Найти в Дзене
Мама не по ГОСТу

Свободу попугаям: Или сколько личной свободы нужно современному ребёнку?

Наши детки
Наши детки

Вопросы свободного времени и личного пространства сейчас довольно популярны)

И если взрослый человек самостоятельно решает, как ему распоряжаться личным временем и как проставлять личные границы, то дети такой возможности лишены в силу своего возраста...

Распоряжаются временем и даже пространством ребёнка его родители)))

Пока ребёнок маленький в большинстве случаев он соглашается на те условия, которые ему предлагают старшие)

Однако в пубертатном возрасте чада начинают протестовать, а иногда и открыто бунтовать против установленных правил)

В этой статье предлагаю разобраться, как войти в подростковый возраст без конфликтов между заинтересованными сторонами и обсудить, сколько нужно свободного времени и пространства современным детям и нужно ли?

У наших детей не так много личного времени и я считаю это правильным)

И прежде чем закидывать меня тапками, позвольте объяснить, чем заняты наши дети и что в принципе я вкладываю в понятие "свободное /личное время"🗣

Если что, детей в нашей семье трое:

Для понимания пара терминологических пояснений)

📝Свободное/личное время - время, которое лимитированно взрослыми, однако ребёнок сам решает, как именно распорядиться им)

📝Лимит времени - это временной интервал, отведённый ребёнку на то или иное занятие, с помощью которого ребёнок учится самоконтролю и рациональности)

📝Занятость - совокупная функционально-образовательная нагрузка ребёнка, которая подразумевает индивидуальный подход и учитывает его физическое и психо-эмоциональное состояние, темперамент и выносливость, а самое главное желание самого ребёнка)

Какой стиль воспитания в нашей семье, я рассказывала здесь:

В определённые моменты жизни были ситуации, когда меня, как маму, обвиняли в чрезмерной загруженности детей и контроле🙅

В качестве аргументов приводили

🎞А вот раньше за нами никто не следил...

🎞Родители даже не знали, чем я занимался/лась...

🎞Мы гуляли одни...

Ну и всё в этом роде)

Обезьянки наши
Обезьянки наши

Да, это действительно было)))

Но...

Что же сейчас не так?

В моём понимании, которое сформировалось в процессе наблюдения за своими детьми и их сверстниками,самая большая проблема для нынешних детей - интернет и его производные)

И именно интернет в разных его конфигурациях поглощает свободное время подрастающего поколения)

Поймите меня правильно)

Я в адеквате, и не считаю интернет злейшим злом и врагом всего человечества)

Интернет - отличный инструмент достижения многих целей, решения задач...

Но при этом всём это ещё и бесконечные информационные потоки, которые не фильтруются по возрасту и другим цензорам...

Да, я действительно считаю, что для детской и подростковой психики интернет представляет глобальную опасность...

И вот здесь мы подходим к теме статьи)

Предоставляя ребёнку полную свободу действий мы предоставляем его не самому себе, а интернету...

К великому сожалению современные дети в свободные минутки

⏳не бегут на улицу гонять мяч

⏳Не торопятся в библиотеку за новой книгой

⏳Не спешат писать письма друзьям из других городов...

Современные дети, которые однажды получили доступ к монитору телефона/планшета/телевизора перестают принадлежать себе...

Они улучают минутку и прилипают к экрану...

Можно сказать, и что?

Это современный мир и это нормально...

Нет, не нормально, когда ребёнок остаётся один на один со взрослым контентом)

И тут можно спорить и говорить, что есть родительский контроль и бла-бла-бла...

Трёхлетка конечно будет довольствоваться тем, что ему включили, а вот младший школьник, едва научившийся читать уже попробует поискать что-то поинтереснее...

Про подростков, думаю, и говорить нечего)

И поверьте, с этой задачей все они рано или поздно справляются...

Так вот когда меня спрашивают, зачем так загружать детей, пусть отдыхают больше...

Я отвечаю, что не против, пусть отдыхают...

Я ведь не монстр какой-то)

Но...

Они же приходят из школы и не ложаться, к примеру, поспать часок-другой...

И даже не просятся погулять с друзьями)

Они первым делом хватаются за телефон...

И считают это отдыхом)))

На полном серьёзе...

Егор в парке
Егор в парке

У нас даже на этой почве нет так давно со старшими детьми возникла дискуссия)

И, знаете, мы так и не сошлись во мнениях)

Даже с дочерью, которой двадцать)

На все наши доводы она сказала, что мы не понимаем...

Я естественно допускаю, что дети и даже подростки на самом деле не понимают, что не так)

Однако мы, взрослые, понимаем, что у монитора ребёнок не отдыхает)

Да, он думает, что отдыхает, а его мозговая активность на пределе, эмоциональное состояние на пике)

Я уже не говорю про зрение, осанку и низкую физическую активность)))

Ну и к чему я клоню?

Современная реальность такова - если ребёнок не загружен по уши , он загружает себя чем есть - а есть под рукой всегда телефон, к которому так и тянется рука)))

И как только эта самая рука дотянулась - всё ребёнок ушёл в отключ)))

И попробуй теперь чадушку свою от этой заразы отклеить(

Трёхлетка заревёт, но если отвлечь и предложить альтернативу успокоится)

Младший школьник будет конючить и в итоге всё равно придётся скандалить(

Подросток и вовсе может открыто демонстрировать злость и даже проявлять агрессию(

И тут хочется спросить родителей, а оно вам надо?

И вот чтобы этой конфрантации избежать, задача нас, здравомыслящих родителей, именно начиная с раннего возраста показать своим детям альтернативу монитору)

Просто запретить и ничего не предложить взамен, увы, не работает...

И здесь тоже можно найти контр аргумент)

Мол за нами никто не бегал, развлекухи нам не придумывал...

Верно, не было такого... Так и интернета, простите, не было...

Много чего липучего и такого вот энертного не было раньше)))

Поэтому мы и выдумывали сами для себя досуг)

А был бы у нас соблазн в два клика залипнутьь на зрелище, поверьте, мы бы тоже с привеликим удовольствием так поступили)))

Таким образом и получается, что только те дети будут иметь хоть какую-то свободу от телефона и интернета, которым родители показали альтернативу)

Есть и ещё одна крайность)

Раз интернет и его производные зло, значит его просто не нужно ребёнку давать)

В теории может быть, однако я предпочитаю быть реалистом и понимаю, что это невозможно)

Да, однозначно нужно ограждать ребёнка от всего такого максимально долго)

Но рано или поздно, а если быть точнее, в школьном возрасте, ребёнок увидит телефон или планшет у сверстников и начнёт желать такого себе)

Если родитель кремень, то это всё равно не спасёт ситуацию)

Ребёнок будет заглядывать в чужие телефоны, выпрашивать у друзей телефон на время и идти на любые ухищрения)

Мы такое проходили)

И знаете, такой опыт мне не слишком понравился)))

Я помню разговор со своим ребёнком, когда он с обидой и со слезами на глазах спрашивал меня о несправедливости мира сего)

-Вот почему кто-то учится на двойки и у него крутой телефон и интернет всегда оплачен, а я учусь на пятёрки, а у меня кнопочный телефон???

Поверьте, в этой ситуации противопоставить что-то ребёнку ой как сложно)

Кроме несправедливости и обиды ваш ребёнок ничего не почувствует в этот момент, что бы ему не говорили и как бы доходчиво не объясняли...

И вот тут, кстати, ещё одна ловушка)

Пожалуйста, милые родители, кому ещё только предстоит всё это пройти, очень прошу, не делайте телефон и прочие гаджеты поощрением для ребёнка, которое он должен заслужить/заработать оценками, послушанием и другим положительным поведением)))

🆙Пусть телефон будет средством связи/общения

🆙Пусть планшет и компьютер будут инструментами для решения учебных/рабочих задач

🆙Пусть игровая консоль будет общим досугом для семьи, а не поводом от неё отдалиться

Как лимитирование свободного времени поможет избежать конфликтов?

На первый взгляд может показаться, что эти процессы совсем не связаны между собой...

Но вообще-то связаны)

Важно только не пропустить момент, вовремя включить осознанного родителя)

Поверьте мне, я не такая уж супер-пупер продуманная мама, которая всё и всегда делает правильно)

Нет конечно!

