Найти тему
Малоэтажная Россия

Сигтунский поход за "вратами латинян". Или: современня геополитика под призмой истории!

Может быть не совсем в контексте этого блога, который я задумал скорее для рассказов о путешествиях по стране, нашим городам и поселениям. Но всё же исторический контекст часто лежит в основе моей оценки того или иного места.
К сожалению, принятая историография оказался в заложниках фундаментальных или локальных политических (религиозных) противоречий. Оценка и трактовка тех или иных событий и особенно в конце первого и начале второго тысячелетий всегда должна опираться и на этот фактор. Сохраняющий свою силу и актуальность и по сей день!...

Какая-то точка отсчёта государственности была необходима. И ей стал 862 год. Год призвания на княжество Рюрика. Но это совершенно не значит, что до Рюрика никаких признаков государственности не было. Просто об этом было неудобно говорить некоторым силам.
Какая-то точка отсчёта государственности была необходима. И ей стал 862 год. Год призвания на княжество Рюрика. Но это совершенно не значит, что до Рюрика никаких признаков государственности не было. Просто об этом было неудобно говорить некоторым силам.

...Начиная от весьма условной точки отсчёта государственности - года 862, когда Новгородцы призвали княжить Рюрика. Уже на этой стадии возникает проблема с ответом на вопрос: а кто собственно был этот самый Рюрик?
И здесь смешалась политика, геополитика и религия. Заварив опасный компот из домыслов и противоречий. Сознательно или нет, но одним из главных эффектов которого стало принижение роли и значения древних славян, проживавших по берегам Ильменя и Ладоги в те древние времена. Не оставляя в рукописной истории следов развития культуры и цивилизации. Придумав легенду о неких "
скандинавах", которых свободолюбивые Руссы-славяне зачем-то призвали на княжение.
Такая трактовка вполне объяснима с точки зрения геополитики и религии. Для вторых (
и здесь основную роль играет древнее историческое наследие жившего в Киеве и никогда не бывавшего в землях северных славян Нестора, на которое ссылались и опирались многие последователи, не учитывая того самого исторического контекста, в котором и писал !свою! историю летописец, ревностный подвижник веры и отождествлявший себя с греками куда более, чем со славянами) неприемлемым было оставить хоть какой-то шанс на право истории славян-язычников. Являвшихся в глазах новых христиан дремучим племенем. Оставив лишь небольшое предисловие от времён "полумифического" Рюрика.
Может из пропагандистских целей, а может по искреннему заблуждению, но старались они изображать образ древних Руссо-славян кем-то вроде "аборигенов", живших примитивным хозяйством. И лишь принятие христианства (
в общем, тоже куда более политическое и даже геополитическое, нежели религиозное решение) вывело "дремучий народ" на новый уровень.

Парадокс. После принятия Христианкой Веры на Руси наиболее ревностные подвижники не хотели отождествлять себя с язычниками. Случился идеологический раскол. В современной истории есть схожие примеры такого "самоопределения". Сейчас вновь появилось много последователей древнеславянский верований и культов. В паре с ними выступают и атеисты. Обвиняя церковь в отречении от истории славян. Упрёки не лишены оснований, но продиктованы контекстом того времени. А принятие веры, конечно, имело куда больше геополитический, нежели религиозный смысл. И, как это бывало не раз, утверждение нового требовало чёрного пиара для предыдущего! Однако так сложилось, что именно на нашей земле православие не просто утвердилось, но и стало последним местом силы.
Не нужно разделять и противопоставлять эти периоды - это единая история одного народа.
Парадокс. После принятия Христианкой Веры на Руси наиболее ревностные подвижники не хотели отождествлять себя с язычниками. Случился идеологический раскол. В современной истории есть схожие примеры такого "самоопределения". Сейчас вновь появилось много последователей древнеславянский верований и культов. В паре с ними выступают и атеисты. Обвиняя церковь в отречении от истории славян. Упрёки не лишены оснований, но продиктованы контекстом того времени. А принятие веры, конечно, имело куда больше геополитический, нежели религиозный смысл. И, как это бывало не раз, утверждение нового требовало чёрного пиара для предыдущего! Однако так сложилось, что именно на нашей земле православие не просто утвердилось, но и стало последним местом силы. Не нужно разделять и противопоставлять эти периоды - это единая история одного народа.

Гораздо более поздние исследования исторических фактов разносят в пух и прах версию о скандинавском происхождении Рюрика и "дремучесть" славят до его прихода. Отмечая, что наша древняя цивилизация была вполне неплохо развита задолго до призвания Рюрика. Собственно, отсюда и скандинавское полумифическое представление о Гардарике - стране городов. Может ли существовать город без внутреннего политического устройства? А группа городов?

Противники единой и неделимой истории Руси находят множество поводов. При этом Русь до Рюрика остаётся самой закрытой темой. Чему, конечно, есть рациональное объяснение и ответ в самой истории. Противникам руссов-славят гораздо выгоднее было представить нас "дремучими племенами, присягнувшими на верность пришлым скандинавам". Под эту дудочку было удобно продвигать "своих людей" в последствии хотя далеко не все чужаки стали для нас своими. В сущности лишь имя Екатерины Великой можно отнести к числу таких правителей. Да и сейчас в этом смысле мало что изменилось.
Противники единой и неделимой истории Руси находят множество поводов. При этом Русь до Рюрика остаётся самой закрытой темой. Чему, конечно, есть рациональное объяснение и ответ в самой истории. Противникам руссов-славят гораздо выгоднее было представить нас "дремучими племенами, присягнувшими на верность пришлым скандинавам". Под эту дудочку было удобно продвигать "своих людей" в последствии хотя далеко не все чужаки стали для нас своими. В сущности лишь имя Екатерины Великой можно отнести к числу таких правителей. Да и сейчас в этом смысле мало что изменилось.

При этом сам Рюрик не имел ни какого отношения к Скандинавам. Этому нет ни одного достоверного, веского и логичного подтверждения. Хоть в нашей истории, хоть в истории самих Скандинавов, хоть иных источников. При этом есть достаточно чёткие факты. И, что важно, логичное объяснение не только его происхождения из славян, проживавших здесь же, но и объяснение названий и имён с ним связанных.
Но гипотеза эта живёт, щедро подпитываясь внешними силами, для которых сильный, самостоятельный и достаточно развитый народ славян-руссов - та головная боль, что не даёт им покоя ещё задолго до того, как была принята Христианская вера. А образ Русских, как древней и развитой цивилизации, прошедшей горнила нескольких переломных моментов в своей истории, уж очень неудобен.
Как неудобно и признание тех древних торговых маршрутов, где очевидно, наши предки принимали самое активное участие. Не как это пытается представить современная историография:
в роли вахтёров на маршруте из Варяг в Греки. Выполняя не только роль посредников, говоря языком современным - хаба, но и сами активно ходили за моря и торговали тем, чем были богаты.

Нет никаких сомнений и есть множество свидетельств того, что древние руссы-славяне сами ходили за моря и активно торговали. Что требовало организации, знаний и умения отстаивать свои интересы. При этом традиционная прозападная историография настойчиво создавала образ, будто предки были лишь смотрителями на торговым маршруте. Что, конечно, откровенная чушь.
Нет никаких сомнений и есть множество свидетельств того, что древние руссы-славяне сами ходили за моря и активно торговали. Что требовало организации, знаний и умения отстаивать свои интересы. При этом традиционная прозападная историография настойчиво создавала образ, будто предки были лишь смотрителями на торговым маршруте. Что, конечно, откровенная чушь.

Отсюда и множество мифов не говорившего на нашем языке "историка" Августа Шлёцера. И наше непонятное почитание "запада", как источника истины - не раз сыграло в этом злую шутку. Когда уже последователи, писавшие историю в большей степени опирались не на поиски исторических фактов, исторический контекст (часто определяющий действия), подтверждений или опровержений озвученных ранее гипотез и логической упаковки для всех этих знаний, а лишь тот "прозападный флёр", против которого не смели возражать. В том числе и такие выдающиеся люди, как историк Карамзин.
Википедию пишут проигравшие! Эта идиома современного мира прекрасно отражает события прошлого, в истории нашего отечества на разных этапах его развития. А мы, как-то не особо этому сопротивляемся. Не придавая значения или отмахиваясь даже при самых вопиющих искажениях. Охотно принимая это лукавое "не всё однозначно", особенно там, где как раз всё абсолютно однозначно!
И для этого совершенно не нужно копать в древность глубины веков. Достаточно лишь проанализировать происходящее последние 30-40 лет. И чем дальше мы будем погружаться в историю нашей страны, тем больше мы будем находить схожих примеров.
Ничего в этом смысле не меняется сотни лет.
И происходящее сейчас лишь подчёркивает- западная историография пишет удобную им легенду, подкручивая события там, где удобно! Наглядный пример я привёл буквально вчера в своём
ТГ-канале DM_812. А мы по какой-то причине принимаем её, вместо опоры на реальные исторические факты.

Чем больше мы путешествуем по стране - тем более очевидными становятся те исторические противоречия, записанные в учебниках. Тем больше вопросов и желания найти ответы на них. А ответы часто лежат на поверхности. Где вместо поддержки идей разделения истории страны на до и после Рюрика, до и после Владимира, до и после Александра Невского, Ивана Грозного, Петра, Екатерины Великой, Николая II... и, наконец, развала СССР. Ты легко найдёшь логичную, последовательную и связывающую нить событий единого целого.
Чем больше мы путешествуем по стране - тем более очевидными становятся те исторические противоречия, записанные в учебниках. Тем больше вопросов и желания найти ответы на них. А ответы часто лежат на поверхности. Где вместо поддержки идей разделения истории страны на до и после Рюрика, до и после Владимира, до и после Александра Невского, Ивана Грозного, Петра, Екатерины Великой, Николая II... и, наконец, развала СССР. Ты легко найдёшь логичную, последовательную и связывающую нить событий единого целого.

Мой товарищ Алексей Егоров поделился одной из тех историй, что являют собой пример и отражение сказанного мной выше.
Позволив себе небольшую редакторскую правку и некоторые собственные дополнения, не меняющих общего смысла и сути повествования, с удовольствием делюсь ей с вами!

-6

Военная история России хранит немало славных страниц. Не раз русские войска вступали в поверженные вражеские столицы. Мы по праву гордимся тем, что наши солдаты дважды - в 1760-м и в 1945-м - брали Берлин, вошли в 1799 году в Рим, в 1814 году - в Париж, штурмовали в 1794 и в 1831 годах мятежную Варшаву. И, конечно, каждое большое и малое поражение Западной цивилизации от "дремучих варваров с Севера" становилось обжигающей пощёчиной по их надменному самолюбию, в безудержном, но так и не осуществлённом стремлении подчинить наши земли хоть через свою латинскую веру, хоть военным путём.

В длинном списке ратных подвигов гораздо менее известен успех силы русского меча и силы духа - взятию в 1187 году г. Сигтуна, тогдашней столицы шведского государства, существовавшей до того, как этот статус получил Стокгольм.
Новгородский морской поход приведший к взятию и разрушению столицы Швеции, является одним из наиболее выдающихся событий истории Северной Европы и сопоставим по масштабу с разрушением Иерусалима, с которым сравнивали Сигтун сами шведские летописцы.
Вместе с тем Сигтунский поход не был достаточно изучен, особенно западными историками, хотя в течении многих столетий шведские предания и легенды гласили о грозном нападении воинов, пришедших из пределов Руси.
В конце XIX века (
в 1878 г.) русский путешественник Елисеев записал со слов местных жителей вблизи развалин Сигтуны предание о нападении вражеских судов на побережье озера Меларена. 

Я много раз бывал в Швеции, в разных её уголках. В том числе и на том самом озере Меларен, которое для многих шведов имеет едва ли не сакральное значение. Где-то на том берегу домик известного футболиста Златана Ибрагимовича. Тоже заядлого рыболова, правда не совсем шведа, но шведы им очень гордятся. Я здесь на носу лодки, а за кадр спасибо товарищу.
Я много раз бывал в Швеции, в разных её уголках. В том числе и на том самом озере Меларен, которое для многих шведов имеет едва ли не сакральное значение. Где-то на том берегу домик известного футболиста Златана Ибрагимовича. Тоже заядлого рыболова, правда не совсем шведа, но шведы им очень гордятся. Я здесь на носу лодки, а за кадр спасибо товарищу.
-"Швеция имела много бед
от карел и эстов - и много несчастий.
Они плыли от моря и вверх , и в озеро Мелар
и в штиль, и в непогоду, и в бурю,
тайно проплывая внутрь шведских шхер,
и очень часто совершали здесь грабежи.
Однажды у них появилось желание,
что они сожгли Сигтуну,
и жгли все настолько до основания,
что этот город уже [больше] не поднялся из пепла.
Слуга Папы Ион архиепископ был там убит,
этому многие язычники (С точки зрения католических монахов XII—XIII вв. русские, принадлежавшие к греко-православной церкви считались язычниками ) радовались,
что христианам пришлось так плохо,
это радовало землю карел и руссов”.

Записи официальных шведских  хроник XVIII—XIX предельно скупы и коротки:
-"
1187. Иерусалим опустошен королем Саладином. Убит Иоанн Архиепископ Упсальский у Альмарум, накануне августовских ид, Сигтуна сожжена огнем”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 48)
Хроника францисканского монастыря в Виесбе», ХV век:
"
В лето господне 1187 г. Сожжен город Сигтуна язычниками, и Иоанн второй Архиепископ Упсальский в замке Альмарстеке ими же убит, и тогда же столица стала Стокгольм”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 40)
"
Вторым архиепископом Упсальским был господин Иоанн, который в лето Господне 1187 накануне июльских ид был убит язычниками в Альмарстек и погребен в Упсале”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. III, pars 2, p. 99) 
Внимательное изучение источников неизбежно должно было бы привести шведских исследователей к выводу о прямой связи похода 1187 г. с внешнеполитической деятельностью Новгородского государства. Но большинству политиков не хотелось признавать, что многовековая борьба Швеции с Россией уже на самых первых шагах была ознаменована крупнейшей военной победой русской военной смекалки.
Шведским буржуазным националистам казалось менее неприятным считать, что Сигтуна погибла в результате набега одного из небольших языческих народов Прибалтики, в XIX—XX вв. уже не имевших значения в политической жизни Северной Европы. Некоторые шведские авторы предпочитали приписывать взятие Сигтуны древним эстам, другие вендам или вообще “язычникам”, т. е. какому-то другому неизвестному "
языческому народу".

Исток реки и крепость Орешек впереди. Это сейчас часть пресноводного маршрута с интенсивным траффиком. В древние времена Маршрут
Исток реки и крепость Орешек впереди. Это сейчас часть пресноводного маршрута с интенсивным траффиком. В древние времена Маршрут

С какой целью новгородцы совершили поход и что спровоцировало их на столь дерзкую вылазку?
В Сигтуне в XI в. существовал русский торговый двор с постоянно пребывающими купцами. О наличие постоянного русского населения в Сигтуне в XII столетии свидетельствовало существование каменной русской православной храм св. Николая, развалины которого сохранились до наших дней.
Возможным поводом для военной операции могла стать религиозная дискриминация православной общины Сигтуна, претерпевшей моральный и экономический ущерб по вине католической администрации города. Это была эпоха дикого прозелитизма, когда всё некатолическое объявлялось дьявольским обольщением.

Латинские монахи-рыцари утверждали "любовь христову" огнем и мечом, сея смерть и разрушения восточным "язычникам".

К слову подобные обобщения (называть язычниками всех иноверцев, даже других христианских конфессий) были характерны для того времени. В отношении иноземцев. К примеру, для нас немцами были все говорящие на непонятном языке - "не мы" - немцы.

-9

Так и географических территорий. К примеру, Варяжским морем славяне-руссы называли и Ладожское озеро, а возможно и Ильмень, соединённые "протоками" (рекой Волхов и Нева) с морем. Считая таким образом это одним водоёмом и не разделяя озеро и пресноводный Финский залив, как разные водоёмы. Тем более и уровень воды в то время был гораздо выше, а течение рек Волхова и Невы не таким стремительным, как сейчас. Что, к слову, и позволяло тяжёлым ладьям с товарами проходить вверх по течению.

Каменные лабиринты встречаются на многих островах, являясь одним из славянских символов. Это на острове Крутояр, арх. Питкяпааси. ото автора.
Каменные лабиринты встречаются на многих островах, являясь одним из славянских символов. Это на острове Крутояр, арх. Питкяпааси. ото автора.

В свою очередь и в новгородских летописях нет никаких упоминаний о сожжении Сигтуна княжеской дружиной.
Версия сторонников "
скандинавского происхождения" Рюрика гласит, что якобы военная операция по "наказанию" архиепископа Сигтуна не была официально санкционирована новгородским правителем из-за его якобы скандинавского происхождения и в этом основная причина почему конфликт не были отражен в городских летописях.
Дескать рейд был тайно организован православным купеческим сословием для предотвращения римско-католической экспансии на северо-западных границах русского государства.
Весьма и весьма натянуто! Особенно, если исходить из того исторического факта, что не Рюрик, ни его потомки не имели никакого отношения к Скандинавам, а были выходцами из тех же Новгородских земель с берегов озера-моря Нево или моря Варяжского.
Впрочем, и экономической логики в этом примерно никакой. Такие походы для того времени - предприятие весьма непростое и довольно опасное!

-11

И потому такая версия не кажется мне достаточно убедительной. Религиозная подоплёка, вероятнее, была лишь поводом, а не причиной! А вот, что русские купцы на свои средства собрали и профинансировали наёмную дружину из опытных варяг (вероятно в неё могли входить представители разных народов проживавших на этих землях: славян, карелов и финнов, как было в схожих ситуациях). И поводом вполне могли стать давление на торговые маршруты и опасения (как показала дальнейшая история: абсолютно оправданные) лишения доступа к этому торговому коридору. Т.е. причина чисто экономическая! Гонения на церковь стало лишь формальным поводом придать ещё большей легитимности этому походу "по принуждению к миру". Как, впрочем, часто поступали и с той стороны.

Это сегодня Выборг на отшибе всех маршрутов. А в древние годы через него проходил основной торговый маршрут. Северный берег Финского залива изрезан шхерами. С одной стороны это создаёт опасность столкновения с подводными скалами, но зато надёжно прикрывает от разрушительных волн, неприспособленные для плавания в открытых морях речные суда.
Это сегодня Выборг на отшибе всех маршрутов. А в древние годы через него проходил основной торговый маршрут. Северный берег Финского залива изрезан шхерами. С одной стороны это создаёт опасность столкновения с подводными скалами, но зато надёжно прикрывает от разрушительных волн, неприспособленные для плавания в открытых морях речные суда.

Морские походы производились с территории современного района Карельского перешейка, прилегавшего к Ладожскому озеру. В море суда вышли, очевидно, через старое устье Вуоксы, впадавшей в то время в Финский залив вблизи карельского острога где теперь стоит г. Выборг. Кстати, этим же и объясняется расположение крепости. Если взглянуть на сегодняшнюю карту - на отшибе и в стороне от всех торговых маршрутов, не имея никакого стратегического значения.
Всё по той же причине - уровень воды был выше и тогда это был более безопасный маршрут, нежели идти, как говорят яхтсмены - в "мордотык" по Финскому заливу, для не очень подготовленных к условиям моря судам. Двигаться вдоль северного изрезанного шхерами берега было гораздо безопасней и удобней.

