и вот че скажу: эх, зря Булычев не стал в свое время делать Алиску подростком...
В прошлый раз я говорил, что повесть "Гай-до" получила продолжение - "Город без памяти", а между ними - повесть "Конец Атлантиды" как связка. Еще туда условно можно приткнуть и "Узников "Ямагири-Мару"", потому что действие происходит там же, где и "Конец Атлантиды", и почти в то же время. Но про "Ямагири-Мару" сказать особо нечего: это урок о том, что сбрасывать отходы в море, особенно ядерные - это очень-очень плохо. А вот про "Конец Атлантиды" и особенно "Город без памяти" хочется поговорить поподробнее. Общие черты, указанные в прошлой части, остались те же: персонаж взрослеет, а с ним меняются и приключения, становясь все более опасными и вовлекая в себя новые, более серьезные темы.
"Конец Атлантиды" (1987). Здесь Алиса в компании Пашки решает сплыть в одно интересное место и чисто случайно, попав пальцем в воду, обнаруживает ни много, ни мало - Атлантиду. В Тихом океане, ага. Короче, здесь когда-то была цивилизация мореплавателей, умевших строить подземные города, но случилось землетрясение и атланты утопли. А потом на руины одного из этих городов прилетели инопланетные историки и такие: "Эй, вот же отличное место для нашей базы!". И стали они за землянами с этой базы наблюдать, не вмешиваясь в их дела. Время от времени сюда прилетал корабль, привозивший припасы, оборудование и новую смену. А случайно попадавшим на базу аборигенам объясняли, что они и есть те самые атланты, называя себя именами греческих богов, и... походу, отпускали их целыми и невредимыми - все равно их рассказам никто не поверит. Но однажды их родная планета почему-то перестала выходить на связь и посылать новых людей на смену. И от этого персонал начал редеть - кто умирал от старости, кто от болезней, кто от отчаяния, сидючи в замкнутом пространстве. А связываться с землянами было нельзя, да уже и нечем: субмарины для вылазки на поверхность кончились. И на фоне этого одна из сотрудниц, Гера, сошла с ума, начала считать себя реальной королевой Атлантиды, убивать случайных попаданцев и своих коллег за ослушание. И вот туда и попадают главные герои, встречающие те же картины запустения, какие были в "Пленниках астероида". Картина приобрела больше психологизма: в "Пленниках" было всего лишь стадо бывших разумных инопланетян, которых пасли роботы. А здесь все выражено тоньше и острее, высвечивая мысли тех, кто уже сошел с ума, и тех, кто еще держится. Особенно запомнился Гермес, который успешно прикидывался шлангом, изображая апатию. Немного, правда, бросает в ступор пассаж Пашки насчет этрусков, которые русские. Но на фоне того, что с "Алисианой" будет дальше, повесть вышла не так уж и плоха.
"Город без памяти" (1988). Он получился самым взрослым и мрачным произведением по Алису Селезневу. И по объему, количеству сюжетных линий, многоплановости это уже скорее полноценный роман, чем повесть.
Замес таков: люди, желая помочь "атлантам" из предыдущей повести, а заодно разобраться, что случилось с Криной (так называли их родную планету) снарядили туда экспедицию в составе капитана Полоскова, механика Зеленого, биолога Тадеуша Сокола и "атлантов". Только звездолет по прибытию почему-то перестал выходить на связь, и на помощь им отправились Алиса, Пашка Гераскин, Ирия Гай (жена Тадеуша Сокола) и разумный космический корабль Гай-до. И то, что они увидели по прибытию, неприятно превзошло все их ожидания. Короче, тут у нас "Заграничная принцесса", только на этот раз все по-серьезному. Повесть предлагает читателю необычный вариант пост-апокалипсиса: толстый полярный лис пришел на Крину из-за одного ретивого ученого, решившего, что все несчастья идут от плохих воспоминаний. И для решения проблемы он не придумал ничего лучше, кроме как стирать людям память и воспитывать их заново под своим контролем, благо открытое им излучение позволяло это устроить. Но эксперимент пошел слишком так, и память потеряли все. Вообще все, включая горе-изобретателя, а общество быстро деградировало.
Разрушенный мир Крины проработан неожиданно детально: с одной стороны, есть полуфеодально-полурабовладельческое общество, состоящее из "мудрецов" - советников, "вкушецов" - духовенства, "поклонов" - знати и "простецов". Чтение в этом обществе под запретом, время от времени пытающимся разобрать оставшиеся надписи "мудрецам" затирают память в специальном колодце, в котором сохранились остатки того самого излучения. Хотя самые крупные лица из знати втайне от других умеют читать, чем и пользуются для контроля подданных. С другой, есть "помники" - те, кто в курсе, что раньше здесь была высокоразвитая цивилизация, и они хотят ее восстановить. Крупным "поклонам", разумеется, этого не надо, поэтому они регулярно нападают на "помников", а также рассказывают более "мелким" поклонам и "простецам" про них разные гадости. Но "помники" обустроили в близлежащих руинах города убежище, в котором отбиваются от "поклонов" и их людей, и изучают прошлое, чтобы разобраться, для чего нужны те или иные вещи, а также понять: кто виноват в случившемся и что делать. Из-за постоянной угрозы они вынуждены форсировать просвещение жителей, похищая детей, что подливает масла в огонь "черного пиара". Да, в этой книге "хорошие парни" перестали быть кристально чистыми, показывая, что ради своего дела они должны совершать плохие поступки, если не хотят погибнуть. Убежище "помников" находится в лесу, в котором обитают опасные животные, а также есть ямы с остатками излучения. Судьба "бе-пе" - человека, потерявшего память - незавидна: в лучшем случае он попадет к "помникам" и будет на постоянном иждивении, в худшем - станет рабом у "поклонов", в самом худшем - его съедят дикие звери или он утонет, потому что забудет, как надо плавать. Ах да, вся планета этим полем окружена, поэтому любой попавший сюда инопришеленец станет "бе-пе". И главных героев спасло лишь то, что Гай-до, почуяв неладное, включил защитивший их от излучения силовой щит. Нехило так прописано, правда?
Детали мира по большей части работают на сеттинг: у населяющих Крину обитателей простые, предельно конкретные имена, обозначающие животное или какое-нибудь явление; отчеств нет. Замки "поклонов" - это бывшие заводы и обсерватории, а опасное зверье в лесу появилось оттого, что раньше неподалеку был космический зоопарк: некоторые животные оттуда выбрались и стали усиленно размножаться. Атмосферу запустения подогревают много психологически тяжелых или трагикомичных сцен: картина того, как сидящие в поезде без колес "бе-пе" "ехали к бабушке", осознание, что трон местного короля - бывшее зубоврачебное кресло, а у гвардейцев на головах ночные горшки вместо шлемов, и особенно сцена, когда Пашка отчаянно пытается достучаться до потерявшего память Сокола или Зеленого.
Но тут есть и кое-какие странности: так что же вызвало глобальный пц на Крине? Если излучение - то почему тогда Гай-до взял пробы воздуха, от которого лабораторные мыши потеряли память? Если газ - то почему он скапливается как на дне колодцев, так и летит высоко в атмосфере?
Еще на Крине, похоже, обитают земные животные - кроты, волки, слоны, пантеры, тараканы. На фоне придумки Булычевым различных фантастических тварей в более ранних книгах это смотрится банально. Правда, это можно объяснить тем, что имена "поклонов", да и упоминаемые местными названия животных - говорящие и означают совсем не то, что на самом деле. И автор, походу, просто не стал выдумывать прорву фантастических тварей (пусть даже аналогов земных) только ради этого. Но с другой стороны, это уже какой-то Джельсомино выходит, потому что намек на истинную суть "поклонов" вышел ну слишком уж лобовым. Я реально, до последнего думал, что дающие имена "поклонам" "мудрецы" были в курсе, как на самом деле именуются животные, в честь которых названы их "клиенты" и этим их троллили, называя волка кротом, пантеру - червяком, а слона - радикулитом. Еще немного непонятно, откуда на планете взялись лесные пигмеи, а также раса разумных гигантских птиц, сыгравших в сюжете важную роль.
Еще нам говорят, что Крина раньше была супер-пупер-продвинутой цивилизацией, которая умела летать между звездами, когда человечество еще пешком под стол с бронзовыми орудиями ходило, а тамошний конец света произошел всего 250 лет назад. Но на месте мы видим руины городов так эпохи 80-х: есть колесные автомобили, печатные машинки, механические часы, что как-то выбивается из образа великой межзвездной цивилизации. И кстати, роман на самом деле никак не связан с "Концом Атлантиды", за вычетом "атлантов", спешащих на свою родину. Да и те уже в самом начале превращаются в "бе-пе" и выбывают из повествования. Поэтому "атлантов" и все, что с ними связано, можно было смело выбросить, а завязку изменить на дежурную экспедицию по исследованию далеких планет, во время которой связь неожиданно прервалась, а наличие в ее составе Зеленого и Сокола - хороший мотив для выдвижения главгероев (Алисы и Ирии) в путь, чтобы их спасти. Погибшая цивилизация уровня второй половины XX века, кстати, для "Алисианы" не нова - Колеида из "Дня рождения Алисы" тому пример. Дикие животные? А что дикие животные? А они вполне могут быть и местными.
Ну чего это я о мире, да о мире. Скажем пару ласковых о персонажах. Ирия Гай после событий "Гай-до" все-таки решила примириться со своим прошлым, и образ рассудительной, но в то же время импульсивной девушки - амазонки, любящей жены и матери в одном лице - получился гармоничным и хорошо показал себя, став примером для взрослеющей Алисы. Она, кстати, тоже изменилась: под влиянием Пашки она стала менее доверчивой и более наблюдательной, а Ирия доказала, что некоторые проблемы получится решить только насилием, и теперь Алиса тоже им пользуется, если иного выхода нет. Пашка же, напротив, утратил изрядную долю романтизма и стал более осторожен, но совсем не труслив. Характеры местных жителей также вышли яркими, такими как отважные работающие на "помников" брат и сестра Ручеек и Речка и сестра гадкой парочки близнецов-"поклонов" Левого и Правого Кротов Белка, которая поначалу "помников" боится, считая их чудовищами, но потом на своем опыте осознающая, что это не так. Поэтому, несмотря на некоторые дыры в описанном мире, "Город без памяти", по мне - крутейшее из произведений про Алису Селезневу.
А в следующей части поговорю про то, как окончилась классическая Алиса Селезнева.
UPD: Насчет природы того, что вызвало пц на Крине, говорится однозначно: это биополе (похоже, электромагнитное). А до катастрофы на планете могло вполне сосуществовать несколько разумных рас. Да, я был неправ.