И всё вышесказанное вынесено из личного опыта, причём далеко не всегда позитивного)

Вы думаете, у меня не было никогда соблазна усадить ребёнка к телевизору или вручить ему телефон, чтобы насладиться тишиной/порядком в доме/личным пространством)))

Такое у всех бывает)

Ведь чтобы ребёнка оторвать от экрана, нужно предложить ему что-то взамен)

🆕Прогулка

🆕настольные игры

🆕чтение

🆕конструирование

🆕рукоделие и творчество

🆕спорт

И много чего ещё...

Вы скажете, где же взять столько времени?

Если всё время развлекать и отвлекать ребёнка, когда же делать всё остальное(

Для мамы в декрете лучшим на мой взгляд является режим дня)

Когда каждому занятию есть своё время, то нет путаницы и сумбура, причём как для ребёнка, так и для родителей)))

ОК, это другая тема(((

Так вот всё к тому, что при желании всё можно успеть)

По мере взросления ребёнка, естественно, его нужно учить занимать себя самостоятельно)

Но чтобы этого достичь, сначала придётся поднапречься)

🔆научить ребёнка комуникатировать с другими детьми)

🔆привить ему некоторые навыки - лепка, рисование, конструирование

🔆развить у ребёнка воображение, фантазию и раскрыть творческий потенциал

Ребёнок с первичными навыками сможет себя занять)

Многие родители опасаются, что если у ребёнка школа плюс пара дополнительных занятий, то всё...

Случится перегруз🔅

Не случится, если помочь ребёнку самоопределиться и распределить рационально личное время)

В режиме здесь и сейчас - в младшем школьном возрасте у нас Егор, наш младший сын)

Приведу пример на нём)

В прошлом году Егор пошёл в школу и соответственно на горизонте замаячили дополнительные занятия)

Первое, куда Егор пожелал записаться - школа искусств, художественное отделение, по простому художка)

Хорошо, одобрено!

Через неделю мне написала преподаватель музыки и поинтересовалась, будет ли Егор посещать музыкальную школу?

Егор ребёнок любознательный и активный, в детском саду он в двух последних группах посещал эстетическое отделение школы искусств)

Там их знакомили с музыкальными инструментами, нотами, занимались с ними ритмикой)

Ему нравилось(

К слоу сказать, ни одного из своих детей я не заставляла заниматься чем-либо против их воли)

Так было и в этот раз с Егором)

Я ему сказала, что для него поступило приглашение заниматься аккордеоном)

Потом мы обсудили, что у него будет уходить много времени на эти занятия и что это обучение длится не один год)

Егор сказал хочу и мы записались на ещё одно дополнительное занятие)

От внеурочной деятельности в прошлом году он отказаться не смог, ибо очень любит робототехнику)

Правда в этом году с сожалением признал, что наверное робототехнику придётся отложить, иначе тяжело получается)

Очень уж Егор любит конструкторы:

Это его решение и я даю выбирать ему)

Единственное, я для себя отметила осознанный подход и тихонечко порадовалась сама с собой)))

Ещё есть английский дополнительно)

И это тоже была полностью инициатива Егора)

Он очень просил позвать ему репетитора и мы его в этом поддержали)

Сейчас, во втором классе у Егора такое расписание:

💡Понедельник - школа 5 уроков + аккордеон, освобождается он 15 часов, пару часов отдыхает и потом с бабушкой выполняет уроки примерно до 20.30)

Именно его личного времени у него 2 часа(

Бывает, Егор спрашивает телефон или включает телевизор)

А бывает и не берёт всего этого - играет в лего или активничает вместе с нами)

💡Вторник - школа 5 уроков + художка до 16.00 +ближе к вечеру подготовка домашних заданий)

Здесь ещё можно ходить на робототехнику на 6 уроке - и Егор даже так попробовал)

Но тогда художку нужно переносить на среду, а там итак уже музыка)

Вот он и решил, что это многовато будет...

Дальнейший распорядок примерно такой же, только времени личного и свободного на 1 час меньше)

💡Среда - школа 4 урока +аккордеон до 14.30 и, соответственно, домашка вечером.

