Найти тему
Хитрый койот

Прочел я про Алису Селезневу, а точнее цикл о Заповеднике Сказок... (Часть 4)

и вот че скажу: нельзя просто так взять и скрестить сказку с научной фантастикой.

Прошлая часть про "Сто лет тому вперед" была здесь.

Этот цикл, по мне, самый спорный из всех произведений классической "Алисианы" (не считая "Войны с лилипутами"). Он состоит из повести "Лиловый шар" и дилогии-предыстории "Заповедник Сказок" и "Козлик Иван Иванович", написанной позднее. Здесь Кир Булычев решил ввести в научно-фантастический мир фэнтезийные элементы,

"Заповедник Сказок" и "Козлик Иван Иванович" (1985). А точнее - целый Заповедник, в котором обитают настоящие сказочные существа (и магия!). Эпоха Легенд, в которой они жили, и которую случайно открыл ученый Иван Иванович Царевич (!), находилась между ледниковыми периодами - и перспектива "часа Белого Хлада и Волчьей Пурги" сказочных не очень радовала. Поэтому они сами попросились к Ивану Ивановичу в будущее, так что сделанный им "Заповедник Сказок" - скорее убежище. Только вот новоиспеченный директор взял с собой злодея, который... Впрочем, название второй части - один большой жирный спойлер, показывающий, что сделали с директором. По атмосфере дилогия сильно похожа на "Вниз по волшебной реке" Успенского: и здесь, и там показывают приключения попаданца из обычного мира в сказочном, в котором привычные образы персонажей нестандартно обыграны: змей Гордыныч - доброжелательный и справедливый дракон, Красная Шапочка - жирная и ленивая девчонка, Волк - показной вегетарианец (хотя по указке злодея может и нарушить это правило), а Кот в сапогах - нарцисс и приспешник злодея.

А местный гном Свен куклу склеил
А местный гном Свен куклу склеил

Как отдельное произведение дилогия получилась очень даже неплохой, забавной, но наивной сказкой. Но беда в том, что "Сказки" являются частью мира Алисы Селезневой, а существование реальной магии и даже отдельных доживших до конца XXI века сказочных (Лох-Несский ящер) плохо вписываются в научно-фантастический мир. А после куда более взрослых "Каникул на Пенелопе" и "Пленников астероида" дилогия про сказки смотрится как шаг назад. Конечно, это можно списать на то, что книжки возвращают нас в те времена, когда Алиса была младше, примерно как в "Путешествии Алисы".

Лиловый шар (1983). А вот с "Лиловым шаром" так не получится. И это яркий пример того, что будет, если пытаться совместить несовместимое. Повесть четко разделена на две половины. Первая из них сделана на отлично: описание искусственной планеты, на которой все живое хочет убивать, с ходу задает нужную атмосферу.

Даже цветы здесь стреляют колючками!
Даже цветы здесь стреляют колючками!

Автором подчеркивается неестественность, искаженность тамошней природы, показывает, что не так с руинами городов и их вымершими обитателями. Что-то подобное я встречал во второй "Дьябле", пробираясь через джунгли Кураста в третьем акте. А обстановка медленно меняется от плохой к ужасной, в лучших традициях Лавкрафта. Сначала обнаруживается, что все обитатели были в свое время заражены вирусом вражды, что и вызвало изменения в поведении всего живого. Затем выясняется, что против Земли обитатели собирались применить некое оружие. Затем приходит осознание, что вирус вражды и есть то самое оружие, вырвавшееся на Бродяге из под контроля. И вишенка на торте - вирус вражды оказывается запрятан на Земле в лиловом шаре, и в час "Х" этот шар лопнет, что приведет к гибели человечества. А времени, чтобы доказать свою правоту и найти этот шар, уже нет. И знаете, еще чуть-чуть, и получился бы хороший триллер.

Но вот, наступает вторая часть. В ней Алиса вместе с Громозекой проникают в машину времени, чтобы попасть в прошлое, выследить тех инопланетян и уничтожить лиловый шар. В Эпоху Легенд. И с попаданием туда накал повествования и мрачная атмосфера, заданные в первой части, исчезают.

Мигунов решил надеть на инопришеленцев шлемы с гребнями, как у Марса, подчеркивающими их воинственный характер, Интересно, слышал ли он про марсианина Марвина из "Луни Тьюнз"?
Мигунов решил надеть на инопришеленцев шлемы с гребнями, как у Марса, подчеркивающими их воинственный характер, Интересно, слышал ли он про марсианина Марвина из "Луни Тьюнз"?

Впрочем, мрачняк ненадолго возвращается при появлении инопланетных захватчиков во плоти. Но когда они исчезают, тон снова становится сказочно-несерьезным.

И я думаю, что именно разрыв между мрачной научно-фантастической атмосферой первой половины и более детской и несерьезной во второй половине и стал одной из причин провала экранизации 1987 года, в которой режиссер Арсенов решил оставить все как есть.

А в следующий раз будут "Пленники астероида" и "Гай-до", а также поговорим про то, какой была "Алисиана" в 80-е годы. Пока!