— Вечер добрый! Вы свободны? - в приоткрытое окно такси заглянул седовласый мужчина с грустными глазами.
— Здравствуйте! Да, свободен. Садитесь! - радушно приветствовал Сергей пассажира, стоящего у дороги.
Человек открыл дверь и устроился на заднее сиденье. Пристёгивая ремень, спросил:
— У вас начало смены или окончание?
— Как вам сказать? Это зависит от потока пассажиров. Если больше никто заявку не оставит, поеду домой.
— А сколько у вас выходит за смену?
Сергей приподнял брови - обычно такие вопросы задают, как минимум, в середине поездки. Он почесал в затылке и ответил:
— Трудно сказать. По-разному. А вы с какой целью интересуетесь?
— Я бы хотел арендовать вашу машину на всю ночь.
— Предупреждаю, если это связано с нарушением закона, я сообщу в полицию. - Сергей обернулся и строго посмотрел на мужчину. Тот поднял на него печальные глаза и ответил:
— Нет, уверяю вас, ничего подобного у меня и в мыслях нет. Просто повозите меня по городу. По вашим любимым местам, например. - тут пассажир потянулся в нагрудный карман пальто.
Сергей напрягся и сжал пальцами левой руки биту, лежащую между дверцей и сиденьем. Но мужчина достал пачку денег и отсчитал десять пятитысячных купюр, затем положил их на пассажирское сиденье рядом с водителем.
— Столько хватит?
— Вполне. - Сергей облегчённо выдохнул. — Куда едем сначала?
— Куда хотите. Только не молчите. И если можно, включите какую-нибудь тихую музыку.
— Хорошо. - Сергей нажал педаль газа и медленно выехал на шоссе. Не зная, как начать разговор - ведь чаще сами пассажиры первыми делились с ним наболевшим - он молча ехал по проспекту и поглядывал в зеркало заднего вида.
Мужчине на вид было около шестидесяти, аккуратно одетый (правда, во всё чёрное), он был не брит, как минимум, неделю. Под глазами пролегли тёмные круги, а складка между бровей придавала трагичности взгляду, когда тот смотрел на водителя.
— Как вас зовут? - спросил пассажир.
— Сергей.
— Очень приятно. А меня - Дмитрий. - он проводил глазами шумную компанию у кафе. — Давно работаете в такси?
— Почти год. - Сергей подал поворотник и повернул на мост через Оку, направляя машину в верхнюю часть Нижнего Новгорода.
— Нравится?
— Работа?
— Да.
— По-разному бывает. Порой глаза не глядят в сторону руля. Но жить как-то надо.
— Это ваш основной заработок?
— Нет. Я тружусь официально в нефтегазодобывающей компании, а такси вожу, когда приезжаю с командировки домой. Не люблю сидеть без дела. Да и копеечка лишняя, опять же, для семьи.
— Это правильно... - задумчиво ответил Дмитрий. — Семья - это самое важное, что есть в нашей жизни...
Так они проехали полгорода, коротая время за разговорами, а когда приблизились к Речному вокзалу, пассажир сказал:
— Остановитесь у какого-нибудь продуктового магазина, пожалуйста.
Когда машина остановилась у круглосуточного гипермаркета, он вышел из такси, оставив на заднем сиденье телефон и пальто. Вернулся минут через десять с пакетом, из которого торчали шампуры для шашлыка и выглядывала упаковка с сардельками. В другой руке нёс упаковку с углём. — Вы не будете против разделить со мной скромную трапезу? Хочется, как раньше, на огне сарделек пожарить, сидя на берегу и глядя на ночное небо...
— Почему нет? Сейчас доедем до берега и потихоньку разведём костёр. Надеюсь, нас не загребут стражи порядка... - с улыбкой ответил Сергей.
Сидя на траве и вороша веткой угли, Дмитрий смотрел в небо и вздыхал.
— У вас что-то случилось? Вы не выглядите счастливым. - спросил Сергей, откручивая крышечку на коробке с соком, и внимательно вгляделся в лицо таинственного пассажира.
