Найти в Дзене
Хитрый койот

Прочел я про Алису Селезневу, а точнее "Конец Атлантиды" и "Город без памяти"... (Часть 6)

и вот че скажу: эх, зря Булычев не стал в свое время делать Алиску подростком... В прошлый раз я говорил, что повесть "Гай-до" получила продолжение - "Город без памяти", а между ними - повесть "Конец Атлантиды" как связка. Еще туда условно можно приткнуть и "Узников "Ямагири-Мару"", потому что действие происходит там же, где и "Конец Атлантиды", и почти в то же время. Но про "Ямагири-Мару" сказать особо нечего: это урок о том, что сбрасывать отходы в море, особенно ядерные - это очень-очень плохо. А вот про "Конец Атлантиды" и особенно "Город без памяти" хочется поговорить поподробнее. Общие черты, указанные в прошлой части, остались те же: персонаж взрослеет, а с ним меняются и приключения, становясь все более опасными и вовлекая в себя новые, более серьезные темы. "Конец Атлантиды" (1987). Здесь Алиса в компании Пашки решает сплыть в одно интересное место и чисто случайно, попав пальцем в воду, обнаруживает ни много, ни мало - Атлантиду. В Тихом океане, ага. Короче, здесь когда-то бы

и вот че скажу: эх, зря Булычев не стал в свое время делать Алиску подростком...

В прошлый раз я говорил, что повесть "Гай-до" получила продолжение - "Город без памяти", а между ними - повесть "Конец Атлантиды" как связка. Еще туда условно можно приткнуть и "Узников "Ямагири-Мару"", потому что действие происходит там же, где и "Конец Атлантиды", и почти в то же время. Но про "Ямагири-Мару" сказать особо нечего: это урок о том, что сбрасывать отходы в море, особенно ядерные - это очень-очень плохо. А вот про "Конец Атлантиды" и особенно "Город без памяти" хочется поговорить поподробнее. Общие черты, указанные в прошлой части, остались те же: персонаж взрослеет, а с ним меняются и приключения, становясь все более опасными и вовлекая в себя новые, более серьезные темы.

"Конец Атлантиды" (1987). Здесь Алиса в компании Пашки решает сплыть в одно интересное место и чисто случайно, попав пальцем в воду, обнаруживает ни много, ни мало - Атлантиду. В Тихом океане, ага. Короче, здесь когда-то была цивилизация мореплавателей, умевших строить подземные города, но случилось землетрясение и атланты утопли. А потом на руины одного из этих городов прилетели инопланетные историки и такие: "Эй, вот же отличное место для нашей базы!". И стали они за землянами с этой базы наблюдать, не вмешиваясь в их дела. Время от времени сюда прилетал корабль, привозивший припасы, оборудование и новую смену. А случайно попадавшим на базу аборигенам объясняли, что они и есть те самые атланты, называя себя именами греческих богов, и... походу, отпускали их целыми и невредимыми - все равно их рассказам никто не поверит. Но однажды их родная планета почему-то перестала выходить на связь и посылать новых людей на смену. И от этого персонал начал редеть - кто умирал от старости, кто от болезней, кто от отчаяния, сидючи в замкнутом пространстве. А связываться с землянами было нельзя, да уже и нечем: субмарины для вылазки на поверхность кончились. И на фоне этого одна из сотрудниц, Гера, сошла с ума, начала считать себя реальной королевой Атлантиды, убивать случайных попаданцев и своих коллег за ослушание. И вот туда и попадают главные герои, встречающие те же картины запустения, какие были в "Пленниках астероида". Картина приобрела больше психологизма: в "Пленниках" было всего лишь стадо бывших разумных инопланетян, которых пасли роботы. А здесь все выражено тоньше и острее, высвечивая мысли тех, кто уже сошел с ума, и тех, кто еще держится. Особенно запомнился Гермес, который успешно прикидывался шлангом, изображая апатию. Немного, правда, бросает в ступор пассаж Пашки насчет этрусков, которые русские. Но на фоне того, что с "Алисианой" будет дальше, повесть вышла не так уж и плоха.

Один из главных героев верхом на гигантской разумной птице. Кто сказал "Властелин колец"?
Один из главных героев верхом на гигантской разумной птице. Кто сказал "Властелин колец"?

"Город без памяти" (1988). Он получился самым взрослым и мрачным произведением по Алису Селезневу. И по объему, количеству сюжетных линий, многоплановости это уже скорее полноценный роман, чем повесть.

Замес таков: люди, желая помочь "атлантам" из предыдущей повести, а заодно разобраться, что случилось с Криной (так называли их родную планету) снарядили туда экспедицию в составе капитана Полоскова, механика Зеленого, биолога Тадеуша Сокола и "атлантов". Только звездолет по прибытию почему-то перестал выходить на связь, и на помощь им отправились Алиса, Пашка Гераскин, Ирия Гай (жена Тадеуша Сокола) и разумный космический корабль Гай-до. И то, что они увидели по прибытию, неприятно превзошло все их ожидания. Короче, тут у нас "Заграничная принцесса", только на этот раз все по-серьезному. Повесть предлагает читателю необычный вариант пост-апокалипсиса: толстый полярный лис пришел на Крину из-за одного ретивого ученого, решившего, что все несчастья идут от плохих воспоминаний. И для решения проблемы он не придумал ничего лучше, кроме как стирать людям память и воспитывать их заново под своим контролем, благо открытое им излучение позволяло это устроить. Но эксперимент пошел слишком так, и память потеряли все. Вообще все, включая горе-изобретателя, а общество быстро деградировало.

Разрушенный мир Крины проработан неожиданно детально: с одной стороны, есть полуфеодально-полурабовладельческое общество, состоящее из "мудрецов" - советников, "вкушецов" - духовенства, "поклонов" - знати и "простецов". Чтение в этом обществе под запретом, время от времени пытающимся разобрать оставшиеся надписи "мудрецам" затирают память в специальном колодце, в котором сохранились остатки того самого излучения. Хотя самые крупные лица из знати втайне от других умеют читать, чем и пользуются для контроля подданных. С другой, есть "помники" - те, кто в курсе, что раньше здесь была высокоразвитая цивилизация, и они хотят ее восстановить. Крупным "поклонам", разумеется, этого не надо, поэтому они регулярно нападают на "помников", а также рассказывают более "мелким" поклонам и "простецам" про них разные гадости. Но "помники" обустроили в близлежащих руинах города убежище, в котором отбиваются от "поклонов" и их людей, и изучают прошлое, чтобы разобраться, для чего нужны те или иные вещи, а также понять: кто виноват в случившемся и что делать. Из-за постоянной угрозы они вынуждены форсировать просвещение жителей, похищая детей, что подливает масла в огонь "черного пиара". Да, в этой книге "хорошие парни" перестали быть кристально чистыми, показывая, что ради своего дела они должны совершать плохие поступки, если не хотят погибнуть. Убежище "помников" находится в лесу, в котором обитают опасные животные, а также есть ямы с остатками излучения. Судьба "бе-пе" - человека, потерявшего память - незавидна: в лучшем случае он попадет к "помникам" и будет на постоянном иждивении, в худшем - станет рабом у "поклонов", в самом худшем - его съедят дикие звери или он утонет, потому что забудет, как надо плавать. Ах да, вся планета этим полем окружена, поэтому любой попавший сюда инопришеленец станет "бе-пе". И главных героев спасло лишь то, что Гай-до, почуяв неладное, включил защитивший их от излучения силовой щит. Нехило так прописано, правда?

Местный король. Обратите внимание, на ЧЕМ он сидит.
Местный король. Обратите внимание, на ЧЕМ он сидит.

Детали мира по большей части работают на сеттинг: у населяющих Крину обитателей простые, предельно конкретные имена, обозначающие животное или какое-нибудь явление; отчеств нет. Замки "поклонов" - это бывшие заводы и обсерватории, а опасное зверье в лесу появилось оттого, что раньше неподалеку был космический зоопарк: некоторые животные оттуда выбрались и стали усиленно размножаться. Атмосферу запустения подогревают много психологически тяжелых или трагикомичных сцен: картина того, как сидящие в поезде без колес "бе-пе" "ехали к бабушке", осознание, что трон местного короля - бывшее зубоврачебное кресло, а у гвардейцев на головах ночные горшки вместо шлемов, и особенно сцена, когда Пашка отчаянно пытается достучаться до потерявшего память Сокола или Зеленого.

Но тут есть и кое-какие странности: так что же вызвало глобальный пц на Крине? Если излучение - то почему тогда Гай-до взял пробы воздуха, от которого лабораторные мыши потеряли память? Если газ - то почему он скапливается как на дне колодцев, так и летит высоко в атмосфере?

Еще на Крине, похоже, обитают земные животные - кроты, волки, слоны, пантеры, тараканы. На фоне придумки Булычевым различных фантастических тварей в более ранних книгах это смотрится банально. Правда, это можно объяснить тем, что имена "поклонов", да и упоминаемые местными названия животных - говорящие и означают совсем не то, что на самом деле. И автор, походу, просто не стал выдумывать прорву фантастических тварей (пусть даже аналогов земных) только ради этого. Но с другой стороны, это уже какой-то Джельсомино выходит, потому что намек на истинную суть "поклонов" вышел ну слишком уж лобовым. Я реально, до последнего думал, что дающие имена "поклонам" "мудрецы" были в курсе, как на самом деле именуются животные, в честь которых названы их "клиенты" и этим их троллили, называя волка кротом, пантеру - червяком, а слона - радикулитом. Еще немного непонятно, откуда на планете взялись лесные пигмеи, а также раса разумных гигантских птиц, сыгравших в сюжете важную роль.

Остатки былого величия Крины.
Остатки былого величия Крины.

Еще нам говорят, что Крина раньше была супер-пупер-продвинутой цивилизацией, которая умела летать между звездами, когда человечество еще пешком под стол с бронзовыми орудиями ходило, а тамошний конец света произошел всего 250 лет назад. Но на месте мы видим руины городов так эпохи 80-х: есть колесные автомобили, печатные машинки, механические часы, что как-то выбивается из образа великой межзвездной цивилизации. И кстати, роман на самом деле никак не связан с "Концом Атлантиды", за вычетом "атлантов", спешащих на свою родину. Да и те уже в самом начале превращаются в "бе-пе" и выбывают из повествования. Поэтому "атлантов" и все, что с ними связано, можно было смело выбросить, а завязку изменить на дежурную экспедицию по исследованию далеких планет, во время которой связь неожиданно прервалась, а наличие в ее составе Зеленого и Сокола - хороший мотив для выдвижения главгероев (Алисы и Ирии) в путь, чтобы их спасти. Погибшая цивилизация уровня второй половины XX века, кстати, для "Алисианы" не нова - Колеида из "Дня рождения Алисы" тому пример. Дикие животные? А что дикие животные? А они вполне могут быть и местными.

Ну чего это я о мире, да о мире. Скажем пару ласковых о персонажах. Ирия Гай после событий "Гай-до" все-таки решила примириться со своим прошлым, и образ рассудительной, но в то же время импульсивной девушки - амазонки, любящей жены и матери в одном лице - получился гармоничным и хорошо показал себя, став примером для взрослеющей Алисы. Она, кстати, тоже изменилась: под влиянием Пашки она стала менее доверчивой и более наблюдательной, а Ирия доказала, что некоторые проблемы получится решить только насилием, и теперь Алиса тоже им пользуется, если иного выхода нет. Пашка же, напротив, утратил изрядную долю романтизма и стал более осторожен, но совсем не труслив. Характеры местных жителей также вышли яркими, такими как отважные работающие на "помников" брат и сестра Ручеек и Речка и сестра гадкой парочки близнецов-"поклонов" Левого и Правого Кротов Белка, которая поначалу "помников" боится, считая их чудовищами, но потом на своем опыте осознающая, что это не так. Поэтому, несмотря на некоторые дыры в описанном мире, "Город без памяти", по мне - крутейшее из произведений про Алису Селезневу.

А в следующей части поговорю про то, как окончилась классическая Алиса Селезнева.

UPD: Насчет природы того, что вызвало пц на Крине, говорится однозначно: это биополе (похоже, электромагнитное). А до катастрофы на планете могло вполне сосуществовать несколько разумных рас. Да, я был неправ.