмотря на «западный» облик самого храма, какое-то очень русское по духу и атмосфере.
Церковь Рождества Богородицы находится в селе Мурованка, однако ее чаще называют Маломожейковской церковью, так как раньше она относилась к селу Малое Можейково, расположенному по соседству. Сегодня это довольно крупный поселок. Построена церковь в начале 16 века, между 1516 и 1524 годами. Средства на нее выделил владелец Можейково – виленский подконюший Шимко Мацкевич-Шкленский.
Как и Сынковичская церковь, храм в Маломожейково был в 17 веке обращен в унию, а при межвоенной Польше его и вовсе обратили в костел. Церковь посещал император Александр I, по приказу которого она была отреставрирована:
Внутри храма - впечатляющие готические своды. Но, несмотря на это, церковь воспринимается как русская. Пахнет ладаном, православные иконы - все по-нашему:
По соседству с церковью - вот такой любопытный домик:
Православный придорожный крест, а на заднем плане - католический. Для Гродненщины с ее конфессиональной чересполосицей характерная ситуация. Однако Маломожейковская церковь, похоже, находится на самой окраине православного ареала, во всяком случае, если судить по придорожным крестам - в этих местах они уже в основном католические:
Маломожейковская церковь находится рядом с железной дорогой Минск-Гродно. Как раз удалось подловить дизель-поезд ДР1А-151: