Здание бывшей Казенной палаты возле Петровского сквера – то самое загадочное место, откуда шел подземный ход до самой реки Воронеж. А построено оно по проекту столичного архитектора, "русского итальянца" Джакомо Кваренги.
ПРОЕКТ ИЗВЕСТНОГО ЗОДЧЕГО ДЖАКОМО КВАРЕНГИ
В 2009 году при ремонте фонтана у площади Победы обнаружили старинный тоннель к водохранилищу, оборудованный рельсами. Он начинался в подвалах здания Казенной палаты. По нему в опасных ситуациях спасали ценные бумаги. По мнению краеведов, найденный ход был ответвлением казначейского тоннеля. Однако интересную находку заложили кирпичом.
Дом на проспекте Революции, 21, примечателен еще и тем, что его проект сделал Джакомо Кваренги – знаменитый «русский итальянец», автор таких архитектурных шедевров, как Эрмитажный театр и Смольный институт благородных девиц в Питере, Гостиный двор на Ильинке в Москве и многих других.
Воронежский дом не отличается столь изысканным изяществом и масштабностью. Столичный архитектор в планах гармонично сочетал свой проект с уже построенным домом-дворцом Потапова, где ныне находится музей имени Крамского. Джакомо Кваренги предлагал создать овальную площадь из курдонеров – парадных дворов перед зданиями, противостоящих ансамблей. Более того, предполагалось, что дом-дворец Потапова станет резиденцией наместника, а здание напротив – местом его службы.
Судя по уцелевшему чертежу, столичный зодчий представлял себе не одно, а целых три сооружения, связанных полукруглыми галереями. Вперед выдвинуты два двухэтажных дома: с одной стороны – казенная палата, здание, о котором идет речь, с другой – гражданская и уголовная палаты (современная территория Воронежского университета инженерных технологий). Третье здание – в глубине, посередине между вышеупомянутыми, на месте нынешнего Петровского пассажа, должно было стать наместническим правлением.
Однако строительство комплекса зданий не состоялось. По неизвестным причинам воронежскому наместнику Василию Черткову проект не пришелся по вкусу, к тому же по именному указу Екатерины II в связи с русско-турецкой войной финансирование строительства было приостановлено. Тем не менее корпус казенной палаты в 1786–1787 годах был возведен в модном тогда классическом стиле.
Во главе Казенной палаты стоял сам вице-губернатор. Учреждение занималось взысканием повинностей с государственных крестьян и сбором налогов с мещан и купцов. Деньги хранились в трехметровом подвале, который существует и по сей день.
В здании существовали то податное присутствие, то чертежное отделение. На все была воля хозяина – управляющего казенной палатой.
АРХИВЫ ИЗ ДВОРЯНСКИХ ОСОБНЯКОВ
После революции большевики реквизировали содержимое подвалов, а саму казенную палату разогнали. Здесь потом находились губстатбюро и губархивбюро. В 1920-е годы в здании активно работали воронежские архивисты: груды старинных бумаг прибывали из дворянских особняков, их необходимо было изучить, систематизировать и определить на хранение.
К концу десятилетия архивными работниками живо заинтересовались сотрудники НКВД. Вскоре хранителей старины взяли под стражу, обвинив их в подготовке свержения власти большевиков. По «делу краеведов» были репрессированы почти 100 человек.
Само здание претерпело значительную перепланировку, а в послевоенное время к нему пристроили еще два этажа. Такое преображение было связано с нехваткой жилых помещений в разрушенном городе.
Примечательно, что, несмотря на строительные метаморфозы, карниз старой кровли остался, став элементом фасадного декора, который можно видеть и сегодня.
Сейчас в здании на проспекте Революции, 21, располагается представительство министерства иностранных дел России в Воронеже.