Русская художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова (годы жизни 1884-1967) родилась в имении Нескучном, что в Курской области. Весь её творческий путь наполнен жизнью картин и светом любви к людям. Она была замечательным человеком, любящей женой и матерью, настоящей самоотверженной личностью, прошедшей через все жизненные трудности. В её сердце горел неисчерпаемый факел вдохновения, озаряющий внутренний духовный мир художницы своим солнечным сиянием. Зинаида Серебрякова – первая леди в мировом искусстве. Её художественные работы очень известны и популярны. Общество высоко ценило многолетний труд чудесной художницы. Её памяти организованы выставки и выпущены почтовые марки с изображением картин мастерицы.
Серебрякова родилась и выросла в знаменитой творческой семье Бенуа. Её отец был известным скульптором. С детства Зинаида восторгалась его работами. Девочка была очень похожа на него. Её мать работала художником-графиком. Дедушка прославился в архитектуре. А двоюродная сестра Надежда выбрала для себя профессию художника-иллюстратора. Детство Зинаиды прошло в родном селе, окружённом со всех сторон русскими лесами и полями. Любовь к природе зародилась в её душе довольно рано. Девочка искренне восхищалась цветущими садами, соловьиными трелями и просторами своей Отчизны.
Она росла замкнутым и слабым ребёнком, была серьёзна не по годам, любила уединение и тишину. Родители часто устраивали домашние праздники, спектакли, чтение любимых книг и музыкальные вечера, в которых Зина с удовольствием принимала самое активное участие. Зимой семья жила в Петербурге – в квартире деда, а летом перебирались в деревню. Дома Зинаида постоянно рисовала. Она изображала на бумаге деревья, небо, солнце, сады, дома, ветряные мельницы. Ей нравилась жизнь и быт крестьян. В них она видела близость и любовь к родине, людям, природе, животным.
В 1900 году девушка поступила в женскую гимназию, которую успешно окончила. Впереди была учёба в художественной школе, которую основала княгиня, дворянка, педагог и общественный деятель Мария Тенишева. В дальнейшие годы она училась у живописца, гравёра и литографа Осипа Бразо. Поездка в Италию подарила ей новые впечатления и освежила творческие планы. Обучение в парижской Академии Искусств Де-Ла-Гранд-Шомьер принесло ей заслуженный успех.
Серебрякова была замужем за своим родственником – Борисом Серебряковым, который был старше её на четыре года. Любовь молодых людей была удивительной! Они долго скрывали свои чувства. Её кузен работал инженером-строителем и ездил на практику в Маньчжурию. Церковь не давала им согласия на брак, нужно было специальное разрешение на благословение. Но они всё же обручились. От брака родились четверо детей: Евгений, Александр, Екатерина и Татьяна. Все они обрели в жизни творческие профессии. Её супруг свой жизненный путь окончил рано. Он скончался от тифа. Зинаида воспитывала детей одна, и до конца жизни хранила верность его памяти. Она больше так и не вышла замуж.
1914-1917 годы – расцвет художественного творчества Зинаиды Серебряковой. В это время она писала много картин на темы крестьянского быта и русской деревни. Вскоре художница стала членом общества «Мир Искусства», в котором познакомилась с весьма интересными людьми. В 1916 девушка увлеклась Востоком. Она талантливо изображала на холсте восточных красавиц в образах южных государств.
Революция 1917 года принесла семье Бенуа волнения, страдания и жизненные невзгоды. Свирепствовали разруха, варварство, разбои и грабежи. Семья собрала вещи и переехала в Змиев (позднее Харьков). Их имение было полностью разграблено и уничтожено. Молодая художница рисовала углём и карандашом, масляных красок в доме не было. Она была сотрудником Археологического Музея в Харькове и делала наброски разных музейных экспонатов. В 1920 Зинаида уехала жить в Петроград. Здесь она общалась с творческой богемой города, много рисовала на театральные темы, была вдохновлена поэзией Александра Пушкина, Александра Блока и литературными творениями Фёдора Достоевского. Её повсюду окружали музы. Она рисовала автопортреты, природу и портреты близких людей. Блистательный автопортрет «За Туалетом» принёс ей славу и известность. Художница относилась к работе с огромным трудолюбием. Её авторские произведения наполнены земной гармонией, силой материнства, пластикой и великим чувством прекрасного.
В 1924 году Зинаида Серебрякова уехала на заработки во Францию. Но в Париже она нищенствовала, так как спроса на её картины почти не было. Редкий заработок она отправляла детям в Россию. Престарелой матери тоже требовалась помощь. Её дети – Александр и Екатерина – получили французское гражданство. Дочь Катя поддерживала Зинаиду до конца её жизни. Благодаря дочери картины матери вернулись в Россию и обрели там известность. Последняя работа Серебряковой носила название «Автопортрет». С 1928-1929 по 1932 художница жила в Марокко, где рисовала арабские сюжеты. Там же она написала цикл картин о рыбаках французского южного региона Бретань. 19 сентября 1967 года её творческий путь оборвался. Она скончалась от инсульта в возрасте 82 полных лет. Похоронена Зинаида Евгеньевна на территории Франции.
1 картина. «За Обедом (За Завтраком)»
- Дата создания: 1914 год
- Размеры: 88,5 х 107 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Великолепный художественный шедевр создала Зинаида Серебрякова! Она вложила в свой труд всю ценность своего авторского мастерства! Сюжет картина «За Обедом» (также известная как «За Завтраком») – это простая бытовая сцена. В 1940 году художественное произведение искусства вошло в собрание картины певицы Лидии Руслановой. Зинаида Серебрякова умела понять мир ребёнка. У неё от брака с двоюродным братом Борисом Серебряковым было четверо чудесных детей: Евгений, Александр, Екатерина и Татьяна. Дети любили ей позировать. Им было интересно, как мама их рисует. Зинаида сказочно колдовала кистью и красками, превращая мечту в реальность! Портреты оживали у всех на глазах! В них было столько добра, тепла и солнечного света! Она радовала окружающий мир счастьем своего творчества!
В художественной работе искусно передано счастливое и беззаботное детство! Групповой портрет её детей дарит земную божественную любовь! Дети – частички этой Вселенной. Они умны, мудры, добры и нежны, а ещё могут многому научить взрослых, стоит только прислушаться к сердцу ребёнка, ощущая его душевную чистоту. Зинаида Евгеньевна была тонким знатоком детской психологии, умела на холсте передать характер каждого малыша. Вот они, прекрасные детские черты: мечтательность и задумчивая непосредственность Жени, общительность и разговорчивость Саши, непоседливость и любознательность Тани. Всё смешалось в единое русло их внутреннего, духовного мира!
На переднем плане картины изображены Саша и Таня (она же Тата). Мальчик ест из тарелки суп, повернувшись лицом к матери, занятой творческой работой. Он хочет общаться и выразить свои мысли, в голове у него много вопросов. Но он знает, маме мешать нельзя. Маленькая Тата в синем платье и кружевном белом переднике, положив руку на тарелку, с удивлением наблюдает за происходящим. Ей хочется слезть со стула и подойти поближе к рисующей их маме. На заднем плане картины сидящий за столом Женя. Он держит в руках стакан с водой и полон своих мечтаний. Стол накрыт красивой, белоснежной скатертью. На нём столовые приборы, салфетки, предметы кухонного обихода. Бабушка (по совместительству няня своим внукам) с теплотой разливает суп по тарелкам.
