Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Явление весьма знаменательное» ч.2

А.С.Пирогов в роли Бориса Годунова
А.С.Пирогов в роли Бориса Годунова

Первая редакция оперы «Борис Годунов» была отвергнута Дирекцией императорских театров из-за, как пояснили композитору, отсутствия выигрышной женской роли.

Во второй редакции Мусоргский добавил так называемый «польский акт», две сцены –«Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке» и «У фонтана».

Первая из них, хоть и звучит в ней знаменитая фраза об «алмазном венце», отнюдь не повторяет выпущенную Пушкиным картину. Здесь звучит ария Марины, слова которой:

Панна Мнишек славы хочет,

панна Мнишек власти жаждет! – служат ключом ко всему её образу.

Фотография с сайта Большого театра
Фотография с сайта Большого театра

В отличие от пушкинской героини, оперная Марина ясно понимает, с кем свела её судьба, но нисколько тем не смущается:

А тебя, мой самозванец,

мой любовник томный,

опою тебя слезами страсти жгучей.

Кроме того, в этих сценах появляется новое лицо - «Рангони, тайный иезуит», наставляющий для действий в интересах католической церкви и Марину, и Самозванца (правда, должна сказать, что я видела только те постановки, где оный иезуит отсутствовал, однако в либретто роль его велика). В сцене же у фонтана, несмотря на всё её великолепие, я никак не могу смириться с отсутствием знаменитого «Тень Грозного меня усыновила…»

Затем идёт сцена заседания Боярской думы и смерти Бориса. Но если у Пушкина последняя сцена царя открывалась его диалогом с Басмановым, говорящим о далеко идущих планах государя («Лишь дай сперва смятение народа мне усмирить»), то здесь появлению Годунова будет предшествовать рассказ Шуйского о галлюцинациях царя («К царевичу погибшему взывая, призрак его бессильно отгоняя»), а появится Борис чуть позднее, весь во власти видений:

Чур, чур! Кто говорит: «убийца»?

Убийцы нет! Жив, жив малютка.

А Шуйского за лживую присягу

четвертовать!

А затем в сцену будет введён рассказ Пимена (не Патриарха, как у Пушкина) о чудесном исцелении слепого, сразу же после которого царю станет плохо («Ой! Душно! Душно! Свету!») – и начнётся сцена прощания с сыном. При этом композитор откажет преступному царю в отпущении грехов (в отличие и от Пушкина, указавшего: «Начинается обряд пострижения», - и от исторической действительности; снова цитирую Карамзина: «Он терял память, но успел благословить сына на Государство Российское, восприять Ангельский Образ с именем Боголепа и чрез два часа испустил дух, в той же храмине, где пировал с Боярами и с иноземцами...»). А в опере Борис хоть и скажет: «В монахи царь идёт», - но затем воскликнет: «Повремените… я царь ещё!» И успеет перед смертью сказать лишь «Простите…»

Фотография с сайта Большого театра
Фотография с сайта Большого театра

В этой редакции Мусоргский исключает сцену с Юродивым, но его плач из неё переносит в финал оперы – сцену под Кромами. Здесь мы увидим и народный мятеж («Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая»), и попытку расправиться с боярином Хрущовым, а затем с иезуитами. При этом самое деятельное участие в ней будут принимать Варлаам и Мисаил. А затем появится Самозванец, освободит всех схваченных и призовёт:

За нами вслед идите в бой!

На родину святую.

В Москву, в кремль златоверхий!

Фотография с сайта Большого театра
Фотография с сайта Большого театра

А в завершение зазвучит плач Юродивого, предвещающий грядущие беды:

Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие!

Плачь, плачь, душа православная.

Скоро враг придёт,

и настанет тьма,

темень тёмная, непроглядная.

Горе, горе Руси.

Плачь, плачь, русский люд,

голодный люд!

*************

Премьера оперы состоялась 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра, публика встретила её восторженно, критика - резко отрицательно.

Триумфальное шествие оперы началось в самом конце девятнадцатого века, во многом благодаря исполнению заглавной партии Ф.И.Шаляпиным (вообще-то Фёдор Иванович пел ещё партии и Пимена, и Варлаама). Вслед за ним партию Бориса Годунова исполняли все великие басы (и не только российские, но и по всему миру)

Сейчас постановщики чаще всего комбинируют различные редакции оперы, умудряясь сохранить и сцену у собора Василия Блаженного, и сцену под Кромами (так опера идёт в Большом театре). Кое-где идёт и первая редакция оперы (в Москве - в Новой опере), так что каждый может найти интересующий его вариант.

М.О.Рейзен в роли Бориса Годунова
М.О.Рейзен в роли Бориса Годунова

Опера пользуется огромной популярностью. Но вместе с тем нельзя забывать, что это – не совсем Пушкин…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь