О сепарации в детско-родительских отношениях.
Упреки и жалобы, скрытая агрессия, гремучая смесь неприятных чувств вины, стыда, обиды пронизывают отношениях детей и родителей. Вместо тёплых и поддерживающих взаимоотношений – холод, нетерпение и борьба.
Любовь – первое, чему учит ребенка мать. Через первое взаимодействие, эмоциональную близость, заботу формируется привязанность и основные жизненные установки. Слияние между матерью и ребенком в течение первых месяцев и лет жизни становится базой для формирования чувств безопасности и доверия. У ребёнка развивается эмпатия и способности к установлению связей с другими людьми.
Но прожить жизнь в вечном слиянии невозможно. Это может привести к сложным последствиям для психики. Необходимо учиться отделяться, давать себе и другому пространство для жизни. В психологии этот процесс называется сепарацией. И этому тоже учат детей родители. Среди самых чувствительных сепарационных кризисов для матери и ребёнка – первый выход малыша в социум, детский сад (все мамы помнят первый год, правда?). Затем наступает более серьёзный вызов – школа, где общество начинает давать оценку, сравнивать, включать во всевозможные рейтинги и соревнования. Это может стать серьёзным испытанием как для ребёнка, так и для родителей. Нередко оценка в дневнике воспринимается матерью или отцом как оценка себе самому. И, наверное, самым важным экзаменом для родителей и детей становится момент, когда нужно отпустить, уйти во взрослую жизнь: в колледж или институт, в профессию, в другой город или страну, в другую семью. Стать самостоятельным.
Ключевое здесь – Смочь Отпустить, а для ребёнка Смочь Отделиться.
Сепарация – важнейший процесс в психическом развитии человека. Главная цель которого – обретение психологической независимости и идентификация. Только отдельно у ребёнка появляется возможность для развития своей, отдельной психики. Неудача сепарационных процессов может привести к трудностям в социализации, непонимании личной направленности и целей, к сложностям с самооценкой и в выстраивании отношений. Не обработанные психикой присвоенные сценарии привносятся в другие отношения («такое уже со мной было, опять на те же грабли»). Сепарация – чувствительный процесс для обеих сторон. А качество его проживания во многом зависит от того, насколько психологически зрелыми и являются родители и каким был их собственный опыт.
Как понять, что сепарация не прошла успешно? Традиционные социальные маркеры, такие как образование, отдельное жилье, появление семьи и собственных детей, не всегда являются показателями внутренней, психической сепарации. Приведу несколько примеров из моей практики (эти чувства и переживания встречаются как у детей, так и у родителей):
- Когда звучит «быть НЕ такой, НЕ таким, как мать или отец»;
- Когда хочется причинить добро по-своему (современные юноши и девушки называют этот способ взаимодействия «доминирование», «абьюз», «токсик»);
- Когда крайне важно во что бы то ни стало доказать свою правоту, невзирая на силы и средства. Невозможно выдержать другое мнение или отношение к чему-то (к выбору профессии, партнёра для отношений);
- Когда есть навязчивая идея получить компенсацию за что-то из прошлого;
- Когда много молчания, невнимания, игнорирования контакта, установка на конфликт;
- Когда физическое ограничение контакта (уход или переезд) не помогает обрести душевное облегчение, а проблемы и триггеры отыгрываются (переносятся) в других отношениях.
Что с этим делать?
Я встречала такие рекомендации: писать письма и сжигать, переключаться на отпуск, ремонт, переезд, активировать другие социальные связи. Эти упражнения могут приносить облегчение. Но психоаналитический взгляд подсказывает, что пройти через сепарационную тревогу и прожить её трудности всё равно придется: оплакать утрату близости, детской беспечности, попрощаться с надеждами на раскаяние или изменение человека, принять, что никто не компенсирует прошлые обиды.
На что я как мать и как психолог обращаю внимание в работе с сепарационными процессами?
- Отделение своих переживаний от опыта родителей;
- Осознание собственной идентичности;
- Осознание и переработку чувств утраты, гнева, вины;
- Исследование и осознание неэффективных паттернов поведения и поддержка в создании новых, более здоровых способов взаимодействия с окружающими;
- Установление границ, обретение независимости и самодостаточности.
Автор: Гагаева Ольга Николаевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru