Найти тему
Александр Долгих

Самый большой айсберг современности. Тот, что потопил Титаник, по сравнению с этим малыш

Оглавление

Знали, что за айсбергами так же, как и за кометами в космосе, наблюдают. Почти все крупные айсберги под контролем учёных, которые следят за тем, чтобы не произошла катастрофа наподобие той, что произошла с Титаником. А самым крупным и тяжёлым айсбергом в мире сегодня является A23a. По сравнению с ним айсберг, потопивший Титаник, как игрушка.

Судите сами: вес А23а почти триллион тонн, это 10¹⁵ кг, площадь более четырёх тысяч квадратных километров — это как вся Полинезия, две Москвы или два Нью-Йорка! Только над водой он возвышается на 400 метров — это как Эйфелева башня, стоящая на крыше 20-этажного дома.

-2

Айсберг же, потопивший Титаник, хоть и был не малышом, по сравнению с этим выглядит, как игрушечный. Он возвышался над водой примерно на 100 метров, его масса была в 2 миллиона (я не ошибся) раз меньше, а площадь была всего около 250 тысяч квадратных метров, то есть опять примерно в миллион раз меньше. То есть, если бы айсберги были в форме кубов, ребро А23а было бы в 100 раз больше! Это как железобетонная плита и деталька от Лего. Даже нарисовать для визуального сравнения сложно.

Айсберг A23a откололся от шельфового ледника Фильхнера (западная Антарктида) вместе с ещё двумя другими, имеющими меньшие размеры, в районе советской антарктической базы «Дружная-1» в 1986 году. Много лет эта огромная глыба льда лежала на мели на юге моря Уэдделла. Но в 2023 году он неожиданно поплыл: тогда, среди антарктической зимы, айсберг, медленно вращаясь, начал своё путешествие со скоростью около 150 км в месяц. Уже за первые полгода он проплыл более двух тысяч километров.

За антарктическую зиму 2023 года айсберг преодолел не менее 2070 км и не собирается останавливаться на достигнутом
За антарктическую зиму 2023 года айсберг преодолел не менее 2070 км и не собирается останавливаться на достигнутом

Примечательно и то, что оборудование станции «Дружная-1» оказалось непосредственно на айсберге. При помощи вертолёта путь A23a отследили, а используя дизель-электроход «Капитан Кондратьев» ценную технику удалось успешно и полностью эвакуировать, даже учитывая то, что высота айсберга превышала 400 метров над водой.

Достоверно не известно, что именно заставило А23а начать двигаться. Британские исследователи сообщают, что виной всему глобальное потепление. Скорее всего, ледник со временем подтаивал, уменьшался и был снесён сильным океаническим течением. Сейчас его всё время мониторят в том числе со спутника, потому что он представляет серьёзную опасность для нефтедобывающих платформ и судоходства.

Спутниковая съёмка айсберга А23а
Спутниковая съёмка айсберга А23а

В случае столкновения, например, с перевозящим нефть танкером, повреждения могут привести к экологической катастрофе из-за утечки нефти. Если же со временем ледник полностью растает (а рано или поздно это произойдёт), он снизит солёность окружающей воды, что также повлияет на фауну региона.

Также ледник представляет опасность для моржей, пингвинов и тюленей, ведь он способен перекрыть им дорогу к пище. Кроме того, А23а способен столкнуться с островом, как это было в сентябре 2023 года с айсбергом D-30A, имеющим размеры около 1,4 квадратного километра. Ледяная глыба буквально протаранила маленький остров Кларенс, расположенный в архипелаге Южные Шетландские острова. Если бы в это время на нём были пингвины, которые в зимние месяцы выводят здесь птенцов, могло пострадать и погибнуть свыше 100 тысяч особей.

Что делать с айсбергом, чтобы он не натворил бед?

Понимая, что айсберг может причинить огромный ущерб, учёные рассматривают вариант с его уничтожением. Однако по причине огромных размеров это мероприятие представляется сложновыполнимым. Взорвать или расстрелять из пушек айсберг достаточно небезопасно, поставить на него теплогенераторы ― сложно и дорого. Чтобы отбуксировать А23а туда, где он никому не причинит вреда, потребуются усилия нескольких настолько мощных танкеров, каких ещё не создано. При этом учёные давно предлагали перемещать айсберги в регионы, где существует нехватка пресной воды. Идея создать заградительные конструкции на пути ледяной глыбы также считается нерабочей и крайне дорогостоящей.

По прогнозам наблюдающих за айсбергом учёных из Арктического и антарктического научно-исследовательского института, айсберг не будет путешествовать непрерывно: рано или поздно он наверняка сядет на мель. Мы же понимаем, что примерно 90% айсберга под водой, а если возвышается над водой на 400 метров, значит, уходит в глубину примерно на 2 километра.

-5

Перемещения А23а зависят от направления течения, глубины воды под ним и некоторых других факторов. По всей видимости, ледник будет подхвачен течениями, идущими из пролива Брансфилд (пролив между Южными Шетландскими островами и Антарктическим полуостровом), в результате чего айсберг попадёт в море Сквоша, где вскоре растает из-за более высокой температуры воды.

-6

По другой версии айсберг сядет на мель в районе британского острова Южная Джорджия, где проживает менее 30 человек, но причинит вред местным морским обитателям, перекрыв тюленям, пингвинам и другим птицам доступ к кормовой базе. Это произойдёт, если A23а доплывёт до Антарктического циркумполярного течения, петля которого огибает Антарктиду.

-7

Также А23а может доплыть и до берегов Африки, где ведётся достаточно активное судоходство, либо надолго застрять в море Уэдделла. Не исключён и вариант, в котором айсберг расколется на несколько частей, войдя в более тёплые воды как это было с айсбергом А68 в 2020 году.

-8

Другие крупные ледники

А23а является самым большим дрейфующим айсбергом, но далеко не единственным представляющим опасность. В прошлом году от Антарктиды откололся ещё один кусок льда, размером около 1,6 километра квадратного. Всего же в Южном океане одновременно могут дрейфовать как минимум 100 айсбергов разного размера.

Наблюдение за айсбергами ведётся через спутник и не только. Специальная аппаратура следит за состоянием ледяных покровов и сообщает, если на леднике появились крупные трещины. Такое оборудование есть, например, на антарктической станции «Прогресс». За таянием ледников следит и искусственный интеллект. Европейское космическое агентство использует нейросеть для оценки изменения размеров айсбергов: точность расчётов уже превышает 99%.

Из-за воздействия воды айсберг постепенно разрушается
Из-за воздействия воды айсберг постепенно разрушается

В январе 2024 года дроны ВВС засняли «арки», которые образовались на айсберге А23а под воздействием волн, местами достигающих четырёх метров. Уже к апрелю айсберг попал в сравнительно тёплые воды Антарктического циркумполярного течения, однако был подхвачен вихрем Тейлора и остановился. В августе он находился вблизи Южных Оркнейских островов и в 600 км от Антарктического полуострова, где медленно (до 15 градусов в сутки) вращался против часовой стрелки.

Если хотите читать новые статьи каждый день, подписывайтесь на мой Телеграм, а ниже я подобрал ещё кое-что интересное: