Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Кромвель против короля. Глава 36. Король, парламент и армия

В январе 1647 года шотландцы фактически продали парламенту контроль над королем Карлом I. Встал вопрос: что делать с ним, куда его поместить? В Лондон? Пока не заключено соглашение с Карлом, определенно нет. В итоге решили: поселим короля в одном из замков. Местом пребывания Карла I парламент избрал Холмби-Хаус в Нортгемптоншире. По пути к месту – заключения? ссылки? временного пребывания? – королю демонстрировались знаки почтения. Сам командующий Армией новой модели Томас Фэрфакс спешился и поцеловал своему монарху руку. По пути следования к замку Холмби короля приветствовали толпы народа. Сам Карл накладывал руки на страдающих золотухой. И попутно убеждался, что дело его еще не проиграно, что у него найдется, на кого опереться в грядущей борьбе. Относительной популярности короля способствовало тяжелое экономическое положение в стране. Пока шла открытая война, еще можно было оправдывать высокие налоги и ограничения в экономической деятельности. Но вот уже около года как прекратились с
Оглавление
Карл I в Холмби-Хаус. Кадр из фильма "Кромвель" (1970).
Карл I в Холмби-Хаус. Кадр из фильма "Кромвель" (1970).

Король

В январе 1647 года шотландцы фактически продали парламенту контроль над королем Карлом I. Встал вопрос: что делать с ним, куда его поместить? В Лондон? Пока не заключено соглашение с Карлом, определенно нет. В итоге решили: поселим короля в одном из замков.

Местом пребывания Карла I парламент избрал Холмби-Хаус в Нортгемптоншире. По пути к месту – заключения? ссылки? временного пребывания? – королю демонстрировались знаки почтения. Сам командующий Армией новой модели Томас Фэрфакс спешился и поцеловал своему монарху руку.

По пути следования к замку Холмби короля приветствовали толпы народа. Сам Карл накладывал руки на страдающих золотухой. И попутно убеждался, что дело его еще не проиграно, что у него найдется, на кого опереться в грядущей борьбе.

Относительной популярности короля способствовало тяжелое экономическое положение в стране. Пока шла открытая война, еще можно было оправдывать высокие налоги и ограничения в экономической деятельности. Но вот уже около года как прекратились сражения, а жить стало только тяжелее.

Ремесленники не находили сбыта своим товарам и разорялись. Крестьяне бедствовали – и далеко не все из них были разорены проходившими через провинции армиями.

Справедливости ради, надо отметить, что не во всех бедах виновата война. С 1646 года в течение шести лет складывались неблагоприятные погодные условия, год за годом страну накрывал неурожай. И кто должен расплачиваться за это? Тот, кто находится у власти. Не король – значит парламент.

Следующие полгода, находясь в Холмби-Хаус, Карл вел внешне спокойную жизнь. Свобода короля, конечно, была несколько ограничена, но всё выглядело благопристойно. Он мог совершать конные прогулки, принимать гостей, имел неплохой стол и доступ к развлечениям.

Одновременно Карл вел переговоры с враждующими группировками. Он не собирался достигать договоренности с одной из них. Главная цель – расширить возникающие трещины, довести противников до состояния открытого конфликта.

"Король не подпишет мир, пока не будет распущена армия!" Кадр из фильма "Кромвель" (1970).
"Король не подпишет мир, пока не будет распущена армия!" Кадр из фильма "Кромвель" (1970).

Парламент

Парламент в это время думал, что делать с армией. Война вроде бы закончилась, и содержать под ружьем десятки тысяч человек было накладно. Особенно при текущем состоянии государственных финансов.

Но деньги – это полбеды. В отношениях власти и армии назревала беда пострашнее. Единственная настоящая сила в стране – Армия новой модели – запросто могла опрокинуть любую власть. И пресвитерианскому парламенту было чего опасаться.

Тут надо отметить, что к 1647 году на фоне нарастающего экономического кризиса в обществе стали набирать вес новые, более радикально настроенные силы. В роялистски настроенной печати им дали наименование левеллеров – уравнителей.

В принципе, название говорящее. Левеллеры выступали, прежде всего, за уравнивание в религиозных правах. Но следом им приписывали и стремление уравнять людей в социальном смысле.

Так вот эти самые левеллеры и их неформальный лидер Джон Лилберн искали (и находили!) опору в обиженной на парламент армии. А армия была действительно обижена.

18 февраля 1647 года в парламенте приняли решение: армию распустить. Оставить только 10 тысяч пехоты и 6400 кавалерии, раздробив эти силы по гарнизонам. Прочим солдатам предложили завербоваться в Ирландскую армию и отправиться воевать на Зеленый остров (мы помним, что еще до Гражданской войны там началось восстание).

И да, всем офицерам предписано признать пресвитерианскую церковь. Кто недоволен, вон из армии.

И еще! Генералом в армии останется один человек – Томас Фэрфакс. Больше ни одного офицера в чине генерала. Ни одного члена парламента в армии тоже не должно остаться. Все понимали: это летели камни конкретно против Кромвеля и его сподвижников вроде Айртона.

Митинг в Армии новой модели. Кадр из фильма "Кромвель" (1970).
Митинг в Армии новой модели. Кадр из фильма "Кромвель" (1970).

Армия

Отреагировать сразу Кромвель не мог – в январе 1647 года он тяжело заболел. Врачи обнаружили у него в голове абсцесс. Дело могло кончиться совсем плохо. Но Кромвель выжил, хотя восстанавливался несколько месяцев. Только в марте он начинает появляться в обществе.

Ослабленному болезнью Кромвелю предстояло определиться, с кем он: с армией или парламентом. Выбор в пользу армии означал новый виток политической турбулентности, мятеж и войну.

Кромвель не был радикалом, он не имел намерений опрокинуть установленный Богом порядок вещей. Нет, он выбирает закон и порядок. Первые его действия 22 марта 1647 года направлены на примирение армии и парламента. Он высказывается в том смысле, что армия, конечно, подчиниться законным требованиям.

Но солдаты уже вышли из-под контроля некогда любимого генерала. Здесь надо вспомнить. Что Кромвель покинул войска еще в июне 1646 года, то есть утратил с ними непосредственный контакт. За почти год многое изменилось.

Армия осознала свою силу. И была готова ее применить.

Началось-то всё с банальных требований выплаты жалованья. Испытывающий дефицит средств парламент задолжал войскам около 300 тысяч фунтов. Так что солдаты справедливо требовали своего законного.

Для отстаивания прав и требований 8 из 10 кавалерийских полков выбрали по два представителя от полка. Их назвали агитаторами. Агитаторы составили своего рода армейский комитет. Дальше требования начали нарастать.

Прежде всего комитет выдвинул лозунг «Увольнять либо всех, либо никого. Посылать в Ирландию либо всех, либо никого».

Парламент отреагировал грубым запретом на представление солдатских петиций. Армейский комитет агитаторов немедленно включил в свои требования разрешение на представление петиций армии парламенту.

Агитаторы и левеллеры стали распространять слухи о том, что парламент готовит новую армию, направленную против Армии новой модели. Не обошлось без Карла I. Дескать, во главе парламентской армии теперь встанет монарх.

В мае 1647 года для переговоров с агитаторами парламент направил Кромвеля, Айртона, Скиппона, Флитвуда – генералов, еще год назад имевших в войсках и авторитет и вес. С большим трудом делегатам удается как-то успокоить возбужденных солдат. Прежде всего обещанием выплаты жалованья в течение 2 недель.

И только-только намечается путь к компромиссу, как парламент наносит ответный удар: принято решение 1 июня начать роспуск армии. Жалованье? Денег в казне нет! При этом Кромвелю демонстративно выплачиваются без малого 2 тысячи фунтов генеральского жалованья.

1 июня при приближении офицеров, везших указ о роспуске, солдаты подняли мятеж, расхватали оружие и покинули лагерь.

Страна замерла на пороге новой войны. На этот раз между армией и парламентом. То-то, наверное, Карл I довольно потирал руки.

Продолжение:

--------

Все материалы серии "Кромвель против короля":

Кромвель против короля | Internetwar. Исторический журнал | Дзен