Свой последний фантастический роман «Диктатор» популярный советский фантаст Сергей Снегов писал в период с 1987 по 1991 годы, но до самой своей смерти в 1994-м опубликовать его не успел, и вышла книга только в 1996-м. Но во время написания этого романа автор сам того, возможно, не ведая, раскрыл перед некоторыми будущими его читателями тайну замысла его создания.
Фантастический роман Сергея Снегова «Диктатор», писавшийся, по некоторым данным, с 1987 по 1991 гг., - одно из последних произведений писателя, в любом случае оно было опубликовано уже после его смерти в 1996 году одновременно еще с одним последним романом – «Хрононавигаторы». И хотя оба этих произведения соврем разные, но их объединяет один общий момент – мировой ап0калипсис, поразивший отдельно взятые планеты, и меры по его предотвращению.
Вместе с тем роман «Диктатор» имел совершенно другую подоплеку. В нем описана планета, очень похожая на Землю, вернее, это и была Земля, но только как бы в другом измерении, так как Снегов не рискнул перенести действие романа на настоящую Землю. Но в целом это и есть Земля, и даже фамилии героев произведения совершенно земные, не говоря уже о всех остальных, слишком характерных моментах.
Планета погружена в войну, которую пытается остановить правитель одной могущественной страны – Гамов. Он возложил на себя обязанности диктатора, и поступает соответственно своему сану. Гамов намеревается прекратить эту войну путем объединения планеты под своим руководством, и применяет для этого самые жест0кие меры, причем настолько жест0кие, какие только себе можно представить.
Однако цель, как говорится, оправдывает средства, и диктатор Гамов действует, не останавливаясь не перед чем, для него не существует никакой морали, тем более что он старается не для себя, а для будущего всего человечества. И он подает все признаки своей гениальности, так как путем очень сложных, и при этом многочисленных и хорошо продуманных действий ему все же удается добиться так необходимого несчастной планете мира.
Но после своей полной победы, прекращения войны и возвращения ее в мирное русло диктатор Гамов организовывает суд над собой, признавая все совершенные им преступления против человечности, и с готовностью идет на эшафот.
Вроде бы идея хорошая, и воплощена она на высшем уровне, благо места для этого было предостаточно – роман насчитывает почти 800 страниц. Но мне совершенно случайно довелось узнать, благодаря чему у Сергея Снегова эта идея вообще возникла.
Он сам об этом рассказал, вернее, не рассказал, а просто навел своими рассказами, возможно, и сам не осознавая это.
Где-то году в 1988 или 1989 – я точно не помню, Снегов приезжал в Одессу, на свою родину, и выступил в местном клубе фантастики. О своем новом романе, который тогда еще находился в стадии написания, он не упомянул ни словом. Но он рассказал о некоторых моментах своей жизни, пытаясь оправдать себя за все, что он сделал до войны, в годы, предшествующие «большим чисткам» при Сталине.
Как известно, в 1937-и Сергей Снегов «загремел» в лагеря по обвинению в «антис0ветской деятельности». Возможно, это была подстава, в любом случае Снегов себя виновным не признал, тем более что он, по своим же собственным словам, до ареста был убежденным сталинистом. Он рассказал своей одесской аудитории, что, будучи одним из к0мс0м0льских активистов в 30-е годы, сам принимал участие в осуждении некоторых своих коллег и товарищей, и от его слова зависела судьба конкретного человека, обвиненного в «антис0ветчине».
Но он оправдывал это тем, что, мол, тогда в стране был очень сильный идеологический подъем, и каждый «честный к0мс0м0лец» считал своей обязанностью искоренять всю «антис0ветчину» любыми методами, вплоть до 0суждения предположительно невиновных, главное, чтобы виновные не ушли от ответственности.
«Понимаете, - втолковывал нам Снегов, - мы тогда были молодыми энтузиастами, и мы искренне верили, что наше государство со всех сторон атакуют всякие вриедители и шпи0ны, и всех их надо нейтрализовать любой ценой. Ну, типа, лес рубят – щепки летят».
Также он рассказывал о том, что практически вся к0мс0м0льская молодежь буквально благотворила Сталина, и верила в то, что чтобы он не делал и какие методы не применял – он все делает правильно, исключительно во имя процветания страны и счастья трудового народа.
Что-то он там еще рассказывал, но все в одном ключе – страну можно защитить только волей одного человека, которого народ должен поддерживать полностью, а цель, как известно, оправдывает средства.
Вероятно, Сергей Снегов много кому своим возвышенным отношением к советской власти, дикатат0ру Сталину и вообще к судьбе своей страны сломал судьбу. И все это он оправдывал необходимостью борьбы с врагами социалистической Родины любыми методами, исключающими даже м0раль. Вот его и подставили в отместку, благо что подставить в те непростые времена было проще простого, и больше всего страдали такие идеалисты, как Снегов.
Видимо, к концу жизни Сергей Снегов и добрался, наконец, до мысли воплотить все свои оправдания в монументальном труде. Отсюда в его книге и появился Сталин в образе диктат0ра Гамова, а также куча сталинских функционеров самого разного калибра в виде множества других персонажей.
И хотя сам Снегов назвал своего «Диктатора» романом-предупреждением, вряд ли он собрался кого-то о чем-то предупреждать. Просто он воспользовался моментом, когда во второй половине 80-х цензура в СССР сильно ослабла, и решил написать «книгу жизни», которую благодарные потомки поймут правильно, и не будут поминать имя ее автора всуе.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
«Алые крылья огня» Алексея Бессонова – отличный образец постсоветской авантюрной фантастики
Рассказ «Человек из Пасифиды» ~ одно из первых произведений А. и Б. Стругацких а-ля Роберт Шекли
Александр Бирюк «НЛО – секретный удар» - политический детектив с фантастической канвой