— Увы. Мне не от чего быть счастливым. К сожалению, в последнее время удача отвернулась от меня и вся моя жизнь катится к чертям... - Дмитрий быстро заморгал и отвернулся. — Знаете, это так странно - живёшь себе, строишь планы, а тут - раз! - и судьба вмиг перечёркивает всё, что ты задумал. И что самое обидное, почему-то все, кто клялся в вечной преданности и дружбе, разом исчезают из виду, ссылаясь на что угодно - болезни, занятость, пожары, тайфуны, разводы, браки - но не принимают больше участия в тебе, не помогают пережить трудный период. Может, я и сам в этом виноват, не спорю - слишком резко принимаю, вернее, не принимаю их отказы, тут же разрывая любые отношения. Но по мне лучше я буду один, чем с неискренними друзьями, которые на поверку и не друзья вовсе...
— Что у вас за трудный период? - Сергей вытянул руку с шампуром к огню.
— У меня онкология. Два дня назад только узнал...
— Так её вроде лечат сейчас?
— На ранних стадиях - да. Но в моём случае уже поздно что-либо предпринимать. Врачи сказали, что осталось пару месяцев от силы...
Сергей замолчал, глядя, как на колбаске вздуваются пузыри и подумал, что боится даже представить, что творится сейчас на душе у этого обречённого человека. Оказаться лицом к лицу со смертью страшно. Причём страшно в любом возрасте и при любом достатке, ведь никакие деньги не помогут вырваться из цепких лап смерти, если она уже вцепилась в жертву.
— А родные? Они поддерживают вас?
— А нет у меня никого.
— Совсем?
— Теперь - да.
Сергей кинул непонимающий взгляд.
— У вас есть семья? - спросил в ответ Дмитрий и повернул шампур над огнём.
— Да, есть. Жена и сын. Скоро ещё дочь родится.
— У меня тоже была семья...Только... - он всхлипнул и провёл пальцами по глазам. — Только их нет больше...
— Что произошло?
— Разбились на машине. Все. Жена и две дочки... Фура на встречку вылетела, водитель уснул за рулём...
— Простите...
— За что? Вы тут совершенно ни при чём...
— Давно это случилось?
— Восемь дней назад. - Дмитрий посмотрел на часы. — Уже девять. Я с вашего позволения, выпью немного, помяну... - с этими словами он достал из внутреннего кармана плоскую фляжку и открутив крышку, опрокинул в себя содержимое.
— Как их звали? - спросил Сергей и мысленно стал вспоминать молитвы по умершим.
— Майя. Это жена. - Дмитрий достал телефон и показал фото. — Вот она, посередине. Это - Милочка, старшая, а это - Любушка, младшая... Между ними разница всего пятнадцать минут... Девочки мои... - провёл он пальцами по экрану. — Если бы вы знали, как это страшно - потерять тех, без кого не представляешь жизни! Мы ждали этих детей долгих двадцать лет! Лечились, сто кругов ада прошли, и вот... Их нет больше... Понимаете, мне за себя не так больно, как за них. Пусть бы они жили, я готов свою жизнь отдать за это! Я же только ради них и жил всё время! - он вдруг закрыл лицо руками и заплакал, как ребёнок.
Седой, взрослый мужик, широкоплечий и сильный, под два метра ростом, в эту минуту дал волю чувствам и несколько минут Сергей молча наблюдал, как поднимаются и опускаются его плечи, но мешать не решился, как и успокоить - знал, что нужно выплакаться, выговориться, излить свою боль. Когда Дмитрий, наконец, отнял руки от лица, Сергей протянул ему стакан с водой и сказал:
— Выпейте. - другой рукой подал салфетку и отодвинул шампур от огня, чтобы сардельки не сгорели. — А чем вы занимаетесь? Работаете?
— Уже нет. Был свой автосервис, хотел ещё открыть парочку. Не успел... Сейчас там мой партнёр заведует, я ему дела передал, как только узнал диагноз.
— А может, всё-таки, есть надежда?
— Нет, да мне уже и не нужно ничего... Без девочек моих... Братьев и сестёр у меня нет, мама умерла семь лет назад, отец двенадцать. Родня если и есть, то очень далеко, на Севере. Так что я совсем один.
— А как же дальше? Что будете делать... Пока... Ну... - Сергей замялся, подбирая слова. Дмитрий вдруг немного оживился, глубоко вздохнув:
— Знаете, есть одна мысль. В каком-то фильме видел, как двое обречённых мужчин пустились во все тяжкие...
Сергей удивлённо поднял брови.
— Нет, не думайте, я не собираюсь покорить кучу женских сердец. А вот прыжок с парашютом - отличная идея, на мой взгляд. Ну, и ещё несколько желаний хочу исполнить... Пока... - тут Дмитрий опять погрустнел. — Вот только кто за могилами будет ухаживать, когда меня не станет?
— На самом деле, это сейчас не проблема.
— Да? Поясните.
— Можно заключить долгосрочный договор с компанией по благоустройству и оплатить максимально возможный срок ухода за местом захоронения.
— Ну, мы же с вами понимаем, что это совершенно чужие люди.
— И что?
— Мне бы хотелось, чтобы не только наводили порядок, но и вспоминали.
— Да, тут я с вами согласен.
— Слушайте, Сергей! А давайте, я вам заплачу, а вы будете проведывать нас и ухаживать?
— Но я же о вас ничего не знаю. И о вашей семье...
— Это ничего! Я вам расскажу! Сколько бы мне ни осталось, я постараюсь рассказать вам о нас как можно больше! А? Как вам идея? - он вдруг вскочил и нервно зашагал вокруг костра.
—Почему именно я? Может, есть более достойные люди? - развёл руками Сергей.
— В том-то и дело, что нет! Знаете, это удивительно, но почему-то именно в самые тяжёлые моменты проверяются люди и отношения на прочность. В моём окружении достойных, увы, не оказалось. Соглашайтесь!
— Я подумаю, вы не против?
— Разумеется. Только не долго. Сами понимаете, времени у меня в обрез... - он грустно улыбнулся.
— Хорошо, обещаю завтра дать ответ. Нужно с женой посоветоваться.
— Уже сегодня. Поедемте обратно, светать начинает. Вам нужно отдохнуть. - Дмитрий сложил колбаски в пакет и затушил костёр.
Обратно ехали сначала молча, потом Дмитрий принялся за рассказ о своих близких, и пока говорил, лицо его светлело. Он словно возвращался в те дни, когда был счастлив, когда ещё ничего не предвещало беды.
— Уверен, вы полюбите моих девочек также, как и я! Они невероятные! - он всё вспоминал разные моменты из жизни, то смешные, то грустные, а когда машина остановилась перед домом, Дмитрий протянул визитку:
— Это мой номер телефона. Наберите мне прямо сейчас, я запишу ваш.
— Хорошо. - Сергей сделал вызов и пассажир записал новый контакт.
— Я жду вашего ответа. Вечером наберу.
— Договорились. - Сергей протянул руку для пожатия. Дмитрий крепко сжал ладонь водителя пальцами и улыбнулся.
— Спасибо вам. Пусть ненадолго, но я смог забыть обо всём, что не в силах изменить... - сказал пассажир. Потом закрыл дверь и быстро ушёл.
Вечером, когда выспавшийся Сергей собирался на ночную смену, Дмитрий позвонил, как и обещал:
— Ну, что, согласны?
— Согласны, Дмитрий. Но у меня есть просьба.
— Какая?
— Я приеду за вами и привезу вас ко мне домой, чтобы вы познакомились с моей семьёй, и они также, как и я, слушали ваши рассказы о жене и дочках. Вы не против?
— Не вопрос. В любое время!
— Договорились. Ну, я поехал работать.
***
Через два с половиной месяца в последний путь Дмитрия провожали Сергей с женой. Он, всё-таки, успел прыгнуть с парашютом. А ещё они вдвоём съездили на Урал, половили рыбу в Байкале и искупались в Японском море во Владивостоке. В качестве благодарности за будущую память и заботу необыкновенный пассажир оставил Сергею и его семье свою квартиру.