В картине переданы контрастные сочетания синего и белого цветов, разные оттенки коричневого. Спокойные тона цветового колорита создают мирную, тихую, домашнюю атмосферу. Портреты детей в творчестве художницы занимали особое место. В ранний период она любила изображать крестьянских детишек. В них её привлекали характер, внешность, манеры, становление личности. Художественная работа дарит доброту и любовь. Она заряжает благоприятной энергией, несёт оптимизм, дарит хорошее настроение. Картина будет замечательно смотреться в домашнем интерьере гостиной и детской комнаты.
2 картина. «Автопортрет»
- Дата создания: 1920-ые годы
- Размеры: 44 х 29 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
Сие живописное произведение искусства создано в художественном стиле экспрессионизма. Блистательно и красиво написала художница собственный автопортрет! Она изобразила себя в перерыве между любимыми творческими занятиями. С портрета на нас смотрит удивительная и талантливая женщина. Её красота необыкновенна, и вместе с тем невероятно проста. Автор выглядит привлекательно, думая о чём-то хорошем. Её взгляд очаровательный и игривый.
Большие, лучистые глаза Зинаиды Серебряковой сияют весело и лукаво. Улыбка озаряет её лицо. Вероятно, художница рисовала картину и задумалась о дальнейшей судьбе. Ей спокойно и легко на душе. Впереди много событий, планов, путешествий, приятных забот о семье. На голове Зинаиды интересный головной убор, похожий на восточную чалму. Из-под него выбилась прядь волос. Светлый и поэтичный образ художницы наполняет потоком счастья и возвышенной романтики. Тяжёлая жизнь её не сломила, благодаря огромной духовной силе. Она пережила смерть любимого мужа, бедствия Октябрьской революции, голодные странствия за границей, но осталась верна своему материнскому долгу. С любовью и нежной теплотой она заботилась о детях и продолжала писать картины. Они обогащали её внутренний духовный мир. Автор тонко чувствовала всё, что её окружало, придавая каждому дню особенную неповторимость.
Свой автопортрет художница написала в Петербурге. Она испытывала бесконечное вдохновение прекрасным! Здесь было создано много работ и автопортретов. С ней всегда пребывали музы. И каждый день она посвящала творческой деятельности. Полотно написано в светло-серых тонах с использованием водорастворимых красок. Всё окутано загадочной дымкой и тайной. Магия автопортрета восхищает непревзойдённым художественным мастерством Зинаиды Евгеньевны. Каждый штрих и мазок уникальны!
Композиция несёт в себе свет, доброту, радость, отличное настроение и заряжает благоприятной энергией. Авторскую работу приятно созерцать, любуясь красотой русской художницы! Её обаяние прямо светится из глубины души, озаряя собой окружающий мир. Оно божественно. Картина будет замечательно смотреться в домашнем интерьере гостиной и рабочем кабинете. «Автопортрет» располагает к гостеприимному, дружескому общению в кругу близких и друзей и к занятиям творчеством.
3 картина. «За Туалетом. Автопортрет»
- Дата создания: 1909 год
- Размеры: 75 х 65 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Красивый и светлый автопортрет под названием «За Туалетом» был создан в художественном стиле реализм. Зинаида Евгеньевна изобразила себя на холсте талантливо и гениально! От портрета веет чистотой и свежестью женской гармонии. Художница с любовью нарисовала себя перед зеркалом за утренним туалетом. Красивая, молодая женщина, обхватив одной рукой копну густых, длинных рыжевато-коричневых волос расчёсывает их гребнем. Она видит в зеркале своё отражение и любуется им. Как прекрасна молодость и красота! Каждое мгновение жизни неповторимо!
Прямо перед ней тумбочка с женскими атрибутами: шкатулка с украшениями, коробочка для пудры и румяны, салфетки, брошки, заколки, бусы, флакон с духами. По бокам стоят длинные восковые свечи. Серебрякова жила зимой в доме мужа – в родном селе Нескучном. Супруг часто уезжал по делам в командировку, а Зинаида ждала его дома с детьми. Стояла ранняя зима. В комнате было тепло и уютно. Дети играли в детской. Художница подошла к зеркалу и задумалась, ожидая приезда мужа. Неожиданно ей захотелось себя нарисовать. Она улыбнулась своему зеркальному отражению и взяла в руки кисть. Картина озарена необыкновенным светом женской души молодой художницы! Она красива, гармонична и поэтична!
