Может быть не совсем в контексте этого блога, который я задумал скорее для рассказов о путешествиях по стране, нашим городам и поселениям. Но всё же исторический контекст часто лежит в основе моей оценки того или иного места.
К сожалению, принятая историография оказался в заложниках фундаментальных или локальных политических (религиозных) противоречий. Оценка и трактовка тех или иных событий и особенно в конце первого и начале второго тысячелетий всегда должна опираться и на этот фактор. Сохраняющий свою силу и актуальность и по сей день!...
...Начиная от весьма условной точки отсчёта государственности - года 862, когда Новгородцы призвали княжить Рюрика. Уже на этой стадии возникает проблема с ответом на вопрос: а кто собственно был этот самый Рюрик?
И здесь смешалась политика, геополитика и религия. Заварив опасный компот из домыслов и противоречий. Сознательно или нет, но одним из главных эффектов которого стало принижение роли и значения древних славян, проживавших по берегам Ильменя и Ладоги в те древние времена. Не оставляя в рукописной истории следов развития культуры и цивилизации. Придумав легенду о неких "скандинавах", которых свободолюбивые Руссы-славяне зачем-то призвали на княжение.
Такая трактовка вполне объяснима с точки зрения геополитики и религии. Для вторых (и здесь основную роль играет древнее историческое наследие жившего в Киеве и никогда не бывавшего в землях северных славян Нестора, на которое ссылались и опирались многие последователи, не учитывая того самого исторического контекста, в котором и писал !свою! историю летописец, ревностный подвижник веры и отождествлявший себя с греками куда более, чем со славянами) неприемлемым было оставить хоть какой-то шанс на право истории славян-язычников. Являвшихся в глазах новых христиан дремучим племенем. Оставив лишь небольшое предисловие от времён "полумифического" Рюрика.
Может из пропагандистских целей, а может по искреннему заблуждению, но старались они изображать образ древних Руссо-славян кем-то вроде "аборигенов", живших примитивным хозяйством. И лишь принятие христианства (в общем, тоже куда более политическое и даже геополитическое, нежели религиозное решение) вывело "дремучий народ" на новый уровень.
Гораздо более поздние исследования исторических фактов разносят в пух и прах версию о скандинавском происхождении Рюрика и "дремучесть" славят до его прихода. Отмечая, что наша древняя цивилизация была вполне неплохо развита задолго до призвания Рюрика. Собственно, отсюда и скандинавское полумифическое представление о Гардарике - стране городов. Может ли существовать город без внутреннего политического устройства? А группа городов?
При этом сам Рюрик не имел ни какого отношения к Скандинавам. Этому нет ни одного достоверного, веского и логичного подтверждения. Хоть в нашей истории, хоть в истории самих Скандинавов, хоть иных источников. При этом есть достаточно чёткие факты. И, что важно, логичное объяснение не только его происхождения из славян, проживавших здесь же, но и объяснение названий и имён с ним связанных.
Но гипотеза эта живёт, щедро подпитываясь внешними силами, для которых сильный, самостоятельный и достаточно развитый народ славян-руссов - та головная боль, что не даёт им покоя ещё задолго до того, как была принята Христианская вера. А образ Русских, как древней и развитой цивилизации, прошедшей горнила нескольких переломных моментов в своей истории, уж очень неудобен.
Как неудобно и признание тех древних торговых маршрутов, где очевидно, наши предки принимали самое активное участие. Не как это пытается представить современная историография: в роли вахтёров на маршруте из Варяг в Греки. Выполняя не только роль посредников, говоря языком современным - хаба, но и сами активно ходили за моря и торговали тем, чем были богаты.
Отсюда и множество мифов не говорившего на нашем языке "историка" Августа Шлёцера. И наше непонятное почитание "запада", как источника истины - не раз сыграло в этом злую шутку. Когда уже последователи, писавшие историю в большей степени опирались не на поиски исторических фактов, исторический контекст (часто определяющий действия), подтверждений или опровержений озвученных ранее гипотез и логической упаковки для всех этих знаний, а лишь тот "прозападный флёр", против которого не смели возражать. В том числе и такие выдающиеся люди, как историк Карамзин.
