Вопросы свободного времени и личного пространства сейчас довольно популярны)
И если взрослый человек самостоятельно решает, как ему распоряжаться личным временем и как проставлять личные границы, то дети такой возможности лишены в силу своего возраста...
Распоряжаются временем и даже пространством ребёнка его родители)))
Пока ребёнок маленький в большинстве случаев он соглашается на те условия, которые ему предлагают старшие)
Однако в пубертатном возрасте чада начинают протестовать, а иногда и открыто бунтовать против установленных правил)
В этой статье предлагаю разобраться, как войти в подростковый возраст без конфликтов между заинтересованными сторонами и обсудить, сколько нужно свободного времени и пространства современным детям и нужно ли?
У наших детей не так много личного времени и я считаю это правильным)
И прежде чем закидывать меня тапками, позвольте объяснить, чем заняты наши дети и что в принципе я вкладываю в понятие "свободное /личное время"🗣
Если что, детей в нашей семье трое:
Для понимания пара терминологических пояснений)
📝Свободное/личное время - время, которое лимитированно взрослыми, однако ребёнок сам решает, как именно распорядиться им)
📝Лимит времени - это временной интервал, отведённый ребёнку на то или иное занятие, с помощью которого ребёнок учится самоконтролю и рациональности)
📝Занятость - совокупная функционально-образовательная нагрузка ребёнка, которая подразумевает индивидуальный подход и учитывает его физическое и психо-эмоциональное состояние, темперамент и выносливость, а самое главное желание самого ребёнка)
Какой стиль воспитания в нашей семье, я рассказывала здесь:
В определённые моменты жизни были ситуации, когда меня, как маму, обвиняли в чрезмерной загруженности детей и контроле🙅
В качестве аргументов приводили
🎞А вот раньше за нами никто не следил...
🎞Родители даже не знали, чем я занимался/лась...
🎞Мы гуляли одни...
Ну и всё в этом роде)
Да, это действительно было)))
Но...
Что же сейчас не так?
В моём понимании, которое сформировалось в процессе наблюдения за своими детьми и их сверстниками,самая большая проблема для нынешних детей - интернет и его производные)
И именно интернет в разных его конфигурациях поглощает свободное время подрастающего поколения)
Поймите меня правильно)
Я в адеквате, и не считаю интернет злейшим злом и врагом всего человечества)
Интернет - отличный инструмент достижения многих целей, решения задач...
Но при этом всём это ещё и бесконечные информационные потоки, которые не фильтруются по возрасту и другим цензорам...
Да, я действительно считаю, что для детской и подростковой психики интернет представляет глобальную опасность...
И вот здесь мы подходим к теме статьи)
Предоставляя ребёнку полную свободу действий мы предоставляем его не самому себе, а интернету...
К великому сожалению современные дети в свободные минутки
⏳не бегут на улицу гонять мяч
⏳Не торопятся в библиотеку за новой книгой
⏳Не спешат писать письма друзьям из других городов...
Современные дети, которые однажды получили доступ к монитору телефона/планшета/телевизора перестают принадлежать себе...
Они улучают минутку и прилипают к экрану...
Можно сказать, и что?
Это современный мир и это нормально...
Нет, не нормально, когда ребёнок остаётся один на один со взрослым контентом)
И тут можно спорить и говорить, что есть родительский контроль и бла-бла-бла...
Трёхлетка конечно будет довольствоваться тем, что ему включили, а вот младший школьник, едва научившийся читать уже попробует поискать что-то поинтереснее...
Про подростков, думаю, и говорить нечего)
И поверьте, с этой задачей все они рано или поздно справляются...
Так вот когда меня спрашивают, зачем так загружать детей, пусть отдыхают больше...
Я отвечаю, что не против, пусть отдыхают...
Я ведь не монстр какой-то)
Но...
Они же приходят из школы и не ложаться, к примеру, поспать часок-другой...
И даже не просятся погулять с друзьями)
Они первым делом хватаются за телефон...
И считают это отдыхом)))
На полном серьёзе...
У нас даже на этой почве нет так давно со старшими детьми возникла дискуссия)
И, знаете, мы так и не сошлись во мнениях)
Даже с дочерью, которой двадцать)
На все наши доводы она сказала, что мы не понимаем...
Я естественно допускаю, что дети и даже подростки на самом деле не понимают, что не так)
Однако мы, взрослые, понимаем, что у монитора ребёнок не отдыхает)
Да, он думает, что отдыхает, а его мозговая активность на пределе, эмоциональное состояние на пике)
Я уже не говорю про зрение, осанку и низкую физическую активность)))
Ну и к чему я клоню?
Современная реальность такова - если ребёнок не загружен по уши , он загружает себя чем есть - а есть под рукой всегда телефон, к которому так и тянется рука)))
И как только эта самая рука дотянулась - всё ребёнок ушёл в отключ)))
И попробуй теперь чадушку свою от этой заразы отклеить(
Трёхлетка заревёт, но если отвлечь и предложить альтернативу успокоится)
Младший школьник будет конючить и в итоге всё равно придётся скандалить(
Подросток и вовсе может открыто демонстрировать злость и даже проявлять агрессию(
И тут хочется спросить родителей, а оно вам надо?
И вот чтобы этой конфрантации избежать, задача нас, здравомыслящих родителей, именно начиная с раннего возраста показать своим детям альтернативу монитору)
Просто запретить и ничего не предложить взамен, увы, не работает...
И здесь тоже можно найти контр аргумент)
Мол за нами никто не бегал, развлекухи нам не придумывал...
Верно, не было такого... Так и интернета, простите, не было...
Много чего липучего и такого вот энертного не было раньше)))
Поэтому мы и выдумывали сами для себя досуг)
А был бы у нас соблазн в два клика залипнутьь на зрелище, поверьте, мы бы тоже с привеликим удовольствием так поступили)))
Таким образом и получается, что только те дети будут иметь хоть какую-то свободу от телефона и интернета, которым родители показали альтернативу)
Есть и ещё одна крайность)
Раз интернет и его производные зло, значит его просто не нужно ребёнку давать)
В теории может быть, однако я предпочитаю быть реалистом и понимаю, что это невозможно)
Да, однозначно нужно ограждать ребёнка от всего такого максимально долго)
Но рано или поздно, а если быть точнее, в школьном возрасте, ребёнок увидит телефон или планшет у сверстников и начнёт желать такого себе)
Если родитель кремень, то это всё равно не спасёт ситуацию)
Ребёнок будет заглядывать в чужие телефоны, выпрашивать у друзей телефон на время и идти на любые ухищрения)
Мы такое проходили)
И знаете, такой опыт мне не слишком понравился)))
Я помню разговор со своим ребёнком, когда он с обидой и со слезами на глазах спрашивал меня о несправедливости мира сего)
-Вот почему кто-то учится на двойки и у него крутой телефон и интернет всегда оплачен, а я учусь на пятёрки, а у меня кнопочный телефон???
Поверьте, в этой ситуации противопоставить что-то ребёнку ой как сложно)
Кроме несправедливости и обиды ваш ребёнок ничего не почувствует в этот момент, что бы ему не говорили и как бы доходчиво не объясняли...
И вот тут, кстати, ещё одна ловушка)
Пожалуйста, милые родители, кому ещё только предстоит всё это пройти, очень прошу, не делайте телефон и прочие гаджеты поощрением для ребёнка, которое он должен заслужить/заработать оценками, послушанием и другим положительным поведением)))
🆙Пусть телефон будет средством связи/общения
🆙Пусть планшет и компьютер будут инструментами для решения учебных/рабочих задач
🆙Пусть игровая консоль будет общим досугом для семьи, а не поводом от неё отдалиться
Как лимитирование свободного времени поможет избежать конфликтов?
На первый взгляд может показаться, что эти процессы совсем не связаны между собой...
Но вообще-то связаны)
Важно только не пропустить момент, вовремя включить осознанного родителя)
Поверьте мне, я не такая уж супер-пупер продуманная мама, которая всё и всегда делает правильно)
Нет конечно!
И всё вышесказанное вынесено из личного опыта, причём далеко не всегда позитивного)
Вы думаете, у меня не было никогда соблазна усадить ребёнка к телевизору или вручить ему телефон, чтобы насладиться тишиной/порядком в доме/личным пространством)))
Такое у всех бывает)
Ведь чтобы ребёнка оторвать от экрана, нужно предложить ему что-то взамен)
🆕Прогулка
🆕настольные игры
🆕чтение
🆕конструирование
🆕рукоделие и творчество
🆕спорт
И много чего ещё...
Вы скажете, где же взять столько времени?
Если всё время развлекать и отвлекать ребёнка, когда же делать всё остальное(
Для мамы в декрете лучшим на мой взгляд является режим дня)
Когда каждому занятию есть своё время, то нет путаницы и сумбура, причём как для ребёнка, так и для родителей)))
ОК, это другая тема(((
Так вот всё к тому, что при желании всё можно успеть)
По мере взросления ребёнка, естественно, его нужно учить занимать себя самостоятельно)
Но чтобы этого достичь, сначала придётся поднапречься)
🔆научить ребёнка комуникатировать с другими детьми)
🔆привить ему некоторые навыки - лепка, рисование, конструирование
🔆развить у ребёнка воображение, фантазию и раскрыть творческий потенциал
Ребёнок с первичными навыками сможет себя занять)
Многие родители опасаются, что если у ребёнка школа плюс пара дополнительных занятий, то всё...
Случится перегруз🔅
Не случится, если помочь ребёнку самоопределиться и распределить рационально личное время)
В режиме здесь и сейчас - в младшем школьном возрасте у нас Егор, наш младший сын)
Приведу пример на нём)
В прошлом году Егор пошёл в школу и соответственно на горизонте замаячили дополнительные занятия)
Первое, куда Егор пожелал записаться - школа искусств, художественное отделение, по простому художка)
Хорошо, одобрено!
Через неделю мне написала преподаватель музыки и поинтересовалась, будет ли Егор посещать музыкальную школу?
Егор ребёнок любознательный и активный, в детском саду он в двух последних группах посещал эстетическое отделение школы искусств)
Там их знакомили с музыкальными инструментами, нотами, занимались с ними ритмикой)
Ему нравилось(
К слоу сказать, ни одного из своих детей я не заставляла заниматься чем-либо против их воли)
Так было и в этот раз с Егором)
Я ему сказала, что для него поступило приглашение заниматься аккордеоном)
Потом мы обсудили, что у него будет уходить много времени на эти занятия и что это обучение длится не один год)
Егор сказал хочу и мы записались на ещё одно дополнительное занятие)
От внеурочной деятельности в прошлом году он отказаться не смог, ибо очень любит робототехнику)
Правда в этом году с сожалением признал, что наверное робототехнику придётся отложить, иначе тяжело получается)
Очень уж Егор любит конструкторы:
Это его решение и я даю выбирать ему)
Единственное, я для себя отметила осознанный подход и тихонечко порадовалась сама с собой)))
Ещё есть английский дополнительно)
И это тоже была полностью инициатива Егора)
Он очень просил позвать ему репетитора и мы его в этом поддержали)
Сейчас, во втором классе у Егора такое расписание:
💡Понедельник - школа 5 уроков + аккордеон, освобождается он 15 часов, пару часов отдыхает и потом с бабушкой выполняет уроки примерно до 20.30)
Именно его личного времени у него 2 часа(
Бывает, Егор спрашивает телефон или включает телевизор)
А бывает и не берёт всего этого - играет в лего или активничает вместе с нами)
💡Вторник - школа 5 уроков + художка до 16.00 +ближе к вечеру подготовка домашних заданий)
Здесь ещё можно ходить на робототехнику на 6 уроке - и Егор даже так попробовал)
Но тогда художку нужно переносить на среду, а там итак уже музыка)
Вот он и решил, что это многовато будет...
Дальнейший распорядок примерно такой же, только времени личного и свободного на 1 час меньше)
💡Среда - школа 4 урока +аккордеон до 14.30 и, соответственно, домашка вечером.
