Найти в Дзене
Цвет времени

Величие русской души

В доме бабы Клавы вновь суета, с их двора исходил запах пирогов. Мария, дочь бабы Клавы только достала пироги из печи, тут же на пороге появилась соседка Тамара. - Здрасьте вам, баба Клава, как здоровье твое? А ты, Мария, опять с пирогами, знать праздник у вас? - Здорово, Тамара, проходи, - ответила баба Клава, пока Мария была на кухне за печкой. - А что, мое здоровье, согласно возраста, на девяносто четыре года. Вот так, милая, а там сама думай, какое оно, - улыбалась старушка. - Правнучка моя Анюта приезжает со своим кавалером Савелием. Вроде как собралась замуж, вот знакомиться будем. А то ей все некогда замуж выйти: университет, работа какая-то серьезная. Все карьеру себе в городе строит, не до мужа ей, видите ли. Анюта у нас слишком разборчивая. Я так думаю, много о себе воображает, вот и мужа никак не найдет, - проговорила Мария, в руках у неё была небольшая миска со сметаной. – давай-ка Тома, присаживайся, отведай моих пирогов. - Спасибо, Мария, знаю я твои пироги, высшую пробу

В доме бабы Клавы вновь суета, с их двора исходил запах пирогов. Мария, дочь бабы Клавы только достала пироги из печи, тут же на пороге появилась соседка Тамара.

- Здрасьте вам, баба Клава, как здоровье твое? А ты, Мария, опять с пирогами, знать праздник у вас?

- Здорово, Тамара, проходи, - ответила баба Клава, пока Мария была на кухне за печкой. - А что, мое здоровье, согласно возраста, на девяносто четыре года. Вот так, милая, а там сама думай, какое оно, - улыбалась старушка.

- Правнучка моя Анюта приезжает со своим кавалером Савелием. Вроде как собралась замуж, вот знакомиться будем. А то ей все некогда замуж выйти: университет, работа какая-то серьезная. Все карьеру себе в городе строит, не до мужа ей, видите ли. Анюта у нас слишком разборчивая. Я так думаю, много о себе воображает, вот и мужа никак не найдет, - проговорила Мария, в руках у неё была небольшая миска со сметаной. – давай-ка Тома, присаживайся, отведай моих пирогов.

- Спасибо, Мария, знаю я твои пироги, высшую пробу всегда ставлю им, вот и сейчас я по ароматному запаху к вам пришла, - смеялась соседка.

- Маша, ты зачем так об Анюте говоришь, - заступилась баба Клава за правнучку. Ничего она не воображает, просто голова на плечах и мозги на месте. Куда торопиться замуж, сейчас не спешат, и правильно, что разборчивая…

- Да, баба Клава, как всегда права, - согласилась соседка.

Баба Клава – долгожительница. Ей недавно исполнилось девяносто четыре года, но она еще шустрая, на своих ногах передвигается легко, все еще старается хлопотать на кухне. Правда Мария её не допускает, жалеет мать. Мария сама уже на пенсии, живут вдвоем в добротном доме.

Старенький дом Клавдии, который остался от её родителей, да давно умершего мужа, уже давно дети и внуки перестроили, помогают им.

Семейство у них многочисленное, даже соседка Тамара порой путает всех. Но баба Клава знает всех наперечет восемь внуков и правнуков и даже есть праправнуки. Старается быть полезной, семенит от стола да печки и обратно, подавая пироги, да пряники. Правда печет в основном Мария, сама Клавдия уже не берется, тем более знает, что у дочери получается всегда пышная и вкусная выпечка.

Бабу Клаву все любят: и дети, и внуки, и односельчане, безотказная она, всегда посоветует и придет на помощь. Знает много историй, рассказывает так, что заслушаешься. В их семье традиция: каждая внучка и внук обязательно приезжают в деревню, знакомить с бабой Клавой своего избранника или избранницу. Вот и сейчас поджидают Анюту с Савелием. Анюта – старшая внучка, уже все переженились почти или вышли замуж, а она наконец-то тоже надумала. Свершилось, везет своего жениха знакомить с бабушкой и матерью. Старушке очень хотелось увидеть Савелия.

- Ну вот одна у вас осталась Анютка холостая, - смеялась Тамара, всех уже переженили.

- Да, наконец-то, - сказала баба Клава, - все никак не дождусь, чтобы потом помереть спокойно.

- Ну насчет помереть, баба Клава, это не про тебя. Ты вон какая шустренькая, голова светлая, память еще хорошая, мысли чистые. Всех твоих подружек и знакомых уже нет в живых, - уже серьезно говорила соседка. - Вот нам бы дожить до твоих годов, но не ручаюсь я за это. Мы сейчас другие, это твое поколение - старая гвардия! Хоть и хлебнули в детстве. У нас -то детство было хорошее, спокойное.

Тамара выпила чашку чая с пирогами, и поблагодарив хозяев собралась домой.

- Мария, спасибо, очень вкусные пироги. Пойду я, неудобно как-то мешаться тут у вас под ногами, скоро приедет Анюта, - весело сказала соседка и направилась к двери.

- Заходи, Тома, заходи, все свои, сама знаешь, мы тебе всегда рады, - ответила Мария.

Мария с бабой Клавдией принарядились, все-таки гостей ждут. А вскоре у дома остановилась машина, и в сенях послышался заливистый смех Анюты, молодые вошли в дом.

- Привет, - внучка сердечно обняла бабушку и мать, стала выкладывать гостинцы. – А это Савелий, прошу любить и жаловать.

- Добрый день, - приветливо поздоровался Савелий, подошел к бабе Клаве, которая чинно сидела в своем любимом кресле, наклонился и поцеловал ей руку.

От неожиданности баба Клава растерялась и чуть не расплакалась. Но в это время Мария сказала:

- Давайте за стол, Анюта, ну зачем вы так потратились, столько привезли…

- Мам, это Савелий, я здесь ни при чем, - ответила дочь, и все уселись за стол.

Долго они сидели за мирной беседой, Савелий разговаривал легко и свободно, словно всю жизнь был знаком с ними, атмосфера в доме была доброжелательной.

- Спасибо за вкусные пироги, но мне нужно возвращаться в город, - сказал Савелий. - Анюта, через два дня приеду за тобой.

- Хорошо, останусь со своими, у меня впереди выходные.

Савелий попрощался с бабой Клавой, Марией, Анюта пошла его проводить до машины.

Когда вошла обратно в дом, мать уже убрала со стола.

- Ну как вам мой Савелий?

- Хорош! Хорош Савелий, - проговорила тихо баба Клава, уважительный и воспитанный, даже мне руку поцеловал… руки-то у меня совсем старые, в пятнах, а он поцеловал.

- Ой, хорошие у тебя руки, бабуль, золотые руки, теплые и заботливые. А тебе кто-нибудь целовал их в молодости?

Клавдия вдруг чуть поежилась, на неё накатили воспоминания. Пока Мария с внучкой ушли в комнату, готовить Анюте постель, бабушка задумалась и всплыли события давнишние, о которых она никогда и никому не рассказывала.

Она вспомнила, как прошла школу медсестер, но на войну её не взяли, по возрасту. Война шла уже три года, но все-таки сумела она схитрить и приписала себе полтора года. Выглядела серьезной и по-взрослому, да в те времена все дети быстро взрослели.

Бои уже прошли в тех местах, когда Клава вместе с такими же медсестрами обходили места боев в поисках раненых солдат. Нашла она уже трех наших солдат, все ранены тяжело, она оказала первую помощь и сообщила своим, чтобы эвакуировали раненых в медсанбат.

Передвигаясь между небольших кустов, Клава вдруг наткнулась на большую воронку, а там примерно в трех метрах от себя, она увидела живого немца, но раненого. Он тихонько стонал, был ранен в руку, а в другой держал автомат.

- Ну все, пришел мне конец, - подумала она, глядя на искаженное от боли лицо немца.

Но он вдруг откинул автомат в сторону и слегла улыбнулся вымученной улыбкой. По возрасту он был молодой, он прекрасно понимал, что жить ему осталось недолго, своих поблизости нет. Ранение было серьезным, он не рассчитывал на помощь и смотрел в небо, а тут вдруг появилась молоденькая медсестра.

Клаве захотелось убежать, но ей стало жаль этого человека, не смогла сдвинуться с места. Сама не ожидая от себя, она вдруг наклонилась над ним, разрезала рукав и стала обрабатывать рану, потом перевязала, а он все бормотал по-своему. Видимо благодарил её. Она напоила его водой из походной фляжки, а на душе скребли кошки, помогает врагу, а если её увидят. Но по-другому она не могла поступить. Клава собралась уходить, а немец здоровой рукой взял её руку и припал к ней губами, он поцеловал ее руку. Она выдернула руку понимая, что он благодарил ее за помощь.

Больше она его не видела, в тот день она еще не одного раненого перевязала, но о встрече с немцем никому не говорила. Боялась. Клава осознавала, что её поступок могут расценить, как предательство, и может закончиться плачевно - военное время. Но в то же время она даже и не понимала, что это было не просто помощь и сочувствие, а величие русской души.

всплыли давнишние события
всплыли давнишние события

Этот случай остался у неё в памяти на всю жизнь, так и не призналась за свою жизнь никому. Даже своему любимому мужу Николаю не рассказывала. Тем более он тоже прошел войну, был ранен трижды. И кто знает, как бы он воспринял её помощь, оказанную в то время немцу.

Победу Клавдия встречала в своей деревне, на фронт её так и не взяли. Работы было много, нужно было все восстанавливать. Вскоре и встретила в соседней деревне своего Колю. Он был старше её на восемь лет, прихрамывал после ранения.

- Девушка, я хочу, чтобы ты стала моей женой, - вдруг услышала она возле сельской лавки, где продавалась нехитрая утварь.

- Это кто? – пронеслось у неё в голове, а повернувшись, наткнулась на уставший взгляд синих глаз.

- Как это, - растерялась девушка, - я вас не знаю…

- Ну и что, ты мне очень понравилась с первого взгляда, а я никогда не ошибаюсь. Знаю, что мы с тобой будем счастливы. Познакомимся, поговорим и узнаем друг друга, я же не говорю, что прямо сию минуту замуж.

Согласилась Клавдия. Во-первых, очень понравился ей такой решительный парень Коля, во-вторых, в то время мало было выбора среди женихов, много парней и мужчин погибло во время войны. Поженились без всякой свадьбы, не до того было. Жили с родителями Клавдии, у Николая своего дома не было, жил у брата. Жизнь постепенно вошла в размеренное русло, родили трех детей.

Никто и никогда ей больше не целовал руки. А когда видела в кино такое, вдруг сразу вспоминала того немца, которому помогла из жалости. И вот этот поцелуй Савелия вдруг разбередил её душу, навалились в очередной раз воспоминания. Так и не поведала никому о своей тайне. Через некоторое время, баба Клава умерла и унесла эту тайну с собой в могилу.

Анюта с Савелием поженились, еще и баба Клавдия погуляла на их свадьбе, пожелала молодым счастья и взаимопонимания. Совсем чуть-чуть не дождалась баба Клавдия рождения очередного праправнука.

Спасибо, что читаете, подписываетесь и поддерживаете меня. Удачи всем в жизни!

Стихи
4901 интересуется