Я – Анна, обычная девушка, каких миллионы. Работаю в офисе, пытаюсь выплачивать ипотеку за крошечную двушку на окраине и мечтаю когда-нибудь выспаться. Знакомо, правда?
В тот вечер я возвращалась домой после очередного адского дня на работе. Ноги гудели, в голове шумело, а перед глазами плясали цифры из отчетов. Я мечтала только об одном – упасть на диван и не шевелиться. Ха! Наивная.
Открываю дверь и... Стоп. Что это за запах? Пиво? У нас дома?
- Анечка, наконец-то! А мы тебя заждались!
Голос свекрови раздается из гостиной, и у меня внутри все обрывается. "Мы"? Какие еще "мы"?!
Захожу в комнату и... О боже. На МОЕМ диване, закинув ноги на МОЙ журнальный столик, сидит... это... ЭТО...
- Игорек к нам погостить приехал, - щебечет свекровь. - Ненадолго, месяца на два-три, пока работу не найдет. Ты же не против?
Игорь. Двоюродный брат мужа. Тот самый, который на нашей свадьбе напился и полез целоваться с тортом. Тот самый, который потом прислал открытку с благодарностью за "незабываемую пенную вечеринку". Очевидно, он перепутал нашу свадьбу с чьим-то днем рождения в аквапарке.
И вот теперь ОН сидит на МОЕМ диване и ухмыляется, как чеширский кот, объевшийся сметаны.
- Привет, сестренка! - Игорь отсалютовал мне банкой пива. - Давно не виделись!
Пять лет, если быть точной. Недостаточно долго, на мой взгляд.
- Мам, мы не можем... - начинаю я, но свекровь перебивает:
- Как не можете? Он же семья! Неужели выгонишь родного человека на улицу?
Ах, семья. Волшебное слово. Отмычка для всех замков. Таран для всех границ.
Я смотрю на Игоря. Он улыбается, и в его глазах я вижу... Нет, не благодарность. Не смущение. Я вижу там наглую уверенность человека, который точно знает, что ему все сойдет с рук. Потому что он же *семья*.
- Не переживай, сестренка, - говорит он, открывая новую банку пива. - Я быстро на ноги встану.
И я понимаю, что это начало конца. Конца моего спокойствия, моей личной жизни и, возможно, моего брака.
***
Следующие недели превратились в какой-то сюрреалистический кошмар. Игорь, как гигантский слизень, расползся по всей квартире. Его вещи были везде – носки на кухне, футболки в ванной, почему-то шляпа в холодильнике. Я не знала, что у него есть шляпа.
Я вообще многого о нем не знала. Например, что он храпит как целое стадо носорогов. Или что он считает нормальным использовать мою зубную щетку.
- Да ладно тебе, Анька, - говорил он, когда я пыталась возмущаться. - Мы же родня. Чего ты такая привередливая?
Родня. Опять это слово. Интересно, если бы мы действительно были кровными родственниками, у меня было бы право на братоубийство?
А муж... Муж словно не замечал происходящего. Или не хотел замечать.
- Ань, ну потерпи немного, - говорил он. - Игорек скоро работу найдет и съедет.
Ага, конечно. Игорек искал работу с таким же энтузиазмом, с каким улитка штурмует Эверест.
Я чувствовала, как во мне растет раздражение. Оно было похоже на воздушный шарик, который надували все больше и больше. Еще чуть-чуть – и он лопнет.
И он лопнул.
***
Это случилось в пятницу. Я вернулась с работы пораньше – надо было забрать документы для важной встречи. Захожу в квартиру и слышу какое-то шуршание в спальне.
Первая мысль – воры! Вторая – да кому нужно грабить нашу берлогу? Разве что кому-то срочно понадобились просроченные консервы и коллекция носков с дырками.
Заглядываю в спальню и... Нет, это не воры. Это хуже. Это Игорь. Он роется в моей сумочке.
- Ты что делаешь?! – мой крик, наверное, слышно на другом конце города.
Игорь даже не вздрогнул. Он посмотрел на меня с таким видом, будто это я застукала его за чем-то неприличным.
- Да ладно тебе, – отмахнулся он. – Мне там на пиво не хватало. Ты же не обеднеешь?
И тут я почувствовала, как что-то внутри меня ломается. Нет, не ломается – взрывается. Как будто все мое терпение, вся моя вежливость, все мои попытки быть "хорошей невесткой" вдруг превратились в ядерную бомбу. И она только что рванула.
- Вон, - сказала я тихо.
- Чего? – Игорь усмехнулся. – Ты что, серьезно?
- Вон из моего дома. Немедленно.
Он смотрел на меня с недоумением. Как будто не мог поверить, что кто-то посмел сказать ему "нет".
- А как же семья? – спросил он с наглой ухмылкой.
И тут я выдала то, что копилось во мне все эти недели:
- Семья – это те, кто уважает друг друга. Кто заботится друг о друге. Кто не считает нормальным жить за чужой счет и лезть в чужие вещи. А ты, Игорь, – просто паразит. И я больше не позволю тебе питаться моей жизнью.
Он смотрел на меня, открыв рот. Наверное, впервые в жизни ему нечего было сказать.
- Пошел вон, - повторила я. - У тебя есть час, чтобы собрать вещи и исчезнуть. Иначе я вызову полицию.
***
Когда вернулся муж, его встретила запертая дверь и чемодан Игоря в коридоре. Я сидела на кухне, глядя в окно и чувствуя странную смесь облегчения и страха. Что я наделала? Как отреагирует муж? Что скажет свекровь?
- Аня? – голос мужа был растерянным. – Что происходит?
Я повернулась к нему. В его глазах читалось удивление и... что-то еще. Что-то, чего я не видела уже давно.
- Выбирай, - сказала я, удивляясь твердости своего голоса. - Или я, или твой брат и твоя мать, которые считают, что могут распоряжаться нашей жизнью.
Он молчал целую вечность. Или мне так показалось. А потом... потом он молча взял чемодан и отнес его на лестничную клетку.
Вернувшись, он посмотрел на меня так, словно видел впервые.
- Прости, - тихо сказал он, обнимая меня. - Я должен был сам это сделать.
Я почувствовала, как по щекам текут слезы – не то облегчения, не то усталости. Но я знала: самое трудное еще впереди. Нам предстоит долгий разговор со свекровью. И на этот раз я не отступлю.
***
Знаете, что я поняла после всей этой истории? Семья – это не кровь. Не общая фамилия. Не обязательство терпеть хамство и неуважение только потому, что "мы же родня".
Семья – это выбор. Каждый день, каждую минуту мы выбираем, кого впустить в свою жизнь. Кого любить. Кого уважать. И кого послать к черту, если понадобится.
И знаете что? Это нормально. Это здорово. Это и есть настоящая любовь – к себе и к тем, кто действительно этого заслуживает.
А Игорь? Ну, говорят, он нашел работу. Грузчиком в магазине разливного пива. Надеюсь, хоть там он научится, что чужое брать нельзя.
Хотя... кого я обманываю? Некоторые люди никогда не меняются. И это тоже нормально. Главное – не позволять им менять нас.
Так что, дорогие мои, берегите себя. И свои границы. И не бойтесь говорить "нет" – даже если это "нет" нужно сказать самым близким людям. Потому что настоящая семья – это те, кто услышит ваше "нет" и скажет: "Я понимаю. Я уважаю твое решение".
А остальные... Ну, остальным всегда найдется место на лестничной клетке. С чемоданом. И, может быть, даже с банкой пива на дорожку.
Будьте счастливы. И не позволяйте никому – НИКОМУ – отнимать у вас это право.