Здесь наоборот личного времени чуть-чуть больше)

💡Четверг - школа 5 уроков +художка + сольфеджио и всё это до 16.30))) И подготовка уроков на следующий учебный день(

Тут совсем немного на свои дела)

💡Пятница - школа 5 уроков +художка до 16.00)

В пятницу мы уроки на понедельник не учим или по изъявлению Егора выполняем один предмет)

В этот день, как видите, свободного времени придостаточно)

💡Суббота - занятий никаких нет) Но в течении дня нужно непременно немного почитать и позаниматься музыкой)

Ну и вечером выполнить оставшиеся уроки на понедельник)

💡Воскресенье - репетитор по английскому 1 час и потом полная свобода)

Однако это не значит, что можно провести целый день у экрана)

Есть небольшие обязанности по дому и конечно же шахматы с папой)

Так же в воскресенье находится время на микроскоп и термомозайку/выжигатель)

Вот так Выглядит занятие Егора дома

Как видите, график довольно плотный)

Однако Егор ведь не жалуется на усталость)

Плюс пока он добирается до школы искусств, у него получается неплохая прогулка - когда тепло и нет дождя Егор ездит на велосипеде, зимой пешком или на санках)

Правда санки в этом году это не точно)

Не известно, поместится он на них или уже нет...

Меня такой график совсем не пугает)

У старших детей было примерно так же)

Лизавета как и Егор одновременно ходила в художку и на фортепиано)

Когда школу искусств окончила, стала ходить на гитару и плюс в литературную студию"Книголюб".

Юра тоже окончил художественную школу, потом стал осваивать гитару)

Начинал с обычной гитары, сейчас перешёл на электро)

Сейчас кроме индивидуальных занятий есть ещё музыкальный коллектив)

И конечно же литературная студия книголюб)

Безусловно, каждое дополнительное увлечение ребёнка потребует ресурса не только от него самого)

Родителям тоже придётся включаться в процесс:

☑️Помочь с составлением расписания и организацией времени

☑️Контролировать посещаемость и в младшем возрасте сопровождать ребёнка

☑️Помочь с расстановкой приоритетов

☑️Обеспечить финансовую сторону процесса

Полагаю, любой здравомыслящий взрослый понимает, что если пустить всё на самотёк, вряд ли что-то получится)

В финансовом смысле нагрузку тоже всегда нужно подразумевать)

Ведь если даже стоимость дополнительных занятий, как у нас, символическая или вовсе бесплатная, то регулярных трат всё равно не избежать)

Для каждого увлечения требуется много расходников - для художки листы для акварели, пластилин, краски и прочие материалы, которые заканчиваются, одни быстро, другие не очень; для гитары - струны, медиаторы, шнуры, педали эффектов и прочее)

И для каждого увлечения есть свой перечень необходимого)

Однако эти траты минимальны в сравнении, например, со стоимостью дорогой игровой консоли, игрового компьютера и прибамбахов к нему)

Подитожим)

🙋Если у ребёнка есть любимое занятие, у него почти нет времени на зависание в интернете

🙋Если ребёнок посещает кружки и секции у него больше общения и, соответственно, лучше развиты коммуникативные навыки

🙋Если ребёнок увлечён и воодушевлён тем, что делает он более уверенный и более целеустремлённый

🙋Если ребёнок привык к распорядку и выработал усидчивость в младшем школьном возрасте, в подростковом возрасте с ним будет легче найти точки соприкосновения)

🙋Если ребёнок увлечён чем-либо, у него есть альтернатива и в осознанном возрасте он быстрее самоопределится, в том числе и профессионально)

Про профессиональное самоопределение я как-то писала здесь:

И из всего этого следует, что к подростковому возрасту будет минимум недопонимания и процесс становления личности пройдёт менее болезненно)

Конечно же, всё вышесказанное мною не панацея и тем не менее, я убеждена, что пользы от разумной занятости в разы больше, чем потенциального вреда)

Главное, чтобы нагрузка была разумной, а увлечения соответствовали желанию и способностям ребёнка)

Благодарю всех, кто дочитал мои размышления до конца и приглашаю к дискуссии в комментариях)

Птицы
1138 интересуются