и вот че скажу: а ведь книги про Алиску Селезневу похожи на Поттериану! Чем именно, сейчас расскажу.
80-е годы были для "Алисианы" пиком как по количеству повестей, так и по их наполнению. Однако в творческом отношении все было неоднозначно: в это время были написаны как реально крутые вещи вроде "Пленников астероида" и "Гай-до", так и, как по мне, слабоватый цикл про Заповедник Сказок, иногда называемый "Непоседа". Про него я уже рассказал в предыдущей части.
Общие черты "Алисианы" 80-х, если не считать "Непоседу" в целом и коротких рассказов, таковы:
-Тон произведений стал более мрачным: приключения с самого начала часто заявляются как опасные, по сюжету погибают второстепенные положительные персонажи.
-Действие большей части повестей происходит либо в обитаемых пост-апокалиптичных или антиутопических локациях, либо в переживающих катастрофу замкнутых пространствах. Причем попавшие туда персонажи оказываются отрезанными от большого мира и могут рассчитывать только на свои силы.
-Детально раскрывается психология персонажей.
-В сюжете появляются любовные линии второстепенных персонажей.
-Широко используется новый тип злодея: место космических пиратов и разбойников заняли космические тираны.
-У произведений проявляется сквозной мотив: что делает человеческое существо человеком, а также в чем смысл его существования.
И вот тут до меня дошло, что в приключениях про Алису Селезневу "чем дальше, тем взрослее и мрачнее". И именно в этом отношении "Алисиана" похожа на "Гарри Поттера". Смотрите сами: в "Философском камне" и "Тайной комнате" упор делался в основном на сказочные штуковины, опасности и приключения, никто из положительных персонажей не погибал, а главный злодей был повержен. Дважды. В "Узнике Азкабана" уже подробнее раскрывалась психология персонажей и появились зачатки любовной темы, а дело кончилось не так уж хорошо: Сириуса Блэка не оправдали, а побочный злодейчик Питер сбежал. А "Кубок огня" уже включал в себя сложные интриги, полноценные любовные линии, возрождение главного злодея и гибель положительного персонажа - Седрика Диггори.
А что же Алиса Селезнева? Давайте посмотрим.
"Пленники астероида" (1981). Эта повесть - одна из моих самых любимых, наравне с "Каникулами на Пенелопе". Она рассказывает про то, как Алиса в компании сотрудницы Института времени Полины и робота Посейдона насильно попадают на таинственный астероид, из которого, как оказалось, инопланетяне сделали космический корабль поколений. Не, ну вырезать внутри астероида помещения, вставить внутрь двигатели, а потом еще и добывать оттуда ресурсы, не отходя от кассы - это реально круто.
Только вот что-то пошло не так. Путешествие "немного" затянулось, роботы начали брать все больше работы на себя, а хозяева от этого стали потихоньку тупеть. И однажды настал момент, когда хозяин и слуга поменялись местами, а инопланетяне выродились в нечто среднее между животными и вечными детьми. Как в "Валл-И", только в более мрачном, отталкивающем варианте.
Вместо ухоженного кораблика "Аксиома", в котором живут хоть и глупые, но еще способные мыслить и сострадать пухляши, тут разруха и запустение; системы жизнеобеспечения медленно ломаются, а многие ходы забыты.
А обитают тут тощие человечишки с животным, ничего не выражающим взглядом (автор неоднократно подчеркивает сходство со скотом) и полным отсутствием сострадания - для них скармливание людей обитающим в астероиде ледяным червям - развлечение. И даже нельзя сказать, кто хуже - они, или роботы, захватывающие корабли и убивающие пленных на потеху только потому, что это выгодно.
Из персонажей больше всего мне запомнился робот Посейдон на стороне хороших парней - этакая ехидная, но более интеллигентная и серьезная железная версия Громозеки. Жаль только, что он появился лишь один раз.
"Гай-до" (1986). В этой повести впервые появляется один из самых ярких персонажей за всю "Алисиану" - Ирия Гай.
