Петербург - это город контрастов. Недавно я прочел, уже в который раз, эту сакраментальную фразу и, что самое удивительное, не испытал по ее поводу ни малейшего чувства досады или раздражения - потому что слова эти правдивы и останутся таковыми, сколько бы мы их не повторяли. Напротив, я решил внести свой небольшой вклад в развитие темы и рассказать про недавно увиденные и запечатленные мною самим контрасты Петербурга.
В моем рассказе есть один небольшой секрет: всего-навсего одна фраза в самом его конце. Некоторые искушенные читатели могут счесть это за хитрость, целью которой является дать аудитории стимул прочесть статью целиком (пожалуй, не без этого), однако на самом деле такого рода шаг диктуется просто-напросто логикой развития сюжета.
Итак, разные лики Петербурга
1. Городская пастораль
Фотки, которые навевают мысли об идиллических годах детства или юности, проведенных в каком-нибудь деревенском Простоквашине на берегу тихой речки, окаймленной густыми зарослями, где так удобно играть в прятки или возле большого пруда, подернутые гладью воды которого оживляют стаи диких уток, а на его берегах сидят в живописных позах влюбленные парочки и рыболовы.
Следов человеческого присутствия на этих фото практически нет (так, чуть-чуть, как говорил доктор Ватсон) и создается впечатление, что люди тут, быть может, и вообще лишние.
2. Город-парк
Но это впечатление обманчиво, потому что мы, как бы то ни было, в большом городе. Быть может, мы находимся в одном из его парков? Во всяком случае, атмосфера выглядит похоже - по берегам речки (озерца, пруда) расставлены скамейки, а по дорожкам ходят люди - возможно, они торопятся по своим делам но,не менее вероятно, что они просто гуляют и радуются хорошей погоде.
В это предположение вполне укладывается и следующий снимок. Ну какой же городской парк без детской площадки?
3. Город-курорт
А вот еще несколько снимков.
Кому как, а мне атмосфера тут напоминает какой-нибудь южный город -курорт. Высотные дома соседствуют с парком или берегом реки, люди беззаботно сидят на скамейках и в шезлонгах, и раскачиваются (ну, во всяком случае могли бы) в гамаках, прогуливаются с детьми по набережной или просто занимаются ничегонеделанием.
4. Город - город
И вот, наконец, мы видим признаки большого города, каковыми, вне всякого сомнения, являются современные высотные дома, в нижних этажах которых расположены многочисленные офисы и магазины. Конечно, это не Москва-Сити, но и здесь есть свой ритм деловой и обыденной жизни.
5. Город- культурный центр (и даже, не побоимся этих слов, культурная столица).
Какой же культурный центр без памятников? Что называется, их есть у меня.
Перед вами - памятник поэту Иосифу Бродскому (автор - Е. Ротанов). Бродский, как известно, писал в одном из своих стихотворений: "Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать". Умер он совсем в другом месте, однако приведенные строчки не остались незамеченными петербуржцами и, в частности, жителями Васильевского острова и, нет оснований сомневаться, повлияли на то, в каком месте был установлен памятник.
Конечно, многие будут разочарованы, что не увидели на снимках картиночных видов Питера или, для контраста, изображения руин, городских трущоб или сцен маргинальных тусовок. Но цель статьи была в другом, и у всех фотографий, приведенных в ней, есть нечто общее.
Итак, самый главный абзац статьи, - тот о котором я говорил в самом начале.
Все опубликованные в статье фотографии сделаны на предельно локализованном пространстве Петербурга размером всего лишь несколько десятков - максимум, без большого преувеличения (или преуменьшения?) всего-навсего пары сотни метров в одном из уголков северной части Васильевского острова, о котором если не многие, то, во всяком случае некоторые жители других частей города, а возможно и острова, почти ничего не знают.
Петербург - он разный, в нем есть и большие контрасты и, с позволения сказать, маленькие контрастики.