Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Кромвель против короля. Глава 37. Армия выступает

Взбешенные попыткой распустить их солдаты Армии новой модели начали действовать. Первым шагом стал захват особы короля. 4 июня 1647 года к Холмби-Хаусу подъехал отряд из 500 человек. Стоявший во главе него корнет Джойс заявился к королю и попросил его следовать за отрядом. Карл I задал вопрос: «Кто вам дал полномочия?» Джойс указал на своих солдат: «Вот мои полномочия». Монарх счел довод убедительным и подчинился. Вроде бы простая история. Кроме одного. Историки до сих пор не уверены, какова во всем этом была роль Оливера Кромвеля. Действовал ли Джойс с его позволения? Или генерал был поставлен перед фактом? Возможно, офицеры хотели заставить его определиться с выбором стороны в конфликте между армией и парламентом. Известно, что накануне Джойс явился к Кромвелю. Но, строго говоря, неизвестно, о чем они говорили. С большой долей вероятности о захвате короля. Но вероятность – такое дело, неопределенное. После захвата короля Джойс написал Кромвелю: «Сэр, мы захватили короля … Поспешите о
Оглавление
Джордж Джойс.
Джордж Джойс.

«Вот мои полномочия»

Взбешенные попыткой распустить их солдаты Армии новой модели начали действовать. Первым шагом стал захват особы короля.

4 июня 1647 года к Холмби-Хаусу подъехал отряд из 500 человек. Стоявший во главе него корнет Джойс заявился к королю и попросил его следовать за отрядом. Карл I задал вопрос: «Кто вам дал полномочия?» Джойс указал на своих солдат: «Вот мои полномочия». Монарх счел довод убедительным и подчинился.

Вроде бы простая история. Кроме одного. Историки до сих пор не уверены, какова во всем этом была роль Оливера Кромвеля. Действовал ли Джойс с его позволения? Или генерал был поставлен перед фактом? Возможно, офицеры хотели заставить его определиться с выбором стороны в конфликте между армией и парламентом.

Известно, что накануне Джойс явился к Кромвелю. Но, строго говоря, неизвестно, о чем они говорили. С большой долей вероятности о захвате короля. Но вероятность – такое дело, неопределенное.

После захвата короля Джойс написал Кромвелю:

«Сэр, мы захватили короля … Поспешите ответить нам, дайте знать, что нам теперь делать. Мы решили не подчиняться ничьим приказам, кроме генерала Фэрфакса. Пока мы здесь, мы будем следовать указаниям парламентских комиссаров, если найдем их разумными… Умоляю вас, как можно скорее рассмотрите это дело и решите, как нам дальше поступить».

После получения этого сообщения Кромвель решился. Он выехал из Лондона и присоединился к армии в Ньюмаркете.

Вишенкой на торте истории с захватом монарха служит следующая сцена. Кромвель явился к королю и стал уверять, что не имеет отношения к выходке Джойса. Карл ответил: «Не поверю, пока вы его не повесите». Вместо повешения Джойс получил повышение по службе.

Захват Карла I Джойсом.
Захват Карла I Джойсом.

Программа армии

Фэрфакс, Кромвель, Айртон и еще ряд их сторонников встали во главе армейского комитета. Имея в своих руках короля, армия из только военной силы превращалась в силу политическую.

Пресвитериане в Лондоне и их парламентские лидеры принялись готовить столицу к обороне. Они созывают свое ополчение. Также были посланы гонцы в северную армию генерала Пойнца.

Армия новой модели вновь заволновалась. Волнения вылились в принятие 23 июня «Новой ремонстрации» или «Декларация армии». Это был ультиматум парламенту: прекратить сбор ополчения, прекратить парламентские переговоры с королем (всё равно он под контролем армии), изгнать из парламента 11 наиболее рьяных пресвитериан.

Также «Декларацию» можно рассматривать как программный документ об основах организации государственной власти. Долгий парламент предлагалось распустить, заменив его созываемым на два года новым парламентом. Новый парламент не должен подчиняться ни знати (значит, упраздняем палату лордов), ни королю.

Встревоженный парламент собрался 26 июня в Вестминстере. Что делать? Что-что, бежать, конечно. И 11 поименованных в «Декларации» парламентариев от греха подальше бежали за границу.

После этого присмиревший парламент решил принять требования армии. Но тут взбеленились пресвитериане Лондона. Если индепендентская армия войдет в столицу, кричали они, нас всех перебьют. И возбужденная толпа заставила парламент изменить свое решение.

Более того – теперь индепенденты в палате общин стали беспокоиться за свою жизнь. Около 60 человек депутатов-индепендентов потихоньку покинули столицу и присоединились к армии. Теперь армия располагала и своим королем, и своим парламентом.

Собственно, по этим фактам видно, что парламент в Англии уже не являлся независимой силой. Им могла вертеть любая вооруженная группа.

-3

Поход на Лондон

Прибывшие в армию изгнанники из парламента взбудоражили солдатскую массу. Вновь загремели митинги. 16 июля солдаты (агитаторы, конечно) выработали петицию к главам комитета – они требовали похода на Лондон:

«Нельзя больше медлить. Нельзя дать возможность врагам собрать силы для возбуждения смуты и вовлечения несчастного королевства в новую и еще более кровопролитную войну… Пребывание армии вдали от Лондона дает возможность враждебной партии оскорблять нас и действовать против нас… Пока армия не займет столицу, ничего не будет сделано для благополучия народа и самой армии…»

Сдержать этот поток стало невозможно. Генералы повели армию на столицу. Предварительно Кромвель, Айртон и их соратники составили манифест, названный «Главы предложений, выдвинутые армией».

Во многом «Главы» повторяли требования «Декларации». Но они дополнялись некоторыми пунктами. В частности, отстаивалась религиозная свобода. Армия и флот формально выводились из подчинения королю.

Хорошо бы король подтвердил «Главы». 23 июля документ был представлен Карлу I. Тут-то он решил взбрыкнуть. Опробовать, так сказать, свою силу. Король отказался подписывать документ, заявив Айртону:

«Вы не в состоянии существовать без меня. Вы погибнете, если я вас не поддержу».

Посмотрим, посмотрим. Армия ведь может и проигнорировать позицию битого ею монарха. Она и проигнорировала, продолжив марш на Лондон. Воспрепятствовать ей никто не решился.

В ночь с 3 на 4 августа авангард занял въезд в город. Днем 6 августа через столицу торжественно промаршировали 18 тысяч человек Армии нового образца. Во главе кавалерии ехал Кромвель. Фэрфакс двигался рядом в коляске.

В Гайд-парке колонну встретил мэр и олдермены. Они попытались преподнести Фэрфаксу золотой кубок. Тот проигнорировал депутацию и проехал мимо.

Впрочем, оставлять солдатню в Лондоне генералы не думали. Во-первых, опасно для горожан. Во-вторых, опасно для армии. Штаб-квартира разместилась в 10 км от столицы в Патни. Король, наконец, въехал в Хэмптон-корт.

Продолжение:

--------

Все материалы серии "Кромвель против короля":

Кромвель против короля | Internetwar. Исторический журнал | Дзен