Википедию пишут проигравшие! Эта идиома современного мира прекрасно отражает события прошлого, в истории нашего отечества на разных этапах его развития. А мы, как-то не особо этому сопротивляемся. Не придавая значения или отмахиваясь даже при самых вопиющих искажениях. Охотно принимая это лукавое "не всё однозначно", особенно там, где как раз всё абсолютно однозначно!
И для этого совершенно не нужно копать в древность глубины веков. Достаточно лишь проанализировать происходящее последние 30-40 лет. И чем дальше мы будем погружаться в историю нашей страны, тем больше мы будем находить схожих примеров.
Ничего в этом смысле не меняется сотни лет.
И происходящее сейчас лишь подчёркивает- западная историография пишет удобную им легенду, подкручивая события там, где удобно! Наглядный пример я привёл буквально вчера в своём ТГ-канале DM_812. А мы по какой-то причине принимаем её, вместо опоры на реальные исторические факты.
Мой товарищ Алексей Егоров поделился одной из тех историй, что являют собой пример и отражение сказанного мной выше.
Позволив себе небольшую редакторскую правку и некоторые собственные дополнения, не меняющих общего смысла и сути повествования, с удовольствием делюсь ей с вами!
Военная история России хранит немало славных страниц. Не раз русские войска вступали в поверженные вражеские столицы. Мы по праву гордимся тем, что наши солдаты дважды - в 1760-м и в 1945-м - брали Берлин, вошли в 1799 году в Рим, в 1814 году - в Париж, штурмовали в 1794 и в 1831 годах мятежную Варшаву. И, конечно, каждое большое и малое поражение Западной цивилизации от "дремучих варваров с Севера" становилось обжигающей пощёчиной по их надменному самолюбию, в безудержном, но так и не осуществлённом стремлении подчинить наши земли хоть через свою латинскую веру, хоть военным путём.
В длинном списке ратных подвигов гораздо менее известен успех силы русского меча и силы духа - взятию в 1187 году г. Сигтуна, тогдашней столицы шведского государства, существовавшей до того, как этот статус получил Стокгольм.
Новгородский морской поход приведший к взятию и разрушению столицы Швеции, является одним из наиболее выдающихся событий истории Северной Европы и сопоставим по масштабу с разрушением Иерусалима, с которым сравнивали Сигтун сами шведские летописцы.
Вместе с тем Сигтунский поход не был достаточно изучен, особенно западными историками, хотя в течении многих столетий шведские предания и легенды гласили о грозном нападении воинов, пришедших из пределов Руси.
В конце XIX века (в 1878 г.) русский путешественник Елисеев записал со слов местных жителей вблизи развалин Сигтуны предание о нападении вражеских судов на побережье озера Меларена.
-"Швеция имела много бед
от карел и эстов - и много несчастий.
Они плыли от моря и вверх , и в озеро Мелар
и в штиль, и в непогоду, и в бурю,
тайно проплывая внутрь шведских шхер,
и очень часто совершали здесь грабежи.
Однажды у них появилось желание,
что они сожгли Сигтуну,
и жгли все настолько до основания,
что этот город уже [больше] не поднялся из пепла.
Слуга Папы Ион архиепископ был там убит,
этому многие язычники (С точки зрения католических монахов XII—XIII вв. русские, принадлежавшие к греко-православной церкви считались язычниками ) радовались,
что христианам пришлось так плохо,
это радовало землю карел и руссов”.
Записи официальных шведских хроник XVIII—XIX предельно скупы и коротки:
-"1187. Иерусалим опустошен королем Саладином. Убит Иоанн Архиепископ Упсальский у Альмарум, накануне августовских ид, Сигтуна сожжена огнем”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 48)
Хроника францисканского монастыря в Виесбе», ХV век:
"В лето господне 1187 г. Сожжен город Сигтуна язычниками, и Иоанн второй Архиепископ Упсальский в замке Альмарстеке ими же убит, и тогда же столица стала Стокгольм”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 40)
"Вторым архиепископом Упсальским был господин Иоанн, который в лето Господне 1187 накануне июльских ид был убит язычниками в Альмарстек и погребен в Упсале”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. III, pars 2, p. 99)
Внимательное изучение источников неизбежно должно было бы привести шведских исследователей к выводу о прямой связи похода 1187 г. с внешнеполитической деятельностью Новгородского государства. Но большинству политиков не хотелось признавать, что многовековая борьба Швеции с Россией уже на самых первых шагах была ознаменована крупнейшей военной победой русской военной смекалки.
Шведским буржуазным националистам казалось менее неприятным считать, что Сигтуна погибла в результате набега одного из небольших языческих народов Прибалтики, в XIX—XX вв. уже не имевших значения в политической жизни Северной Европы. Некоторые шведские авторы предпочитали приписывать взятие Сигтуны древним эстам, другие вендам или вообще “язычникам”, т. е. какому-то другому неизвестному "языческому народу".
С какой целью новгородцы совершили поход и что спровоцировало их на столь дерзкую вылазку?
В Сигтуне в XI в. существовал русский торговый двор с постоянно пребывающими купцами. О наличие постоянного русского населения в Сигтуне в XII столетии свидетельствовало существование каменной русской православной храм св. Николая, развалины которого сохранились до наших дней.
Возможным поводом для военной операции могла стать религиозная дискриминация православной общины Сигтуна, претерпевшей моральный и экономический ущерб по вине католической администрации города. Это была эпоха дикого прозелитизма, когда всё некатолическое объявлялось дьявольским обольщением.
Латинские монахи-рыцари утверждали "любовь христову" огнем и мечом, сея смерть и разрушения восточным "язычникам".
К слову подобные обобщения (называть язычниками всех иноверцев, даже других христианских конфессий) были характерны для того времени. В отношении иноземцев. К примеру, для нас немцами были все говорящие на непонятном языке - "не мы" - немцы.
Так и географических территорий. К примеру, Варяжским морем славяне-руссы называли и Ладожское озеро, а возможно и Ильмень, соединённые "протоками" (рекой Волхов и Нева) с морем. Считая таким образом это одним водоёмом и не разделяя озеро и пресноводный Финский залив, как разные водоёмы. Тем более и уровень воды в то время был гораздо выше, а течение рек Волхова и Невы не таким стремительным, как сейчас. Что, к слову, и позволяло тяжёлым ладьям с товарами проходить вверх по течению.
В свою очередь и в новгородских летописях нет никаких упоминаний о сожжении Сигтуна княжеской дружиной.
Версия сторонников "скандинавского происхождения" Рюрика гласит, что якобы военная операция по "наказанию" архиепископа Сигтуна не была официально санкционирована новгородским правителем из-за его якобы скандинавского происхождения и в этом основная причина почему конфликт не были отражен в городских летописях.
Дескать рейд был тайно организован православным купеческим сословием для предотвращения римско-католической экспансии на северо-западных границах русского государства.
Весьма и весьма натянуто! Особенно, если исходить из того исторического факта, что не Рюрик, ни его потомки не имели никакого отношения к Скандинавам, а были выходцами из тех же Новгородских земель с берегов озера-моря Нево или моря Варяжского.
Впрочем, и экономической логики в этом примерно никакой. Такие походы для того времени - предприятие весьма непростое и довольно опасное!
И потому такая версия не кажется мне достаточно убедительной. Религиозная подоплёка, вероятнее, была лишь поводом, а не причиной! А вот, что русские купцы на свои средства собрали и профинансировали наёмную дружину из опытных варяг (вероятно в неё могли входить представители разных народов проживавших на этих землях: славян, карелов и финнов, как было в схожих ситуациях). И поводом вполне могли стать давление на торговые маршруты и опасения (как показала дальнейшая история: абсолютно оправданные) лишения доступа к этому торговому коридору. Т.е. причина чисто экономическая! Гонения на церковь стало лишь формальным поводом придать ещё большей легитимности этому походу "по принуждению к миру". Как, впрочем, часто поступали и с той стороны.
Морские походы производились с территории современного района Карельского перешейка, прилегавшего к Ладожскому озеру. В море суда вышли, очевидно, через старое устье Вуоксы, впадавшей в то время в Финский залив вблизи карельского острога где теперь стоит г. Выборг. Кстати, этим же и объясняется расположение крепости. Если взглянуть на сегодняшнюю карту - на отшибе и в стороне от всех торговых маршрутов, не имея никакого стратегического значения.
Всё по той же причине - уровень воды был выше и тогда это был более безопасный маршрут, нежели идти, как говорят яхтсмены - в "мордотык" по Финскому заливу, для не очень подготовленных к условиям моря судам. Двигаться вдоль северного изрезанного шхерами берега было гораздо безопасней и удобней.
Остался лишь один свидетель великого похода, притом источник особого рода — так называемые Сигтунские врата Новгородского Софийского собора; по преданию, эти врата привезены в Новгород из Сигтуны в результате набега 1187. Предание об увозе русскими городских врат из Сигтуны после разорения города так же зафиксировано в шведских легендах.
Поскольку врата являлись ценным предметом католического церковного культа, невозможно предполагать, чтобы католики просто продали их неверным “язычникам”, и, с другой стороны, новгородцы вряд ли стали бы покупать предмет католического культа для украшения своей главной святыни (тем более, что ряд изображений , напр. латинские религиозные формулы на вратах - неприемлем в качестве оформления православного собора). Врата могли быть помещены в Софийский собор лишь как военный трофей, напоминающий о славной победе новгородцев.
Изготовленные в 1152— 1154 гг. в Магдебурге и представляющие собой своего рода скульптурный иконостас, эти врата были смонтированы после привоза в Новгород не в первоначальном виде, а с нарушением прежней композиции. Многие части при перевозке были утрачены и заменены рельефами и украшениями, несколько отличные по стилю от немецких католических канонов. Все это говорит о том, что врата привезены в Новгород не в результате покупки, а как военная добыча, для памяти потомкам о славном военном походе.
Здесь уместно заострить внимание и на отсутствии летописных упоминаний. Это вообще-то было в наших традициях. То же Ледовое побоище, оказавшее огромное не только геополитическое влияние на крус развития государства, но и духовно-мотивационное - не было должным образом зафиксировано "по горячим следам" современниками-летописцами. Что и дало повод для сомнений относительно историчности этого события. Очевидно наши скромные предки просто не придавали особого значения своим победам и уж точно не оценивали их геополитическое значение в масштабе будущей истории.
Спустя почти пять веков шведы, оккупировавшие Новгородскую Землю во время Смуты, попытались вернуть утраченную реликвию. Однако шведский военачальник Делагарди не рискнул это сделать. В своем письме он писал государственному канцлеру Оксенштерну:
"Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны, — то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества, но так как эти врата... служат входом в главный храм митрополита здесь, в кремле, куда он ежедневно ходит, то это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства. Но, когда между нами идут переговоры, мы не должны трогать этих врат, пока не увидим исхода переговоров; и если, вопреки нашим ожиданиям, переговоры не будут благополучны, то мы, конечно, должны взять отсюда не одни эти врата"
Еще одно доказательство причастности русских купцов к Сигтунской военной операции содержат судебные записи об арестах новгородцев в Швеции и Дании.
Жестокий удар, нанесенный Новгородским государством Швеции в 1187 г., не мог не иметь серьезных последствий в дальнейшем развитии торговых отношений.
На Готланде и в двух шведских материковых городах, местными властями были заключены в тюрьму новгородцы, находившихся там с торговыми целями. Арест торговых людей был, разумеется, ответным действием шведов против Новгорода после Сигтунского похода.
Своего рода: экономические санкции. Ох как это знакомо!
Террор купцов находящихся в Швеции, был самым простым способом мести и продолжался до 1356 года, когда был окончательно оформлен союз городов, назвавший себя «Немецкая Ганза» и под ее покровом русские путешественники и торговцы обрели защиту от произвола шведской католической администрации.
Сегодня время помянуть поход в Сигтун, ибо Запад вновь фанатично атакует духовные и экономические интересы России новыми "проповедниками истины".
Результат военных, а равно и информационных атак против Руссов всегда будет одинаков. Нынешняя ситуация отличается лишь тем, что нам из Европы "на память", вероятно, уже нечего будет принести. Хотя...
--------
Спасибо за внимание к публикации, надеюсь в этой длинной истории вы узнали что-то новое для себя!
Друзья, подписывайтесь на ТГ-канал DM_812 чтобы не пропустить ничего!
Дмитрий Матвеев || DM_812
фото автора (с)