Зинаида Евгеньевна использовала в работе яркий и насыщенный колорит красок. Белый цвет в композиции занимает особое место. Полотно получилось просто замечательное! В 1910 году оно было размещено на выставке «Союза Русских Художников» в Петербурге. Картина удивила и зрителей, и близких людей Серебряковой. В более поздние годы её авторские работы экспонировались в московской Третьяковской Галерее и на персональных выставках художницы в Москве, Киеве и Ленинграде. В 2017 с большим успехом прошла ретроспективная выставка её полотен в Инженерном Корпусе всё той же Третьяковской Галереи.
Художественная работа дарит добро, радость, оптимизм, очарование и земную любовь. В ней струится поток солнечного света, озаряя всю Вселенную. Картина исцеляет от тревоги, депрессии, заряжает положительной энергией. Композиция оказывает благоприятное действие на зрение зрителя. На неё приятно смотреть и восхищаться простой женской красотой.
4 картина. «Карточный Домик»
- Дата создания: 1919 год
- Размеры: 65 х 75,5 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Великолепный художественный шедевр под названием «Карточный Домик» был написан в художественном стиле модерн, с сюжетом жанровой сцены. На полотне изображены четверо детей Зинаиды Серебряковой, которые сооружают на столе карточный домик. Дети выглядят худыми, истощёнными и уставшими. Октябрьская революция 1917 года наложила на их личности суровый отпечаток. Зинаида Евгеньевна написала эту работу в тяжёлое время, когда потеряла любимого супруга, своё родовое имение и осталась без средств к существованию с пожилой матерью и четырьмя детьми на руках. И только глубокая вера в Бога дала ей силы выстоять и выжить ради светлого будущего своих детей. Трудная, полная лишений и страданий жизнь её не сломила. Она нашла в себе силы продолжать работать и жить. Творчество её спасало.
После бедствий и разрухи Октябрьской революции она нашла работу в Археологическом Институте города Харькова, где делала зарисовки музейных экспонатов. Жизнь проходила в нищете и бедности, а прошлое разлетелось, как карточный домик. Это представление о жизни и побудило её к созданию сего полотна. Дети повзрослели и сильно похудели. Таня – худенькая, изнурённая голодом, тихая и смиренная, раскладывает карты на столе. Катя с широко раскрытыми глазами наблюдает за происходящим. Она тяжело переживает послевоенную обстановку, в её глазах видны беспомощность и отчаяние. Мальчики малоподвижны. Их больше не интересуют шумные игры. Они не играют в салки и мяч, не бегают наперегонки, не резвятся друг с другом. В них нет огонька и былого задора.
На столе стоит ваза с васильками. Катя принесла цветы с поля. Рядом лежит растрёпанная кукла. Никто уже не играет в эти игрушки, как в детстве. Всё теперь по-другому. Зинаида Серебрякова использовала в художественной работе яркие и насыщенные тёмно-синие цвета. Они передают глубину скрытых детских переживаний. Дети смотрят на карточную постройку с опасением, думая, что она может рухнуть от любого прикосновения или ветерка так же, как ушла в небытие их счастливая, прошлая жизнь.
Картину интересно созерцать, размышляя в полном уединении о вечном. Она несёт теплоту, согревая окружающих божественным светом. Работа развивает фантазию, воображение, укрепляет память и внимание. Её можно использовать для лечения тревог и страхов. Художественное произведение искусства будет прекрасно смотреться в домашнем интерьере гостиной, спальни или же рабочего кабинета.
5 картина. «Автопортрет с Дочерьми»
- Дата создания: 1921 год
- Размеры: 90 х 62 сантиметра
- Место нахождения: Рыбинский Государственный Историко-Архитектурный и Художественный Музей-Заповедник (Рыбинск, Ярославская область, Россия)
Данная картина была создана в художественном стиле реализм. Молодая художница непревзойдённо изобразила себя на полотне, в момент рабочего перерыва, с кисточкой в руках, и двух дочерей – Екатерину и Татьяну. Девочки с радостью подошли к матери, чтобы побыть с ней наедине. Они прижались к близкому человеку, крепко обнимая её руками. Хорошо, тепло, прекрасно им всем вместе! Родных людей ведёт по жизни земная любовь! Девочки одеты в тельняшки, присущие моде прошлого времени. Они школьного возраста, 10-12 лет. Зинаиде Серебряковой около 35. Она выглядит молодо и привлекательно. Дочери внешне на неё очень похожи, хотя по характерам совершенно разные. Катерина – сама забота и нежность, Татьяна – сила и красота.
Екатерина умна и мудра не по годам. В её взгляде чувствуется взрослость и серьёзность, хотя девочка ещё совсем юная. Она чувствует своё предназначение уже с детства – быть рядом с матерью, помогая ей во всех делах. В будущем она возглавила Фонд Зинаиды Серебряковой во Франции, жила за границей с матерью долгие годы, поддерживая морально и материально. Катя также выбрала для себя профессию художницы.
Татьяна после разлуки с близким человеком увиделась с мамой только через 38 лет. Она пробовала себя в балете и выбрала профессию театрального художника. С картины на нас смотрит миловидная семейная идиллия матери и дочерей. Зинаида Серебрякова – прекрасная, обаятельная женщина, любящая своих детей. Ради них она готова абсолютно на всё! За её плечами трудная жизнь, полная лишений и страданий, но в её сердце всегда горит неисчерпаемый огонёк вдохновения. Она пыталась заработать на картинах в Париже, но спрос на них был мизерный. И только благодаря её дочери Екатерине работы получили широкую известность в России и за рубежом.
Картина выполнена в тёмно-синей, насыщенной красками цветовой палитре. Задний фон интересный и яркий. Зинаида Серебрякова – великолепная художница своего времени. Она умела творить прекрасное. Художественная работа несёт в себе свет, тепло, добро и взаимную любовь. Она обожествляет, окрыляет, вдохновляет. Композиция побуждает думать, мечтать, чувствовать, любить, боготворить. Картина дарит отличное настроение, заряжая благоприятной энергией. Она исцеляет от тревоги и тоски, дарит спокойствие и душевный уют. Полотно будет замечательно смотреться в домашнем интерьере гостиной, детской и рабочем кабинете.
6 картина. «Портрет Анны Андреевны Ахматовой»
- Дата создания: 1922 год
- Размеры: 44 х 35 сантиметров
- Место нахождения: Музей Анны Андреевны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург, Россия)
Великолепный художественный шедевр с изображением поэтессы Анны Ахматовой создала Зинаида Серебрякова! Сколько в ней силы, терпения, трудолюбия и преданности своему делу! Талантливая и одарённая художница изобразила чудесное творение под впечатлением поэзии Ахматовой. Её вдохновляли литература и художественное искусство. Ахматова была одной из любимых её поэтесс. В ней Зинаиду восхищали божественный свет души, вера в любовь, стойкость, сила духа и вечная борьба против зла.
Портрет был создан в Петербурге. Он получился замечательным, передавая мечтательный характер великой поэтессы и её склонность к философским раздумьям. Ей удалось художественно выразить в нём все благородные черты Анны Ахматовой, её внешний вид и манеры. Поэтесса, опёршись на руку, задумчиво смотрит вдаль, думая о своей жизни и творчестве. Этот прекрасный момент и запечатлела Зинаида Евгеньевна на обычной бумаге. Красивая женщина с простыми чертами лица! Всего несколько обычных линий и контуров, и на рисунке появился чудесный образ поэтессы! Собранные в пучок волосы, спадающая на лоб чёлка, тонкие брови, глубокие глаза, лёгкий румянец на щеках, прямой нос с небольшой горбинкой и миниатюрные губы подчёркивают добрый и открытый характер Анны. Она любила мир, людей, природу, уединение. Необыкновенно чуткий и приятный человек. Поэзия светила ей путеводной звездой вплоть до конца её дней.
