Наверное, каждому, кто сегодня старше тридцати, знакомо слово Kodak. И у всех оно ассоциируется с компактным плёночным фотоаппаратом, для работы с которым не нужно было быть профессиональным фотографом. Торговая марка была зарегистрирована в начале сентября 1888 года, а её образованию предшествовали два изобретения, призванные произвести настоящую революцию в мире фотографии. Парадокс, но спустя больше чем сто лет, компанию погубил именно отказ от развития новых, более совершенных технологий.
А задумывались когда-нибудь, что значит слово Kodak? Обычно на Западе принято называть компании своими фамилиями, но в случае с Kodak фамилия основателя была Истмен, а его сооснователя — Стронг. А если начать штудировать словари, вы не найдётё такого слова. Потому что оно выдуманное, искусственное. Джордж Истмен очень уж хотел «оставить свой след» в истории, обозначив его таким именем, которое нельзя бы было перевести на другой язык. А ещё ему сильно нравилась буква «K». Именно перебрав сотни комбинаций начинающихся на эту букву, соратники Истмена и «изобрели» уникальное название Kodak.
История брэнда «Кодак» стартовала в 1881 году, когда Джорджем Истменом и Генри Стронгом были представлены такие изобретения как сухая желатиново-серебряная фотоэмульсия для стеклянных пластин и машина для нанесения этого состава. Эти два изобретения и дали толчок развитию массовой фотографии.
Ближе к концу XIX века Kodak представил широкой общественности целых три революционных изобретения: фотоплёнку American Film на катушке, киноплёнки для применения в Кинетоскопе, а также фирменный фотоаппарат Kodak с плёнкой на 100 кадров. Далее фирма стала строить свои заводы, предлагая покупателям различные варианты фотоаппаратов, в том числе с плёнкой в шесть кадров и стоимостью в доллар.
Успешно развивая бизнес, Истмен понял, что заработать можно не только на производстве, но и на сервисе, потому запустил в производство аппарат для проявки плёнки, 16-миллимитровую плёнку, «любительские» кинокамеры и проекторы. К началу XX века расположенные чуть ли не по всему миру заводы Eastman Kodak выпускали десятки моделей фотооборудования для плёнки различных типов.
В самом начале 30-ых годов компания вошла со своими акциями в индекс Dow Jones (это очень круто), а в 1936 году выпустила первую цветную плёнку (теперь вспомните, когда цветные плёнки появились в СССР). Производство расширялось, и в продажу выходили камеры, запчасти и объективы для них, химические составы для обработки фото. К 1966 году в «Кодак» работало свыше 100 тысяч человек, а сама компания являлась мировым лидером по производству фотоплёнки. Именно производство плёнки, а вовсе не фотоаппаратов, приносило компании большую часть прибыли.
Шансы развиваться без ограничений были у компании и дальше, а никому неизвестное выдуманное слово «Кодак» имело все шансы стать нарицательным, как ксерокс или памперс. Но…
В 1976 году одним из инженеров фирмы Стивеном Сассоном был представлен первый в своём роде цифровой фотоаппарат. Правда, посмотреть сделанные на нём кадры можно было, лишь присоединив устройство к специальному телевизору, предварительно присоединённому к огромному компьютеру, что было крайне неудобно. Однако плюс был в том, что для работы такого фотоаппарата не требовалась плёнка и фотобумага. Матрица цифровой камеры имела размер всего 0,1 Мп, но ведь развить можно было и такую идею! Однако «Кодак» не спешила это делать: зачем заниматься чем-то ещё непонятным, что к тому же лишит тебя основной прибыли от продажи фотоплёнок? К тому же на тот момент плёночные фотоаппараты были всё-таки удобнее, потому что компьютеров, необходимых для просмотра фотографий с цифровых фотоаппаратов ещё почти ни у кого не было.
Сассону так и сказали: экономически не выгодна твоя затея. Но тот не растерялся и пошёл к конкурентам из Sony. Японцы потенциал цифровых фотокамер разглядели и с радостью поддержали идею, буквально подписав бренду Kodak смертный приговор.
После 1975 года Kodak, уже терпящая убытки как минимум в США, рискнула начать осваивать сферу электроники и медицины. Эксперименты оказались неудачными, потому в 1980-е годы компания сократила около 15% своего персонала, а потом ― уволила ещё 20 тысяч человек. Лишь в 1984 году под маркой «Кодак» вышла цифровая видеокамера. Но было уже слишком поздно, Sony стал лидером на рынке цифровых фотоаппаратов и видеокамер, а Kodak навсегда остался в прошлом со своими плёнками.
Последующие 20 лет Kodak ещё кое-как существовала, скатываясь в бездну банкротства и накапливая долги. В 2012 году было заявлено о банкротстве некогда самой передовой и крутой компании в области фотографии и видеосъёмки, началась масштабная распродажа активов для хотя бы частичного погашения 7-миллиардного долга. Обладателями уникальных патентов Kodak стали компании, представлявшие также интересы Apple, HTC, Microsoft, Google, Huawei, Samsung, Fujifilm, Facebook, Shutterfly и прочие.
Можно было считать, что компания Kodak с того момента канула в Лету, но в 2020 году администрация Дональда Трампа сообщила, что Международная финансовая корпорация готова предоставить Kodak кредит до 765 млн долларов, чтобы бренд занялся производством аналогов импортных лекарств. Однако проект так и не был реализован.
Так почему же «Кодак» обанкротилась?
До 72% (по другим данным до 80%) всех продаж брэнда приходилось на плёнку. Созданный же в 1976 году цифровой фотоаппарат опережал своё время, но для реализации широкому кругу потребителей не годился. Стоило подождать лет так 7―10, доработав устройство, но вместо этого компания вложила 500 млн долларов в модернизацию плёночных фотокамер, ведь они приносили прибыль «здесь и сейчас». Уже с начала 2000-х годов попытки борьбы с ушедшими вперёд конкурентами оказались бесполезны, а акции когда-то ведущего бренда ― обесценились в десятки раз.
Фирма не учла, что мир не стоит на месте, а привычки потенциальных покупателей меняются вместе со сменой мировых трендов. Если верить статистике, к началу 2010-х годов продажи цифровых фотоаппаратов возросли на 700%, а плёночных ― уменьшились на 95%.
Ошибка была и в переустройстве бизнес-модели: объявленный «Кодак» «цифровой переход» 2003 года оказался убыточным, ведь фотоплёнка, за счёт которой бренд получал колоссальный доход, оказалась не нужна, денег на этот самый переход уже не было. При этом плёночные камеры были дороже в производстве, чем цифровые.
Но всё-таки фатальной ошибкой в мире стремительно развивающихся интернет-коммуникаций стало сокращение бюджета на продвижение своих товаров. Только в 2011 году Kodak потратил на рекламу и маркетинговые исследования меньше на 25%, чем в году предыдущем. Снижение узнаваемости бренда дало о себе знать уже спустя год, что вскоре полностью похоронило когда-то перспективный бизнес.
Если было интересно, ставьте лайк, а чтобы видеть мои новые статьи каждый день, подписывайтесь на мой Телеграм. Ниже я подобрал для вас ещё несколько интересных статей: