Первая редакция оперы «Борис Годунов» была отвергнута Дирекцией императорских театров из-за, как пояснили композитору, отсутствия выигрышной женской роли. Во второй редакции Мусоргский добавил так называемый «польский акт», две сцены –«Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке» и «У фонтана». Первая из них, хоть и звучит в ней знаменитая фраза об «алмазном венце», отнюдь не повторяет выпущенную Пушкиным картину. Здесь звучит ария Марины, слова которой: Панна Мнишек славы хочет, панна Мнишек власти жаждет! – служат ключом ко всему её образу. В отличие от пушкинской героини, оперная Марина ясно понимает, с кем свела её судьба, но нисколько тем не смущается: А тебя, мой самозванец, мой любовник томный, опою тебя слезами страсти жгучей. Кроме того, в этих сценах появляется новое лицо - «Рангони, тайный иезуит», наставляющий для действий в интересах католической церкви и Марину, и Самозванца (правда, должна сказать, что я видела только те постановки, где оный иезуит отсутствовал, однако в