Схема торговых маршрутов в Кронштадском музее. Фото автора. (р. Нева скорее стоит понимать, как Нево - древнее название Ладожского озера. Другое значение этого слова - море)
Схема торговых маршрутов в Кронштадском музее. Фото автора. (р. Нева скорее стоит понимать, как Нево - древнее название Ладожского озера. Другое значение этого слова - море)

Остался лишь один свидетель великого похода, притом источник особого рода — так называемые Сигтунские врата Новгородского Софийского собора; по преданию, эти врата привезены в Новгород из Сигтуны в результате набега 1187. Предание об увозе русскими городских врат из Сигтуны после разорения города так же зафиксировано в шведских легендах.
Поскольку врата являлись ценным предметом католического церковного культа, невозможно предполагать, чтобы католики просто продали их неверным “
язычникам”, и, с другой стороны, новгородцы вряд ли стали бы покупать предмет католического культа для украшения своей главной святыни (тем более, что ряд изображений , напр. латинские религиозные формулы на вратах - неприемлем в качестве оформления православного собора). Врата могли быть помещены в Софийский собор лишь как военный трофей, напоминающий о славной победе новгородцев.  

Изготовленные в 1152— 1154 гг. в Магдебурге и представляющие собой своего рода скульптурный иконостас, эти врата были смонтированы после привоза в Новгород не в первоначальном виде, а с нарушением прежней композиции. Многие части при перевозке были утрачены и заменены рельефами и украшениями, несколько отличные по стилю от немецких католических канонов. Все это говорит о том, что врата привезены в Новгород не в результате покупки, а как военная добыча, для памяти потомкам о славном военном походе.

Здесь уместно заострить внимание и на отсутствии летописных упоминаний. Это вообще-то было в наших традициях. То же Ледовое побоище, оказавшее огромное не только геополитическое влияние на крус развития государства, но и духовно-мотивационное - не было должным образом зафиксировано "по горячим следам" современниками-летописцами. Что и дало повод для сомнений относительно историчности этого события. Очевидно наши скромные предки просто не придавали особого значения своим победам и уж точно не оценивали их геополитическое значение в масштабе будущей истории.

Крепость Орешек в большей степени связана с Петровскими временами. Однако и в событиях первых веков второго тысячелетия здесь происходило много интересного. И шведский след в этих событиях всегда был заметен.
Крепость Орешек в большей степени связана с Петровскими временами. Однако и в событиях первых веков второго тысячелетия здесь происходило много интересного. И шведский след в этих событиях всегда был заметен.

Спустя почти пять веков шведы, оккупировавшие Новгородскую Землю во время Смуты, попытались вернуть утраченную реликвию. Однако шведский военачальник Делагарди не рискнул это сделать. В своем письме он писал государственному канцлеру Оксенштерну:

"Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны, — то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества, но так как эти врата... служат входом в главный храм митрополита здесь, в кремле, куда он ежедневно ходит, то это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства. Но, когда между нами идут переговоры, мы не должны трогать этих врат, пока не увидим исхода переговоров; и если, вопреки нашим ожиданиям, переговоры не будут благополучны, то мы, конечно, должны взять отсюда не одни эти врата"

Еще одно доказательство причастности русских купцов к Сигтунской военной операции содержат судебные записи об арестах новгородцев в Швеции и Дании.
Жестокий удар, нанесенный Новгородским государством Швеции в 1187 г., не мог не иметь серьезных последствий в дальнейшем развитии торговых отношений.
На Готланде и в двух шведских материковых городах, местными властями были заключены в тюрьму новгородцы, находившихся там с торговыми целями. Арест торговых людей был, разумеется, ответным действием шведов против Новгорода после Сигтунского похода.
Своего рода: экономические санкции. Ох как это знакомо!
Террор купцов находящихся в Швеции, был самым простым способом мести и продолжался до 1356 года, когда был окончательно оформлен союз городов, назвавший себя «Немецкая Ганза» и под ее покровом русские путешественники и торговцы обрели защиту от произвола шведской католической администрации.

-16

Сегодня время помянуть поход в Сигтун, ибо Запад вновь фанатично атакует духовные и экономические интересы России новыми "проповедниками истины".
Результат военных, а равно и информационных атак против Руссов всегда будет одинаков. Нынешняя ситуация отличается лишь тем, что нам из Европы "на память", вероятно, уже нечего будет принести. Хотя...

--------
Спасибо за внимание к публикации, надеюсь в этой длинной истории вы узнали что-то новое для себя!
Друзья, подписывайтесь на ТГ-канал DM_812 чтобы не пропустить ничего!
Дмитрий Матвеев || DM_812
фото автора (с)