Папка ее был человеком (точнее, вестерианцем) хоть и гениальным, но трехнутым. И он так сильно хотел сына, что когда у него родилась дочь, он отнял ее от матери, воспитал как мальчика, а чтобы она случайно не загорелась девчачьими увлечениями, максимально изолировал от общества. Выросла Ирия амазонкой, умеющей бежать стометровку быстрее всех, разбираться в технике, стрелять и драться, и не гнушающейся в случае чего применить насилие ради своих целей. Ирка с папашей собрала того самого Гай-до - всего-навсего космический кораблик с полноценным осознающим себя искусственным интеллектом, еще и способным к эмпатии. Но ее отец нелепо погиб, и она решила записаться в разведчики, облетая планеты на пару со своим другом-слугой. В одной из экспедиций на вулканическую планету она спасла биолога Тадеуша Сокола и... влюбилась в него. Да, это первая повесть "Алисианы", в которой полноценно проявилась любовная линия. Осознав, что она женщина, Ирия принялась яростно рвать со своим прошлым: Гай-до она бросила, за Тадеуша замуж вышла, осела в Польше и родила девочку (вестерианцы, однако, могут иметь с людьми детей) и постаралась забыть свое прежнее "я", вышивая и готовя борщи в домике под Вроцлавом. Себе она это объясняла психической травмой от сломанного папкой (как ей казалось) детства. Только вот она была не права, и прошлое не захотело отпускать Ирию: сначала Гай-до, испугавшись за свою хозяйку, отправился ее искать, но был сбит злодеями и упал на Землю, а затем и ее мужа похитили. Делать нечего: пришлось ей ради спасения мужа примириться со своим прежним "Я", и вспомнить все, чему учил ее отец.
А при чем тут Алиса? А при том, что знакомая по "Миллиону приключений" троица - Алиса, Пашка и Аркаша - решают поучаствовать в космической гонке (по Пашкиной инициативе, ясное дело), и для этого на свалке случайно находят Гай-до и знакомятся с ним. И с Гай-до случилась такая фигня: технический прогресс сломал его образ и сюжет. По меркам мира "Алисианы" Гай-до представлен как нечто уникальное, как что-то, что никто из ученых не смог больше создать. Для 80-х космический корабль с самосознанием и эмпатией - это было и в самом деле сложно, а значит, круто. Но вот в наши дни, когда нейросети и искины плотно вошли в нашу жизнь, образ космосудна с характером стал обыденным. Тем более, что масса произведений, как российских, так и зарубежных, затерла его до дыр. Достаточно вспомнить "Футураму", в которой в Бендера Родригеза влюбился (точнее, влюбилась) искин корабля главных героев. Но Гай-до подкупает читателя именно своей эмпатией: по характеру персонаж получился довольно симпатичным, даром что это РАЗУМНЫЙ, блин, КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ! От дружелюбен и иногда насмешлив, но в то же время эмоционален и раним. И смотреть на то, как он переживает за свою хозяйку, как он ревнует ее к Тадеушу, как он огорчается после того, как узнал, что она его бросила - мило.
Мигунов с образом Гай-до, однако, недотянул: персонаж с его заячьей мордой и трапом-языком получился скорее нелепым, чем симпатичным. Но к его чести, изобразить милый и разумный космический кораблик довольно тяжело.
В итоге для того, чтобы выиграть космическую гонку, ребята решили добыть немного супертоплива с брошенной базы предтеч, на той самой планете, где Ирия нашла Тадеуша. Только вот они не учли, что содержимое базы нужно не им одним... Развязка получилась эпичной и драматичной, и запомнилась первой в "Алисиане" гибелью в кадре как положительного персонажа (второстепенного, правда), так и злодея. И после такого финала космическая гонка была уже не столь интересной. А так "Гай-до", несмотря на огрехи, получился одной из лучших повестей про Алису Селезневу. Прикольно, кстати, что она была написана из переработанной повести "Каникулы в космосе, или Планета Пять-четыре", написанной в соавторстве с читателями "Пионерской правды", где она и издавалась.
А в следующий раз поговорим о продолжениях "Гай-до" - "Конец Атлантиды" и "Город без памяти". На сегодня всё!