Найти в Дзене

«Велизарий Коул: Величайший труд» Гая Хейли: немного о гениях Империума

В «Волчьей погибели» Гая Хейли есть колоритный адмех по имени Велизарий Коул. Его труды всплывут 10 тысяч лет спустя… и это даст начало важнейшей сюжетной линии актуального бэка. Итак, у нас есть роман «Велизарий Коул: Величайший труд» Гая Хейли, а у меня есть немного очень личного мнения об этой книге.

В этом романе Гай Хейли свел воедино сразу несколько важных сюжетных линий. Первая из них — это судьба ордена Косы Императора. Его предысторию мы знаем еще с Ереси. Сота уничтожена флотом-ульем Кракен, а вместе с ней практически уничтожены Косы (см. Л. Голдинг «Резня на Могиле Гиганта»). Примарх Жиллиман решил восстановить орден за счет примарисов. И вот в начале мы видим тетрарха Децима в компании нескольких офицеров, в том числе магистра Кос Императора Фракия, на орбите Соты. Фракий и его братья горят глобальной нелюбовью к жукам и жаждой мести. И Фракий утверждает, что у него есть на Соте важное дело…

Феликс Децим уже встречался нам в серии «Рассвет Огня». Сота — подотчетная ему планета. Тетрарх считает нужным присматривать за прибывшими с ним ветеранами Кос Императора, так как усматривает в них нечто «неправильное». Но у Феликса есть еще и приказ Жиллимана: приглядывать за Коулом. Линия Феликса довольно сложна по структуре, потому что Хейли рассказывает и о его юных годах. Из этих рассказов понятно, что хотя Децим — любимчик Коула, сам он воспринимает Коула скорее как мучителя. Механикус вызывают у него подозрения, мертвая хватка, которой они вцепляются в технологии, настораживает, и вообще миссия ему не очень нравится, но приказ есть приказ.

Линия самого Коула — центральная в книге по значению, хотя и не наибольшая по объему. Современные события чередуются с флэшбеками о том, как Коулу и его товарищу Фридишу Кво пришлось в Ереси. Мы видим не только всемогущего архимагоса, гения и горделивого позёра — но и молодого Коула с другом, одиноких людей, заблудившихся в железном буране гражданской войны. Полностью контролировать его сейчас уже невозможно, а амбиции Коула безграничны, так что даже его ближайший помощник Альфа Примус считает его чересчур самоуверенным.

Кажется, в Империуме уже был подобный ученый? Не кажется! Хотя сравнивать Коула с Фабием Байлом, вероятно, все же не следует… Естественно, что рано или поздно эти двое столкнутся в противостоянии. Но — уже в книге «Генетический отец».

В этом же романе у Коула другие задачи. Полагаю, те, кто читал арку Забытой Империи, уже догадались, что интересует Коула на Соте. Я тоже читала эту арку, и, по правде, больно было видеть разоренную жуками Соту. Когда-то сам Жиллиман завидовал сотианским фермерам с их буколической трудовой жизнью. А теперь единственные живые существа там — некоторые бактерии и выжившие тираниды…

Ультрамарин-примарис. Худ. DAVID MASSON SAN GABRIEL
Ультрамарин-примарис. Худ. DAVID MASSON SAN GABRIEL

Большинство книг по Вархаммеру — боевики. Но похоже, что Гай Хейли всегда хотел писать научную фантастику. И в «Величайшем труде» он оттянулся по-настоящему, изображая исследования, открытия, высокотехнологичные приспособления, в том числе и созданные более высокоразвитой цивилизацией. Бои будут, но не очень много. У него получился настоящий научно-фантастический космический постапокалипсис. Мертвая, но все еще отчасти работающая защитная система, охраняющая безлюдную крепость-монастырь, — явная отсылка к «Будет ласковый дождь» Брэдбери. Однако, в отличие от этого рассказа, «Величайший труд» предупреждает нас о другом: не шутите с силами, таящимися во вселенной. Именно свет взорвавшегося Фароса некогда привлек тиранидов в Галактику.

Любопытный неосновной конфликт книги — разница между мироощущением Коула и Феликса. Феликс, хотя и пост, и транс, — в первую очередь человек. У него есть имя, чувства, личность, и так же он воспринимает окружающих. А Коул, хотя и называет Феликса любимцем, вспоминает его и остальных офицеров по… номерам. Как подопытный материал!

Между прочим, в книге упоминаются «Три медведя». В неожиданном контексте. И терраформирование Венеры. И фраза Коула «Да когда имперская доктрина имела значение?». А Жиллиман назван «грустным» и «не знавшим радостей в жизни». Вообще откровений в книге более чем достаточно. Главное из них — это происхождение Фароса.

Интересный момент: космодесантник-псайкер Альфа Примус — помощник Коула. Логично предположить, что его многочисленные таланты — заслуга Коула. Но нет, он говорит, что это «дары Императора». Правда, и Коул подчеркивает, что он дорабатывает дело Императора.

Коул и Зарулаш. Худ.  brushray
Коул и Зарулаш. Худ. brushray

Многое в сюжетных линиях романа символично. Косы Императора встречаются со своим прошлым, с темными сторонами своих неудач, и вынуждены сразиться с ними, чтобы избавиться от тяготевшего над орденом проклятия. Феликс Децим вспоминает под влиянием Фароса свое детство, и это помогает ему не избавиться, а наоборот, сохранить свою человечность. В воспоминаниях Коула оживает и его дружба с Фридишем, и многие эпизоды его долгой жизни, что заставляет его произвести некоторую переоценку. Но самое драматичное сражение Коула произойдет не с помощью оружия.

Книга, скорее всего, понравится тем, кто любит научную фантастику, технические подробности, погружение во внутренний мир героев, этические дилеммы, а также хотел бы почитать что-то про Ультрамаринов и Кос Императора, Механикус, некронов, К’Тан, генокрадов и Императора Человечества. Не понравится, вероятно, тем, кто предпочитает другие фракции, много боевок и линейное повествование.