Серебрякова создавала художественную работу в Петербурге в течение года. Много было набросков, зарисовок, черновиков. Портрет Анны Ахматовой выполнен в красно-коричневых линиях, что придаёт ему естественный оттенок. Зинаида Евгеньевна вложила в свой труд большое усердие. Рисунок создан на светлом заднем фоне. Он дарит зрителю радость и восхищение. Картина несёт свет, добро, любовь и счастье. Она воодушевляет и побуждает к творчеству. В ней сочетаются все лучшие качества Анны Андреевны: милосердие, заботливость, человечность, мужество и несгибаемость перед тяжёлыми жизненными обстоятельствами. Портрет дарит красоту и гармонию, заряжает благоприятной энергией.
7 картина. «Дочка Катя с Куклами»
- Дата создания: 1923 год
- Размеры: 63 х 47 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
Живописный портрет своей дочери Екатерины был написан художницей в 1923 году в художественных стилях реализм и модерн пастелью на бумаге. Нынче картина находится в частной коллекции. Сколько материнской любви, тепла и заботы в гениальной художнице! Её любимая младшая дочь Катя изображена в своей детской комнате. Девочку удалось застать для позирования в хороший, удобный момент, во время игры в куклы. Юная особа с интересом согласилась, и села с игрушками в кресло.
Взгляд у Кати внимательный, серьёзный, сосредоточенный. Ей нравилось, когда мама её рисовала. Глаза у девочки умны и мудры, на щеках яркий румянец. Черты лица благородны и великодушны! Она одета в сине-голубое платьице. Рыжие волосы аккуратно заплетены в косичку. Во взгляде чувствуется взрослость. Рядом с ней сидят три куклы: справа – одна, слева – две. Они нарядно одеты. У них есть свои имена. Куклы – это воплощение детской индивидуальности. Каждая игрушка несёт свою ценность, помогая ребёнку проникнуть в мир взрослой жизни. Девочка – будущая жена, мама и хозяйка дома. Мгновения детства неповторимы!
Дочь художницы – божественное создание! Она любит дом и своих близких. От неё льётся доброта и солнечный свет. Несмотря на свой юный возраст, Катя уже серьёзно относится к жизни. На столе чашка, тарелка, книга, маленький игрушечный домик, ручка и блокнот. На стене висят старинные часы. В комнате чувствуется уютная, спокойная, домашняя атмосфера. В работе автор использовала синие и белые цвета. Они великолепно гармонируют с детской комнатой. Интересен технический приём с пастелью. Зинаида Серебрякова, вероятно, использовала в своей работе цветные, мягкие карандаши, сделанные из толчёных и спрессованных красочных пигментов. Цветовая палитра картины насыщена яркостью, свежестью, чёткими контурами. Всё, будто бы играет в сказке счастливого и беззаботного детства. Екатерина с интересом смотрит на рисующую её мать. В будущем она тоже станет художницей, а пока она просто мечтает об этой профессии.
Картина дарит великолепное впечатление! Её приятно созерцать и размышлять о жизни, окунаясь в детство. Она несёт светлое добро и тепло, заряжает благоприятной энергией, исцеляет от депрессии и нервных заболеваний. В художественной работе сочетается всё самое лучшее и позитивное. Она будет прекрасно смотреться в домашнем интерьере гостиной и детской, даря красоту и гармонию.
Продолжение художественного искусства кисти Зинаиды Серебряковой подготовлено для вас на этой странице.