Здесь наоборот личного времени чуть-чуть больше)
💡Четверг - школа 5 уроков +художка + сольфеджио и всё это до 16.30))) И подготовка уроков на следующий учебный день(
Тут совсем немного на свои дела)
💡Пятница - школа 5 уроков +художка до 16.00)
В пятницу мы уроки на понедельник не учим или по изъявлению Егора выполняем один предмет)
В этот день, как видите, свободного времени придостаточно)
💡Суббота - занятий никаких нет) Но в течении дня нужно непременно немного почитать и позаниматься музыкой)
Ну и вечером выполнить оставшиеся уроки на понедельник)
💡Воскресенье - репетитор по английскому 1 час и потом полная свобода)
Однако это не значит, что можно провести целый день у экрана)
Есть небольшие обязанности по дому и конечно же шахматы с папой)
Так же в воскресенье находится время на микроскоп и термомозайку/выжигатель)
Вот так Выглядит занятие Егора дома
Как видите, график довольно плотный)
Однако Егор ведь не жалуется на усталость)
Плюс пока он добирается до школы искусств, у него получается неплохая прогулка - когда тепло и нет дождя Егор ездит на велосипеде, зимой пешком или на санках)
Правда санки в этом году это не точно)
Не известно, поместится он на них или уже нет...
Меня такой график совсем не пугает)
У старших детей было примерно так же)
Лизавета как и Егор одновременно ходила в художку и на фортепиано)
Когда школу искусств окончила, стала ходить на гитару и плюс в литературную студию"Книголюб".
Юра тоже окончил художественную школу, потом стал осваивать гитару)
Начинал с обычной гитары, сейчас перешёл на электро)
Сейчас кроме индивидуальных занятий есть ещё музыкальный коллектив)
И конечно же литературная студия книголюб)
Безусловно, каждое дополнительное увлечение ребёнка потребует ресурса не только от него самого)
Родителям тоже придётся включаться в процесс:
☑️Помочь с составлением расписания и организацией времени
☑️Контролировать посещаемость и в младшем возрасте сопровождать ребёнка
☑️Помочь с расстановкой приоритетов
☑️Обеспечить финансовую сторону процесса
Полагаю, любой здравомыслящий взрослый понимает, что если пустить всё на самотёк, вряд ли что-то получится)
В финансовом смысле нагрузку тоже всегда нужно подразумевать)
Ведь если даже стоимость дополнительных занятий, как у нас, символическая или вовсе бесплатная, то регулярных трат всё равно не избежать)
Для каждого увлечения требуется много расходников - для художки листы для акварели, пластилин, краски и прочие материалы, которые заканчиваются, одни быстро, другие не очень; для гитары - струны, медиаторы, шнуры, педали эффектов и прочее)
И для каждого увлечения есть свой перечень необходимого)
Однако эти траты минимальны в сравнении, например, со стоимостью дорогой игровой консоли, игрового компьютера и прибамбахов к нему)
Подитожим)
🙋Если у ребёнка есть любимое занятие, у него почти нет времени на зависание в интернете
🙋Если ребёнок посещает кружки и секции у него больше общения и, соответственно, лучше развиты коммуникативные навыки
🙋Если ребёнок увлечён и воодушевлён тем, что делает он более уверенный и более целеустремлённый
🙋Если ребёнок привык к распорядку и выработал усидчивость в младшем школьном возрасте, в подростковом возрасте с ним будет легче найти точки соприкосновения)
🙋Если ребёнок увлечён чем-либо, у него есть альтернатива и в осознанном возрасте он быстрее самоопределится, в том числе и профессионально)
Про профессиональное самоопределение я как-то писала здесь:
И из всего этого следует, что к подростковому возрасту будет минимум недопонимания и процесс становления личности пройдёт менее болезненно)
Конечно же, всё вышесказанное мною не панацея и тем не менее, я убеждена, что пользы от разумной занятости в разы больше, чем потенциального вреда)
Главное, чтобы нагрузка была разумной, а увлечения соответствовали желанию и способностям ребёнка)
Благодарю всех, кто дочитал мои размышления до конца и приглашаю к дискуссии в комментариях)