Найти в Дзене
Лана Лёсина | Рассказы

Майя осталась одна с двумя детьми. Надеяться было не на кого

Родной берег 10

Майя с детьми явились домой совершенно без сил. Все трое совсем не были похожи на ту троицу, что уезжала отсюда несколько дней назад. На кухонном столе Майя не обнаружила своего письма к мужу. Это означало только одно - Павел был дома, прочитал ее записку и теперь уверен, что жена уехала в Ленинград. Зная это, Паша не оставил о себе никаких известий.

Начало

Майя заплакала от безысходности. К сестре и маме она не доехала, где муж – не знала. Осталась одна с двумя детьми. Деньги были на исходе, что делать и как жить дальше она не знала.

- Тетя Майя, а мы будем учиться? – поинтересовалась Настя.

Майя выдохнула, она и сама не понимала, почему забыла о работе. Конечно, нужно идти в школу, узнавать. С самого утра они отправились на работу Майи.

Здесь-то и накрыла их воздушная тревога. Директор школы Татьяна Николаевна всем велела бежать в укрытие. Там уже был народ.

- Татьяна Николаевна, я хочу выйти на работу, - после воздушной тревоги Майя пыталась решить главный для себя вопрос.

- А мы уж думали, что вы, голубушка, уехали в эвакуацию, - директор знала много таких случаев, что было совсем неудивительно.

- Мы пытались попасть в Ленинград, но путь уже был отрезан немцами. Это мои племянники, Настя и Витя. Они будут учиться, - объясняла Майя.

Детей записали в школу. Сентябрь еще не наступил, а Майя с детьми уже исправно ходила на работу. Учителя проводили работу с населением по подготовке к противовоздушной обороне. Каждый день город накрывала тревога. Немецкие самолеты летали над городом, сбрасывали снаряды. Когда начался учебный год, уроки часто прерывались и вся школа бежала в укрытие. Вскакивали и дома среди ночи, когда начинала выть сирена.

Казалось, что к таким воздушным тревогам уже привыкли. Хотя быть всегда начеку и готовым в любую минуту бежать, выматывало. Постоянное напряжение забирало силы. Но это было не так страшно, как наступление немцев. Враг рвался к Черноморскому побережью, для него это было стратегически важно. Оттого тревога и напряжение жителей никогда не отступали.

И всё же, ощущать себя среди людей, было спасением, Майя не чувствовала себя одинокой. Ответственность за детей накладывала отпечаток. Нужно было кормить, одевать и обувать ребят. Тех денег, что она получала, едва хватало, чтобы купить продуктов. Магазины почти не работали, а на рынке все было дорого. Спасала недорогая рыба, а летом - овощи, фрукты, зелень. Первый военный учебный год подходил к концу, и вместе с этим нарастал страх. Немцы напирали. Держать оборону становилось всё труднее. Коллеги вовсю поговаривали, что было бы лучше уехать подальше в тыл. Многие, у кого были родственники в глубине страны, уже переехали.

Майе ехать было не к кому. Из новостей она знала, что Ленинград находится в полной блокаде. У неё еще оставалась надежда, что мама и сестра в младшими детьми успели эвакуироваться, и первое время ждала писем от них с нового места жительства. Однако время шло, а известий не приходило. Майя даже боялась представить, что происходит в её родном городе и как там мама, Тая и маленькие двойняшки? Хорошо еще, если с ними остался Дмитрий. Но скорее всего, его призвали на фронт, и помочь женщинам с детьми никто не может.

К тому же, Майя совсем ничего не знала о Павле. В Новороссийске находился основной состав штаба Черноморского флота. Она ходила туда, просила дать сведения о Корнилове Павле Ивановиче. Ей обещали сообщить, как только что-то будет известно, но так ничего и не сообщили.

В воскресный день Майя прижимала к себе Настю. Той приснился сон, она звала маму, и проснулась в слезах.

- Потерпи, девочка моя. Ты уже взрослая, все понимаешь. Как только разобьют немцев, мы сразу же отправимся домой. А пока придется ждать, - уговаривала Майя Настю.

- Ты пойдешь сегодня в госпиталь? Можно с тобой?

- Можно. В госпитале меня ждут. Ты же вчера сама видела, сколько раненых туда привезли.

Майя с ранней весны ходила ухаживать за ранеными. В госпитале не хватало женских рук. К тому же, эта работа давала небольшую прибавку к зарплате. Дети, хотя и ели не досыта, были худыми, но тянулись кверху. Одежда становилась мала. Майя кое что перешивала им из своей и Павла. Пережив зиму, она строила большие планы на лето.

-2

Предстояло хорошо подготовиться к зиме. Можно было заранее заготовить дров. Втроем они могли наносить палок и разных деревяшек пусть не на всю зиму, но хотя бы на какой-то период. Еще стоило насолить и насушить рыбы, запастись овощами. Словом, предусмотреть всё, что поможет выжить.

Продолжение.